Круговое движение. Пермский проект «трамвай вместо электрички» уходит в прошлое

Круговое движение. Пермский проект «трамвай вместо электрички» уходит в прошлое
Регион надеется, что проект наземного метро получит федеральное финансирование в виде «инфраструктурного кредита». За порядок распределения этих средств отвечает ведомство экс-губернатора Максима Решетникова. Кроме «метро» Пермский край просит помочь еще с тремя объектами.
Автор:

Краевые власти сделали выбор между трамваем вдоль набережной и наземным метро в пользу последнего. Министр транспорта Пермского края Андрей Алякринский внес ясность в ситуацию, прокомментировав инициативу по выделению средств на строительство высоких железнодорожных платформ в центре Перми.

На это направят часть денег, которые были выделены на прокладку трамвайной линии вдоль набережной.

«Трамвайное движение на участке Пермь I – Пермь II на данный момент не планируется. Мы намереваемся открыть железнодорожные пути и сейчас прорабатываем этот вопрос. Думаю, он может разрешиться в сентябре-октябре», – рассказал г-н Алякринский на заседании комитета Законодательного собрания по развитию инфраструктуры.

На строительство пассажирских платформ так называемого наземного метро на станции Пермь I и остановочном пункте «Ул. Попова» из бюджета предлагается выделить 293 млн рублей. Столько же вложат «РЖД» в рамках соглашения с Пермским краем.

Проект создания «Пермских диаметров» железной дороги включает четыре линии: Краснокамск – Голованово, Закамск – Пермь II (возможно с продлением в сторону Бахаревки), Оверята – Левшино и центральное кольцо. Как рассказали Business Class в минтрансе, первые шаги в реализации концепции наземного метро уже сделаны (см. справку). Мероприятия, заложенные концепцией, планируется реализовать в том числе с привлечением средств федерального бюджета. В связи с этим Правительством края прорабатывается возможность получения такой поддержки в рамках государственных транспортных проектов и программ.

В частности, регион будет претендовать на получение «инфраструктурных кредитов». О них говорил Президент России Владимир Путин во время апрельского послания Федеральному Собранию. Всего на «инфраструктурные кредиты» планируется выделить 500 млрд рублей. Предполагается, что они будут предоставлены регионом до 1 января 2024 года со сроком погашения до 15 лет и по ставке 3%. «Госдумой приняты поправки в Бюджетный кодекс РФ, которые предусматривают такую возможность. Пока не утверждены порядки, устанавливающие условия и лимиты предоставления таких кредитов», – сообщила министр финансов Пермского края Екатерина Тхор на заседании в Законодательном собрании.

Она назвала проекты строительства, которые заявил регион для участия в программе: автодорога Кунья – Губаха, наземное метро с созданием транспортно-пересадочного узла «Мотовилиха», развитие трамвайного транспорта (пути в микрорайоны Парковый и Кондратово) и многофункциональная спортивная арена в Дзержинском районе.

Методикой распределения «инфраструктурных кредитов» между субъектами России занимается Министерство экономического развития РФ, которое сейчас возглавляет бывший губернатор Пермского края Максим Решетников. Именно по его инициативе прекращено движение электричек до Перми II по Горнозаводскому направлению. На строительство трамвайных путей между станциями Пермь II и Пермь I и изъятие расположенных на этой территории земельных участков и имущества «РЖД» при бывшем руководстве региона в бюджете предусмотрено 3,2 млрд рублей.

Председатель комитета по развитию инфраструктуры Виктор Плюснин отметил, что вряд ли удастся получить средства на все четыре заявленных проекта. «Если исходить из степени готовности, то больше шансов у дороги Кунья – Губаха, документация по строительству которой проходит экспертизу», – считает он.

Первый заместитель председателя правительства Пермского края Ольга Антипина ответила, что отсутствие проекта не должно быть препятствием для получения федеральной поддержки. «По предварительным прогнозам, готовую документацию по тем объектам, которые пройдут отбор, необходимо будет предоставить к концу 2022 года», – пояснила она. Один из ключевых моментов – нужно доказать эффективность реализации проектов. «Мы считаем, наши проекты этому соответствуют. Частично речь идет о социальном эффекте, а что касается дорог, там есть и экономический – в виде развития бизнеса и поступления доходов в бюджеты всех уровней», – рассказала г-жа Антипина.

Депутат Александр Третьяков вспомнил про соглашение между краевыми властями и группой компаний «Синара». «Холдинг выразил заинтересованность в строительстве трамвайных путей в микрорайоны Парковый и Садовый, обсуждалось создание веток в Кондратово и в аэропорт. Если возможно привлечение частных средств, стоит ли просить федеральную поддержку?» – задумался г-н Третьяков. «Если край заключит соглашение с «Синарой» о государственно-частном партнерстве, все равно должен будет обеспечить капитальный грант, то есть свою долю финансирования. Это можно сделать за счет «инфраструктурного кредита», – пояснила Ольга Антипина. Она добавила, что в Минэкономразвития РФ обещают более высокие оценки проектам с частным финансированием при участии в отборе.

Отметим, что строительство автодороги Кунья – Губаха стоимостью 12,7 млрд рублей также рассматривалось в рамках ГЧП. Для создания ТПУ «Мотовилиха» краевые власти тоже ищут инвестора. В настоящее время региональный минтранс и ГКУ «Институт регионального и городского планирования» разрабатывают концепцию этого транспортного узла.

В рамках концепции наземного метро в сентябре 2020 года открыт пригородный железнодорожный маршрут Пермь II – Краснокамск. В перспективе планируется создание транспортно-пересадочного узла на базе автостанции в Краснокамске. Кроме того, на первом этапе проекта развития наземного метро предусмотрено создание пригородного сообщения между Пермью и Закамском. Для этого сегодня Правительством Пермского края совместно с Министерством транспорта России и Росимуществом прорабатывается вопрос передачи ведомственного железнодорожного пути Пермского порохового завода для строительства новой линии для запуска пригородных поездов. Концепция включает создание кольцевого маршрута, соединяющего право- и левобережную части Перми, и в перспективе до 2030 года – полного транспортного каркаса Пермской агломерации на основе пригородного железнодорожного сообщения. Расходы на его создание оценены в 27,5 млрд рублей.
Поделиться:
Все новости компаний