Культура
  1. Культура
 22 сентября 2019, 09:00  

​​Здравствуйте, я ваша тетя. Обозреватель Business Class – об итогах недели

​​Здравствуйте, я ваша тетя. Обозреватель Business Class – об итогах недели
Стерильная театральная постановка закончилась скандалом. Мильграм осудил, но Лорке бы понравилось

Ярким событием недели стал скандал в «Театре-Театре»: тремя словами провинциальная (при всем уважении) актриса Дарья Егорова сделала очередную (при том же уважении) постановку испанской пьесы 1936 г. выпуска выдающимся (в некотором роде) событием. Но ни режиссеру спектакля «Дом Бернарды Альбы», ни его худруку, ни партнерам по сцене это, похоже, не понравилось.

Лорка хорош: в Испании идет гражданская война, предтеча Второй мировой, но он пишет пьесу про сестер, которым мать не дает встречаться с мужчинами. Конечно, это очень поверхностный взгляд, и кто-то скажет, что смысл пьесы гораздо глубже. Но факт в том, что автор и не пытался создать произведение «на злобу дня». Конечно, он хотел сказать о вечном – потому его, наверное, и продолжают ставить. Хотя после усовершенствования контрацептивов и победы феминизма страдания персонажей пьесы из-за того, что вырваться на свободу они могут лишь путем невозможного для них замужества, сейчас выглядят анахронизмом. Ирония в том, что сегодня многие молодые испанцы и испанки (и не только) живут с родителями по совершенно иной причине: из-за безработицы они не могут позволить себе отдельное жилье. Но не пытайтесь найти пьесу на эту тему.

Ничуть не менее хорош и Борис Мильграм – более стерильный с политической точки зрения выбор произведения сделать сегодня, наверное, трудно.

Тут возникает очень большой вопрос: может ли лицедейство быть частью политики, должно ли? Исследователи тоталитаризма отмечали, что в такого рода общественных системах вообще нет ничего вне политики, и с этой точки зрения даже появление сомнений – тревожный звоночек. К тому же многие зрители приходят в храм Мельпомены для того, чтобы оторваться от обыденных переживаний и приобщиться как раз к тому высокому и вечному, о чем говорят авторы. И театр должен им эту возможность предоставить. Вот и Станиславский в своем письме, как утверждает худрук театра Мильграм, отмечал: спектакль продолжается до окончания оваций, актеры из образа на сцене не выходят даже на поклонах.

С другой стороны, если великих мастеров искусства не зря называют «властителями дум», а политика – это отношения власти и властителей, то хотят деятели искусства или нет – они в игре. Если они, конечно, достаточно хороши, чтобы быть удостоенными этого титула.

Но вряд ли ополчившиеся на актрису товарищи по цеху об этом размышляли. Опыт «Тангейзера» и других произведений, чья судьба в России была решена росчерком пера чиновников, заставляет опасаться за будущее пьесы, заподозренной в нелояльности к действительности.

И вот диспозиция – три года в «Театре-Театре» готовят постановку идейно нейтрального произведения. И вот на премьеру в культурное убежище (некоторые – прямиком из внутренней иммиграции) спускаются ценители искусства. Все идет строго по задумке режиссера до того самого момента, когда Дарья Егорова вдруг выходит из образа старой девы в возрасте 39 лет и высказывает свою гражданскую позицию. И зрители, к которым она обращается, мгновенно выпадают из тщательно созданной иллюзии. Этот поступок сродни включению яркого света в темной комнате без предупреждения. Но самое главное – весь спектакль мгновенно попадает «на радары» блюстителям «идейного соответствия»: три года кропотливой работы, перспективы репертуара (и в каком-то смысле всего театра) мгновенно оказываются на грани жизни и смерти...

Вы как хотите, а я лично считаю, что вот в этот самый момент, с этого акта свободного творчества и начинается настоящая пьеса! Да, это запрещенный, неэтичный прием (как раз в духе «культурной революции»). Но именно тогда заурядная (уж простите), неизвестно какая по счету постановка становится высказыванием, достойным обсуждения даже тех, кто спектакля и не видел (например, мэтр Александр Калягин), – что, собственно, и случилось! Воистину, жизнь увлекательней любого романа и непревзойденный постановщик!

В следующем акте этой пьесы Дарья Егорова покидает театр (надеюсь, не сцену). Через год после того, как Гарсиа Лорка поставил точку в рукописи «Дома Бернарды Альбы» Пабло Пикассо пишет «Гернику»…

P. S. Павла Устинова, за которого вступилась Дарья Егорова выпустили под подписку о невыезде по запросу Генпрокуратуры. Похоже, Борис Мильграм зря нервничал.

Не пропустите:Не считаем, а вводим. Депутаты одобрили изменение систем налогообложения в связи с отменой ЕНВД20 сентября 2019, 07:00