Газета
  1. Газета
 14 мая 2012, 13:20   667

Маленькие шаги

Маленькие шаги
Страховщики делают ставку на малый бизнес, надеясь, что этот сегмент будет продолжать расти стабильно высокими темпами. Дополнительным фактором роста стало введение закона об обязательном страховании опасных производственных объектов.
Уровень проникновения страхования в сегменте малого и среднего бизнеса в Перми, да и вообще в России, очень низкий. С этим тезисом соглашаются все пермские страховщики. Доля компаний, пользующихся услугами страхования, от общего числа предприятий малого и среднего бизнеса по разным оценкам составляет от 15 до 30 %, а премии по страхованию малого бизнеса в общем объеме страховых премий, включая КАСКО и ОСАГО, занимают не больше 2–5 % (без учета автострахования — до 20 %).
При этом, по словам директора Пермского филиала Группы «Ренессанс страхование» Ольги Мусихиной, наибольшая часть договоров касается страхования залога при получении кредита в банке, то есть по сути не является добровольной инициативой предпринимателя. Это делает сотрудничество с банками одним из наиболее эффективных каналов продаж для страховщиков. Другим способом реализации полисов являются соглашения с лизинговыми компаниями.
Причины низкого спроса на услуги страхования среди малого и среднего предпринимательства страховщики видят в различных факторах. По мнению начальника отдела страхования имущества и перестрахования ООО СФ «Адонис» Юлии Зайцевой, в первую очередь это результат отсутствия страховой культуры у пермских предпринимателей. «Страхование не является приоритетным направлением расходов. Оно уменьшает стоимость бизнеса, так как увеличивает расходы, поэтому многие предпочитают думать: зачем тратиться на страхование — все и так обойдется. Есть категория людей, которые не верят в институт страхования вообще», — сетует директор пермского филиала ОСАО «РЕСО-Гарантия» Сергей Нечаев.
Лакомый кусок. В целом, по мнению Ольги Мусихиной, в средних по оборотам компаниях страхование имущественных рисков, грузов и разного рода ответственности востребовано больше, чем в крупном бизнесе. Малые предприятия менее устойчивы, могут лишиться своих активов в одночасье и, как правило, не имеют резервов для их быстрого восстановления. «Именно этот сегмент сегодня наиболее интересен пермским страховщикам, так как рынок страхования крупных индустриальных предприятий уже практически освоен, и перспектив роста в нем практически нет», — подчеркнула г-жа Мусихина.
По словам Сергея Нечаева, по сектору страхования малого и среднего бизнеса традиционно наблюдается достаточно высокая динамика: средний прирост за год и по количеству договоров, и по премиям составляет около 25 %. «Даже во время кризиса, когда сократились продажи по крупному бизнесу, малый продолжал страховать имущество, потому что понимал, что в случае каких-либо происшествий придется изымать средства из оборота, а в условиях падающих продаж это очень рискованно. Так что по этому направлению спада не было даже в 2009-х и 2010 годах», — отметил г-н Нечаев.
Однако доля малого бизнеса в общем количестве заключенных договоров по страхованию имущества юридических лиц в «Ресо-Гарантии» составляет всего 21 %. Прирост количества договоров страхования малого и среднего бизнеса в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 15 %, объем премий увеличился на 20 % и достиг 2 млн рублей. Остальные страховщики затруднились представить информацию о доле сегмента малого бизнеса в общем количестве заключенных договоров, объясняя это тем, что не дифференцируют своих корпоративных клиентов по размеру.
Любой ценой. Тарифы на услуги страхования для малого и среднего бизнеса колеблются от 0,07 до 0,4 %. «Разбег очень широк, размер тарифов зависит от вида страхования и факторов, влияющих на риск», — поясняет Юлия Зайцева.

Сейчас страховые компании начали разрабатывать комплексные продукты, включающие в себя сразу несколько видов страхования. Адаптированные «коробочные» продукты специально для малого бизнеса позволяют включить в страховку ряд аспектов, необходимых компаниям, — отделку офиса, витрины, оргтехнику, товар на складе и в торговом зале, наличность, ответственность перед третьими лицами. «Благодаря комплексности это стоит раза в 1,5 дешевле, чем страховать все по отдельности», — уверяют страховщики. Стоимость комплексной имущественной страховки, по данным «bc», может составлять — 0,2–0,4 %. Это значит, что страховка для офиса средних размеров со всей начинкой может обойтись в пределах 15 тысяч в год. 

 

Маленькие шаги  

Поделиться:
Все новости компаний