#10yearschallenge. Вспоминаем, о чем говорили и мечтали пермяки десять лет назад

Олег Чиркунов, переговоры властей с IKEA о строительстве ТЦ в Перми, начало проектирования зоопарка и «Хромая лошадь».

Автор: Яна Купрацевич

Захлестнувший социальные сети флешмоб #10yearschallenge, о том что было десять лет назад, добрался до Перми. Пользователи делятся своими личными фото времен детства и юности. Ну а Business Class вспоминает о главных событиях 2009 года в Перми и крае в экономике, политике и общественной сфере. Некоторые большие проекты, стартовавшие десять лет назад, до сих пор не реализованы. Другие близки к завершению, еще часть была заморожена, но сейчас вновь стала актуальна.

Политика.



2009 год в пермской политике определял губернатор Олег Чиркунов, для которого этот год стал одним из лучших в карьере. Он на пике – первый губернаторский срок, культурная революция вот-вот станет главным проектом региона, голландские архитекторы работают над мастер-планом Перми, атака прокуратуры отбита, wordpress завоевывает информационное пространство, вокруг идеологические партнеры и соратники. А впереди (как стало понятно потом) еще три года работы на посту главы региона.

В обозначенное время нынешний глава региона Максим Решетников, возглавлявший тогда администрацию губернатора, покинул Пермский край и перебрался в Москву. Там он занял пост директора Департамента государственного управления, регионального развития и местного самоуправления Правительства России.

Пермская революция. Интервью Алексея Чусовитина о политике в Прикамье

В этом же году впервые собралась Общественная палата Пермского края. В ее состав вошли известные пермяки: ректор ПГУ Владимир Маланин, художественный руководитель театра оперы и балета имени П.И.Чайковского Георгий Исаакян, профессора ПГУ Георгий Чагин и Владимир Абашев, доктор медицинских наук Нина Зайцева, художники Юрий Лапшин и Константин Собакин и другие. Знаменательно, что спустя 10 лет принцип формирования института решено изменить. В Законодательное собрание внесен проект, в котором предложено увеличить количество представителей губернатора и краевого парламента в два раза. Если раньше они направляли в палату по 6 человек, то теперь их число может вырасти до 12 от каждой структуры.

Экономика.

Осенью 2008 года грянул мировой финансовый кризис. Его последствия проявились именно в 2009 году. Реальная зарплата начала падать, люди стали экономить. Сократились продажи в ритейле, оборот общепита как начал падать тогда, так и продолжает.



Городские власти проводили встречи со шведским ритейлером IKEA о начале строительства гипермаркета в Перми. По словам Игоря Шубина, занимавшего тогда должность мэра, компания отказалась от всех предложенных городом площадок. Однако власти готовы были рассмотреть все предложения ритейлера, и, по словам чиновника, в течение 2-3 лет IKEA должна была появиться в регионе. К 2019 году Пермь выпала из числа претендентов на открытие магазина. А пермяки по-прежнему ездят за товарами в близлежащий Екатеринбург.

Скоро в Челябинске. Власти объяснили, почему IKEA не открывает магазин в Перми

В 2018 году краевые власти взяли курс на поддержку индустриальных парков. Для этого ЗС одобрило специальные льготы для владельцев таких объектов. Однако первые начинания в этой сфере относятся к 2009 году.

Налоги.

Транспортный налог еще в 2009 году предлагал повысить экс-губернатор Олег Чиркунов. Главной причиной, по словам главы региона, являлась необходимость поддержки муниципалитетов. Все ставки налога были проиндексированы в соответствии с уровнем инфляции за прошедший с последнего изменения период – на 56% в среднем. До максимального уровня, установленного российским законодательством, налог был доведен в конце 2018 года. С 2019 владельцы транспорта будут платить больше.

Город.

Отдельно стоит вспомнить городские проекты. В 2009 году Соборная площадь перед художественной галереей приобрела современный вид. Началась реконструкция набережной Камы. Архитекторы завершили разработку мастер-плана Перми. Он получил название «голландский» в честь компании из Нидерландов, которая занималась его созданием.

За десятилетие некоторые проекты так и остались незавершенными. Однако новый зоопарк, к примеру, имеет перспективы: к 2020 году он планирует открыть свои двери. Правда, изначальное место его размещения поменялось не раз. В 2009 году проект разработала испанская компания Amusement Logic. Объект должен был появиться в микрорайоне Архирейка. Сейчас строительство развернуто на другом конце города – в микрорайоне Нагорный.



Проект офисно-гостиничного комплекса на месте бывшей шоколадной фабрики, к обсуждению которого вновь вернулись в прошлом году, рассматривали еще 10 лет назад. Концепцию разрабатывало архитектурное бюро KCAP Кейса Кристиаансэ. Глава города Перми Игорь Шубин указывал на то, что застройке данной территории должна предшествовать тщательная проработка транспортной схемы. Сейчас на участке планируется возвести пятизвездочный отель высотой 80 метров и крупный торговый центр с кинотеатром. Инвестором развития площадки выступает екатеринбургский девелопер «Проспект». Проект признан приоритетным для краевых властей.

Построили и чуть-чуть снесли. Что произошло за 2018 год с большими проектами Перми

Семидневная автобусная война с перевозчиками.

Целую неделю в феврале перевозчики бунтовали против городской администрации. Причиной «демарша» автобусников стала задолженность по выплате компенсаций с ноября 2008 года.
Летом власти провели аукционы на обслуживание маршрутов по новым правилам. Частников они не устроили. Крупнейшие объединения перевозчиков города, объединяющие более 90% автобусных перевозок города, уведомили мэрию о досрочном расторжении договоров на обслуживание маршрутов. Власти, в свою очередь, просят пермяков «потерпеть» и пользоваться трамваями. На маршруты выходят таксисты и перевозчики из Челябинска и Ижевска. В это же время создается ассоциация добросовестных перевозчиков. В результате они договорились с властями и заключили краткосрочные договоры.

Сейчас наблюдается похожая ситуация. На фоне коренного реформирования транспортной системы и перехода на новые контракты с перевозчиками последние обращаются в суды, добиваясь возмещения субсидий, и блокируют аукционы по оказанию перевозок.

В Перми завершается подготовка ключевых документов для перехода к новой транспортной модели

Бренды Перми.

Вторая половина 2000-х годов – время расцвета пермских брендов. В 2009 году с подачи Марата Гельмана известный российский дизайнер Артемий Лебедев возглавил Пермский центр развития дизайна. Первым делом Лебедев предложил использовать новый логотип города Пермь – красную букву «П», которая вскоре «будет везде – от урн и скамеек до афиш и бланков», при этом она не являлась заменой гербу. В списке лучших маркетинговых концепций 2009 года в России брендинг Перми занял восьмое место, опередив концепцию продвижения Олимпиады Сочи-2014.

Еще один известный бренд – «Пермская картошка». В 2009 году продукция под таким брендом появилась в ведущих сетях региона. Первым участником проекта стало ООО «Овен». Несмотря на то, что продукция под этой маркой била рекорды по производству и продажам, к 2012 году проект заглох, а бренд пропал с полок. Основной причиной стал отказ поставщиков работать под единой маркой.

Трагедии.

Начало 2019 года в Перми отметилось пожаром прямо в центре Перми – в офисном здании по ул. Монастырской. По аналогии – 2009 год такой трагедией завершился. Пожар в клубе «Хромая лошадь» произошел в ночь с 4 на 5 декабря. В заведении на момент возгорания находились 304 человека. Пожар длился три минуты. От отравления продуктами горения и угарным газом погибли 156 человек, 65 получили тяжкий вред здоровью, еще 83 пострадали. Это крупнейший по числу жертв пожар в России. После трагического инцидента ряд должностных лиц и чиновников пожарного надзора были уволены, а правительство Пермского края в полном составе сложило с себя полномочия.

Еще один несчастный случай в Перми, ставший нарицательным, – ДТП с участием «бешеного автобуса». Водитель транспортного средства в центре города потерял управление на Комсомольском проспекте в районе парка имени Горького. Он сбил на своем пути 17 машин и остановился лишь врезавшись в ступеньки перед Соборной площадью. Никто из людей, находившихся в автобусе и попавших под него машинах, не получил серьезных травм.