Рубль берегут. Политический торг вокруг повышения тарифа еще не окончен

Рубль берегут. Политический торг вокруг повышения тарифа еще не окончен
В дискуссии теперь фигурируют две суммы 25 и 26 рублей
Автор:

Профильный комитет Пермской городской думы не стал рассматривать вопрос о повышении стоимости проезда. На внеочередном совместном заседании депутаты пришли к выводу, что принятие нового тарифа все еще недостаточно обосновано. Дискуссионной остается как его величина, так и дата вступления в силу.

Администрация Перми предлагает установить тариф в размере 26 рублей с 1 декабря 2019 года. Необходимость увеличения стоимости проезда в мэрии объяснили инфляционными процессами и ростом расходов на перевозку. «С момента утверждения текущего тарифа затраты на заработную плату выросли на 21%, дизельное топливо – на 34%, электроэнергию – на 41%. В совокупности один час транспортной работы подорожал на 15%», – привел данные начальник департамента транспорта Анатолий Путин.

Предложенную дату вступления в силу новой стоимости проезда он аргументировал связью с принятием решения о внедрении тарифного меню. «Если нововведения начнут действовать с 1 января, это будет не совсем удобно с точки зрения работы с пассажирами», – отметил г-н Путин. Ранее Business Class писал о другой возможной подоплеке предложения администрации: намерении после обсуждаемого повышения проиндексировать тариф еще раз. А сделать это в 2020 году можно лишь единожды, поэтому первый шаг должен прийтись на нынешний год.

Председатель комитета по экономическому развитию Арсен Болквадзе сообщил, что на проект об утверждении тарифа поступили заключения управления экспертизы и аналитики, Контрольно-счетной палаты и прокуратуры. «Они содержат очень много замечаний, и пока не все нашли отражение в документе», – рассказал он. Депутат добавил, что дополнительно получено заключение экспертов Торгово-промышленной палаты (ТПП). В нем содержатся расчеты, согласно которым экономически обоснованный тариф составляет 25 рублей.

На итог серьезно влияет величина пассажиропотока, а она по-прежнему не в полном объеме подтверждена данными автоматической системы учета, поэтому разнится от случая к случаю. В связи с этим депутат Вероника Куликова считает, что о пересмотре тарифа можно будет говорить только после полного перехода на новые контракты с перевозчиками, которые обяжут их подключиться к единой системе учета пассажиропотока.

Депутат Владимир Молоковских напомнил, какие данные по пассажиропотоку предоставляла администрация с конца прошлого года: 283, 242, 250, 271, 273, 275, 242, 243 млн человек… В заключении ТПП указана численность 222 млн человек. «Если мы разделим объем транспортной работы на первую величину, получим тариф 19 рублей, а если на последнюю – 25 рублей. Где правда?» – спросил г-н Молоковских. Анатолий Путин пояснил, что значения пассажиропотока на уровне 270 млн человек появились на основании моделирования в рамках новой маршрутной сети. «Когда мы увидели реальную картину, в том числе на примере пилотного проекта, эта величина не подтвердилась. Поэтому в расчет взяты данные по обследованию пассажиропотока за 2018 год (около 240 млн человек). В целом они коррелируют с «пилотными» результатами», – рассказал г-н Путин.

Арсен Болквадзе отметил, что из десяти пилотных автобусных маршрутов восемь не выполнили план по доходам примерно на 20% в мае-сентябре. «Данные обследования пассажиропотока, на которых построен план, не совсем коррелируют с фактическими результатами», – констатировал Анатолий Путин. «В расчете тарифа также фигурирует та же информация, полученная дедовским способом на основании бумажных билетов?» – уточнил г-н Болквадзе. Чиновник отметил, что эти данные используются частично. Наряду с ними источниками служат автоматические системы учета льготного пассажиропотока, а в части пилотных маршрутов – и платного.

Вероника Куликова обратила внимание, что в расчетах ТПП указан расчетный тариф для трамваев – 41 рубль, а для автобусов – 23 рубля. «При этом мы понимаем, что есть маршруты, при работе на которых перевозчики получают сверхприбыль даже при действующем тарифе. Но предлагаем поднять стоимость проезда до 26 рублей уже с 1 декабря. Это выгодно только бизнесу», – считает она.

Вместе с тем о серьезных финансовых трудностях заявляют перевозчики, работающие на отдаленных направлениях с невысоким пассажиропотоком. В департамент транспорта поступили уведомления об отказе от обслуживания нескольких закамских направлений. Проблемы испытывают и перевозчики Орджоникидзевского района.

На круглом столе, организованном ТПП, предприниматели интересовались, за чей счет будет оплачиваться услуга эквайринга и предоставляться скидка на оплату проезда по безналичному расчету. «Пока за счет перевозчика», – ответил тогда г-н Путин. Перевозчики подсчитали, что с учетом этих затрат от 26 рублей останется 23,45 рубля. «Для чего тогда нужно повышение тарифа? Все, что повысили, забираете. Получается, выгодно только муниципальному перевозчику,?» – рассуждал бизнесмен Эдуард Мирзамухаметов.

Отметим, что к предоставлению скидки на проезд в зависимости от способа оплаты возникли замечания у прокуратуры. В результате этот пункт был перенесен из решения о повышении стоимости проезда в проект тарифного меню, который пока не рассматривается. Нерешенным остался один момент, на который указал надзорный орган: нужно определить источник расходов для компенсации, которую должны получить перевозчики, если будут предоставлять пассажирам скидку при проезде по безналу.

Рассматривать вопрос об утверждении тарифа комитет по экономическому развитию не стал. К нему вернутся 22 октября в 9.00 – за час до начала пленарного заседания думы. После принятия этого решения будет рассматриваться тарифное меню.

Все новости компаний