Город
  1. Город
 20 мая 2021, 07:00  

Избушкам смыло ножки. Суд утвердил мировое соглашение о достройке зоопарка в Перми

Избушкам смыло ножки. Суд утвердил мировое соглашение о достройке зоопарка в Перми
Против мирового соглашения возражал только проектировщик, заявив о подтасовке фактов, заинтересованности экспертов и необходимости законсервировать объект. Заказчик и подрядчик строительства сошлись в том, что всему виной именно недостатки проекта.
Автор:

Арбитражный суд завершил рассмотрение иска Управления капитального строительства Пермского края (УКС) к генеральному подрядчику зоопарка «РЖДстрой». Стороны пришли к мировому соглашению. Управление отказалось от судебных претензий, а генподрядчик взялся оплатить обследование объектов, разработку проектной документации, а также завершить строительство.

В соглашении указано, что обследование будут проводить эксперты АНО «Союзэкспертиза» Торгово-промышленной палаты (ТПП). Против этого в суде выступили юристы проектировщика ЗАО «ПИРС». В отличие от представителей регионального министерства строительства и «РЖДстрой» они не считают ТПП нейтральной стороной. Свою позицию «ПИРС» обосновал тем, что в деле есть заключение ТПП – его в качестве доказательства предоставлял подрядчик. С опорой на этот документ компания доказывала, что разрушение зданий произошло не по их вине, а ввиду недостатков проектной документации.

Прежде чем стороны решили прийти к мировому соглашению, УКС на эти доводы возражал: проект получил положительное заключение государственной экспертизы. Настаивая на удовлетворении иска, в управлении опирались в большей степени на заключение, сделанное по их заказу другой организацией – ООО «Инвента». Оно позволяло заявлять, что разрушение зданий произошло из-за полного несоблюдения проектных решений при строительстве. Споры о причинах были жаркими и едва не привели к назначению судебной экспертизы, но решение пойти на мировую изменило риторику властей.

В ходе обсуждения соглашения все обвинения посыпались на проектировщика. Уже не только «РЖДстрой» заявил, что эксперты «Инвенты» тоже подтвердили наличие ошибок в проекте, но и представитель минстроя выступила с обличительной речью.

«На наш взгляд, мировое соглашение не затрагивает права и обязанности компании «ПИРС». Проблемы проистекают из проекта, по которому стройка была начата. Понятно, что институт за это волнуется и пытается затянуть процесс. Допустим, мы объявим конкурс для выбора экспертной организации. Полгода займет эта процедура, наступит осень… Сейчас прекрасная погода для проведения инженерно-геологических изысканий», – рассказала она.

Юрист «ПИРСа» попросил уточнить, на основании чего сделан вывод о том, что дефекты зданий возникли из-за недостатков проектной документации.

– Мы считаем, что проблемы связаны с «геодезией», потому что большинство фундаментов сломаны потоками грунтовых вод, а изыскания были частью проектных работ, – ответила представитель минстроя.

– У вас есть заключение, которое это подтверждает?

– Если бы у меня было заключение, вы были бы ответчиком по иску. На сегодняшний день я лишь высказываю мнение. К проекту есть вопросы. Например, у одного здания сейчас «ушел» угол фундамента. Задача обследования – понять, почему возник этот дефект. Затем нужно понять, можем мы подвести под фундамент трубу, чтобы отводить грунтовые воды и укрепить конструкцию, или дефект неустраним. Тогда здание нужно сносить, – пояснила представитель минстроя.

По ее словам, эксперты должны выработать рекомендации по приведению объектов в нормативное состояние и обеспечению их безопасности в процессе эксплуатации. Она выразила уверенность, что сложные грунты не являются непреодолимым препятствием при должном подходе: «Здания в 20 этажей у нас стоят, а здесь одноэтажные избушки – и то стену «повело», то крышу».

Представитель компании «ПИРС» полагает, что эксперты ТПП станут ориентироваться на минимизацию издержек подрядчика при восстановлении объектов, и это повлияет как раз на безопасность. «Когда специалисты «Союзэкспертизы» выезжают на площадку, пишут заключение про обследование здания, а на самом деле оно никогда не строилось. Это подтасовка фактов», – заявил он.

Не пропустите:​Экс-директор краевого УКСа получил условный срок за снос гаражей в Разгуляе19 мая 2021, 12:25

– Подтасовка фактов является предметом уголовного дела о хищении бюджетных средств при строительстве зоопарка и не входит в задачи арбитража. Кроме того, если экспертная организация рекомендует объект достраивать, подрядчик этому следует, а потом, не дай бог, что-нибудь случится и кто-нибудь пострадает – по уголовному делу пойдут все. Поэтому уверяю, никогда экспертная организация не возьмет на себя те риски, о которых вы говорите, – парировала представитель минстроя.

Она сообщила, что обследование зоопарка должно завершиться в течение 120 дней, проектирование – в течение 150 дней. Эти процессы будут идти параллельно. Представитель проектировщика настаивал на том, что объекты зоопарка давно нужно было законсервировать. «Это не делалось в предыдущие годы и не делается сейчас – на время обследования и перепроектирования. Это нарушение Градостроительного кодекса», – обратил внимание он.

– И что дальше? Какое отношение это имеет к мировому соглашению? – ответила представитель минстроя.

– Здания разрушаются.

– Согласно Градостроительному кодексу консервацию должен проводить заказчик. У бюджета нет на это денег, – отрезала чиновница. Обращаясь к суду, она охарактеризовала реплики оппонента как «популистские высказывания».

Кроме представителей «ПИРСа» никто не возражал. К прошлому варианту мирового соглашения замечания высказала прокуратура, но теперь у надзорного органа вопросов не возникло. «Считаем, что при заключении соглашения соблюдены все процессуальные нормы. Его условия взаимовыгодны для сторон», – прокомментировала представитель ведомства.

Единожды за время обсуждения судья Светлана Овчинникова предложила сторонам небольшую корректировку соглашения в связи с замечаниями компании «ПИРС». А именно – пункт о поручении обследования АНО «Союзэкспертиза» дополнить словами «или иной согласованной сторонами организации».

На это представитель УКСа ответила, что мировое соглашение уже утверждено распоряжением правительства Пермского края, все условия согласованы. «А что, все распоряжения правительства по умолчанию безгрешны?» – задался риторическим вопросом юрист «ПИРСа». Суд вслед за правительством мировое соглашение утвердил.

Сколько и когда.

Стоимость контракта с «РЖДстрой» по первому этапу работ составляет 1,833 млрд рублей. По условиям соглашения корректировка цены возможна в пределах, предусмотренных законом о контрактной системе (не более чем на 10%). Если возникнут дополнительные работы, появление которых стороны не могли предвидеть (например, в связи с новыми федеральными требованиями к содержанию животных в зоопарках), то власти будут объявлять конкурсные процедуры на эти объемы.

Действие разрешения на строительство зоопарка продлено до 12 марта 2023 года. К этому моменту планируется завершить объект.

Совсем другой суд.

Обвиняемыми по делу о хищении бюджетных средств при строительстве зоопарка проходят экс-руководитель УКСа Дмитрий Левинский, бывший куратор строительства со стороны АО «РЖДстрой» Илья Козырев, финансовый директор субподрядчика ООО «Фирма СТУЗ» Артем Юрьев (объявлен в международный розыск) и еще один сотрудник УКСа – инженер по надзору за строительством.

Позицию следствия в арбитражном процессе оглашала представитель прокуратуры. Предварительно установлено, что в период с марта по декабрь 2018 года подрядчиком «РЖДстрой» формировались акты о приемке выполненных работ (КС-2) и справки об их стоимости (КС-3), содержащие заведомо недостоверные сведения относительно объемов фактически выполненных работ, которые направлялись заказчику и подписывались должностными лицами учреждения.

Все новости компаний