Построили и чуть-чуть снесли. Что произошло за 2018 год с большими проектами Перми

Некоторые проекты, которые обсуждались годами, в 2018 году власти отказались включать в планы на ближайшую перспективу. Зато развивались новые масштабные идеи. Правда, ни одну из них не успели воплотить в жизнь в окончательном варианте

Автор: Кристина Суворова

Пожалуй, центральным мегапроектом стало все, что связано с закрытием движения на участке железной дороги Горнозаводского направления. А ведь до лета 2017 года новости о сносе путей вдоль набережной подавали в качестве первоапрельской шутки. Правда, сносить железную дорогу все-таки не станут – по этим же рельсам планируется запустить трамвай, который должен будет иметь автономный ход без контактной сети.

Закрытие участка Пермь II – Пермь I и набережная.

Прекращение движения поездов вдоль набережной связано с масштабными проектами по реновации незадействованных промышленных площадей – «Порт Любимов» и «Новая Мотовилиха», с созданием культурного кластера на заводе Шпагина. Вдобавок говорилось о строительстве детской железной дороги и поддержке этого проекта со стороны РЖД. Конкретных шагов ко всему этому сделано не так много. C 1 июля на железной дороге перестал действовать остановочный пункт «Дзержинская» между станциями Пермь II и Пермь I. Сам перегон сначала планировали закрыть в декабре 2018 года, но теперь этот шаг намерены сделать осенью 2019 года – когда завершится проектирование трамвайной линии вдоль набережной.

Площадке завода Шпагина, которую власти выкупили в прошлом году за 445 млн рублей, меняют зонирование. Она станет зоной общественных пространств и объектов культурного наследия. В будущем культурном кластере уже проводят мероприятия. Там состоялись концерты в рамках Дягилевского фестиваля, молодежный форум, организованы занятия йогой. В декабре открылись выставки «Переходное состояние» и Red Market. Разработан эскиз концепции культурного кластера (см. «Галерея»). Параллельно решаются вопросы трудоустройства 158 работников мотовозоремонтного завода, работавших на предприятии до начала декабря.

Что касается непосредственно набережной, работы на променадной части до порта «Пермь» закончены – уложена гранитная плитка. на набережной в настоящее время выполнены проколы через железнодорожную насыпь. Проведение земляных работ находится в завершающей стадии. Также заканчивается устройство сетей канализации и водопровода, продолжаются работы по прокладке электрокабелей и системы наружного освещения. Кроме того, сейчас идет проектирование участка от Речного вокзала в сторону Мотовилихи.

Транспортно-пересадочный узел на Перми II.

В конце 2017 года концепция ТПУ Пермь II, разработанная московской компанией «Трансстройм», была близка к окончательному утверждению. Вот-вот планировалось начать проектирование. В начале 2018 года подход к строительству вокзального комплекса кардинально поменялся. Частный инвестор остался не у дел – власти воспротивились появлению на месте бывшего Товарного двора крупного торгово-развлекательного центра и стали работать только с РЖД. Край выкупил у госкорпорации объекты по ул. Локомотивной,18 за 800 млн рублей. Вместе с ними регион получил в аренду на 49 лет Товарный двор, а РЖД включила в свою инвестиционную программу строительство в Перми нового вокзала. В первом квартале 2019 года компания представит концепции зонального расположения транспортно-пересадочного узла на Перми II.

Эспланада и Комсомольский проспект.

Обратная ситуация с проектом по развитию эспланады. Последняя новость об эспланаде 2017 года – городская администрация уточнит границы участка. При этом власти заявили, что реконструкция эспланады не планируется. Однако в 2018 году едва ли не активнее всего шли работы именно на площадке у Дома Советов. Там построили светомузыкальный фонтан, который протестирован и законсервирован на зиму. На сегодняшний день продолжается обустройство сквера: проведены коммуникации, сделаны ливневая канализация, водопровод, сети электроснабжения. Сейчас идут бетонные работы по сооружению амфитеатра и здания кафе. Инвестором строительства фонтана выступил Сбербанк, вложив в объект 130 млн рублей. По такой же сумме направят краевые и городские власти на обустройство сквера.

Планы по развитию эспланады выходят за границы 68-го квартала. Представлена концепция реновации всей территории до Театра-Театра с разными функциональными зонами. Рассматривался также вопрос ремонта фасадов зданий прилегающих улиц, изменение транспортной схемы. Озвучена идея организации смотровой площадки – в нее предлагается преобразовать так называемую Слудскую горку, установив конструкции в виде балконов, с которых можно будет наблюдать за мероприятиями.

Подготовлена концепция реновации и Комсомольского проспекта. Она предполагает расширение пешеходных тротуаров до трех метров и организацию велосипедных дорожек по обеим сторонам от центральной прогулочной части. Предложена также схема движения с пешеходными переходами на бульваре, по которым горожане смогут безопасно пересекать перпендикулярные проспекту улицы. Павильоны, расположенные вдоль тротуаров, будут ликвидированы или реконструированы.

Зоопарк.

На момент заключения контракта стоимостью 1,8 млрд рублей с подрядчиком строительства зоопарка – «РЖДстрой» – в январе 2017 года сроком окончания работ по первому этапу был установлен март 2018 года. Сначала работы на площадке шли с отставанием, но затем подрядчик активно наращивал силы и средства, что позволяло надеяться, что объекты первого этапа будут сданы в сентябре 2018 года. Однако не все они готовы и сейчас. Например, здание ветеринарной лечебницы вообще пришлось демонтировать. В январе его начнут возводить заново.

Как сообщили в министерстве строительства и архитектуры Пермского края, за прошедший год возведены каркасы всех зданий первого этапа. Выполнен полный перечень строительно-монтажных работ по административному зданию, завершены работы по устройству ЦТП, благоустроена входная группа. Частично сделана отделка зданий, а также 70% объемов по возведению инженерных сетей. Кроме того, на 60% выполнены работы по проектированию второй очереди строительства. Ведется разработка концепции по художественному оформлению зоопарка

За 2018 год «РЖДстрой» успел получить еще два подряда: сначала – на возведение второго этапа зоопарка (190,5 млн рублей), затем – на выполнение работ по художественному оформлению объектов экспозиций и интерьеров зон первой и второй очередей (1,2 млрд рублей).

Галерея и другие музеи.

Для Пермской художественной галереи 2017 год закончился решением о ее переносе на площадку завода имени Шпагина. В октябре 2018 года власти Пермского края представили эскиз культурного кластера. Помимо галереи здесь планируется разместить музеи – современного искусства и краеведческий. Накануне Нового года первый заместитель председателя правительства Михаил Сюткин подтвердил, что галерея также переедет на эту территорию. «Речь идет о реконструкции старых корпусов, которые расположены по направлению к Мотовилихинскому району. Это окончательное решение, оно зафиксировано в адресной инвестиционной программе», – заявил он. На создание культурного кластера на площади 34,6 тыс. кв. метров в 2019-2023 годах планируется направить 2,872 млрд рублей.

Оперный театр.

Относительно места для театра оперы и балета определенности в 2018 году так и не появилось. Варианта два – квартал №5 у Коммунального моста или сквер Татищева в Разгуляе. «Здание театра официально привязано к кварталу №5. Сейчас ведутся предпроектные работы для обоснования расположения объекта в сквере имени Татищева. В отношении земли в квартале №5 идет судебный процесс, нам удалось отсудить 90% участков, но осталось еще 10%. Если этот вопрос решить не удастся, скорее всего, у нас уже будет однозначная позиция о площадке для оперного», – прокомментировал Михаил Сюткин. Между тем ранее планировалось, что в 2018 году завершится проектирование объекта. Его стоимость оценена в 7 млрд рублей. Осенью 2018 года губернатор Пермского края Максим Решетников попросил Совет Федерации Федерального собрания России поддержать проект по строительству новой сцены оперного театра в Перми.

Мосты.

Если в прошлом году так называемый третий мост через Каму ушел за горизонт пятилетки, то теперь проект отложен как минимум на ближайшие десять лет. Зато улицу Строителей, которая призвана увеличить нагрузку на Красавинский мост, планируют начать строить в 2019-м. Новый мостовой переход через Каму может появиться в Добрянском районе и стать частью Северного автомобильного обхода. Этот проект планируется реализовать к 2028 году. А железнодорожный обход Перми намереваются построить к 2025 году. По предварительным оценкам, он обойдется РЖД в 42,5 млрд рублей. Возможность прохождения железнодорожных путей вблизи населенных пунктов вызвала возмущение у жителей коттеджных поселков и деревень на правом берегу Камы. РЖД обещала рассмотреть вариант трассы, который активисты предлагают проложить по лесному массиву.

Дворец спорта.

Еще один проект, отложенный в долгий ящик, – универсальный дворец спорта / концертно-спортивный комплекс. Ранее на строительство объекта вместимостью 10 тыс. зрителей собирались потратить 2,5 млрд рублей. В 2018 году правительство не включило УДС в перечень объектов капитального строительства до 2023 года. Власти констатировали, что с отказом от проведения в России Кубка мира по баскетболу новый дворец спорта в Перми стал не нужен.