Экономика
 26 апреля 2018, 07:00   1817

Ритейлеры смирились с привычкой потребителей к экономии, а покупатели – с ростом цен

Ритейлеры смирились с привычкой потребителей к экономии, а покупатели – с ростом цен
После самого тяжелого этапа кризиса слабые игроки ушли с рынка, а конкуренция за клиента развернулась в сфере инноваций
Автор: Яна Купрацевич

Цены продолжают расти, но ритейлеры, как и покупатели, с этим фактором уже примирились. Если потребители все больше внимания обращают на акции, то торговые сети не только пытаются угодить клиенту, но и переходят в новую фазу конкуренции: после ухода игроков с рынка, «выжившие» занимают их площадки, а еще соревнуются в IT-технологиях. За ними будущее ритейла, считают эксперты.

По данным Пермьстата, стоимость минимального набора питания в Пермском крае в конце марта 2018 года составила 3,7 тыс. рублей, увеличившись с декабря 2017 года на 4%. По величине этого показателя Прикамье находится на втором месте среди регионов Приволжья. Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в этот же период не намного выше, чем в регионе – 3,9 тыс. рублей. В целом в субъектах Приволжского федерального округа стоимость продуктовой корзины увеличилась на 3,3-5,7%.

На фоне роста цен за год оборот розничной торговли в Пермском крае вырос на 8% и составил на конец февраля 2018 года 40,6 млрд рублей. Однако это меньше, чем в предыдущем месяце, почти на 4%.

Тенденция к росту цен и сокращению потребления, связанная с падением доходов населения, наблюдается на протяжении последних трех лет. В 2017 году потребители смирились с этим и стали тратить деньги активнее. Крупные ритейлеры подхватили настроения покупателей и увеличивают оборот, мелкие – уходят с рынка.

Что происходит с потребителем.

Потребитель стал более требовательным по отношению к цене и качеству продукции. Торговые сети гибко реагируют на эти запросы. Ритейл помогает покупателям приобрести набор продуктов по той же цене, что и в прошлом году, и даже дешевле. Это удается за счет различных акций. «В стоимости розничной продукции в целом наблюдается дефляция, поскольку бизнес понимает, что стоимость некоторых категорий продуктов расти не должна», – анализировал ситуацию генеральный директор INFOLine-Аналитика Михаил Бурмистров во время выступления на медиа-форуме Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) в начале апреля.

В некоторых категориях покупатели жестко экономят и готовы значительно сократить потребление отдельных товаров, за другими они охотятся и разыскивают магазины, где продукт можно приобрести подешевле. Но есть ряд категорий – к примеру, молочные и мясные продукты, – где цена значения не имеет. Здесь потребитель выбирает качество. «Очень часто потребители, в том числе и не очень обеспеченные, выбирают эти товары среди фермерской продукции. Торговые сети в данном случае конкурируют за возможность предоставить максимальный выбор продукции на своих полках», – добавляет Михаил Бурмистров.

По мнению генерального директора аналитического центра «Платформа» Алексея Фирсова, на сегодня сформировался абсолютно новый тип потребителя – «бедный гедонист». «Бедный – потому что покупательская способность невысокая, но он хочет не просто поесть и забыться, для него важен комфорт потребления даже в период сокращения спроса. Именно такой покупатель составляет ключевую социальную базу для ритейла», – говорит Алексей Фирсов.

Что касается регионального рынка, то для него характерен «локальный патриотизм» – даже в крупных федеральных торговых сетях покупатели хотят видеть на полках местную продукцию, добавляет аналитик.

Что происходит с ритейлом.

Во время кризиса мы жили в парадигме постоянного роста цен, к этому привыкли и ритейлеры, и покупатели, и поставщики. Торговые сети в этой ситуации продавали столько же, но по завышенной цене. Сейчас обстановка поменялась. Самый тяжелый период (2016год – начало 2017-го), когда розница фактически не росла в рублевом эквиваленте, закончился. Сейчас за счет снижения инфляции потребитель восстанавливает объемы покупок в физическом выражении.

«Мы видим, как меняется конкуренция между торговыми сетями. Но сказать, что международные игроки безоговорочно побеждают российские сети, нельзя. Исключение составляет разве что сегмент товаров для дома и строительства. В продовольственной торговле, бытовой технике и электронике российские ритейлеры активно конкурируют с международными сетями. Сейчас перед российским бизнесом актуальнее выход в Сибирь, нежели за границу», – считает Михаил Бурмистров.

Еще одно следствие кризиса – уход с рынка слабых игроков. Их площадки активно занимают крупные сети. В Пермском крае несколько таких примеров. В 2015 году группа компаний «РИАЛ» закрыла продуктовую сеть «Гастроном», ее площадки взяла в аренду пермская сеть «Семья». В этом же году прекратила существование первая региональная сеть «Добрыня»: после затяжного конфликта с одним из поставщиков компанию признали банкротом. В 2016 году несостоятельной признали торговую сеть «Виват», одну из самых крупных краевых компаний. В Пермском крае насчитывалось более 100 магазинов сети. Все площадки поделили между собой федеральные игроки – X5 Retail Group (управляет торговыми сетями «Карусель», «Перекресток», «Пятерочка») и «Магнит», а также пермская сеть «Семья».

Не пропустите:В гипермаркете на шоссе Космонавтов, 65 вместо «Вивата» может открыться «Перекресток»19 марта 2018, 07:00

По мнению Михаила Бурмистрова, чаще всего с рынка уходили игроки, не специализировавшиеся на торговле и ставшие «ритейлерами поневоле». «В этой ситуации есть положительная составляющая: уходящие игроки освобождают площадки для сильных предпринимателей», – резюмирует эксперт.

Следующим этапом конкуренции между сильными игроками на рынке является борьба за покупателя на уровне уникального предложения, в том числе с использованием инноваций. Крупнейшие розничные сети сегодня вкладывают все больше средств в технологии, которые можно использовать в ритейле. В этих условиях традиционная и ярморочная торговля не исчезают совсем, но занимают свою нишу. Региональные сети, с одной стороны, конкурируют не столько с федеральными игроками, сколько между собой. А с другой стороны – находят форматы, которые отличали бы их от «мастодонтов» рынка. «Яркий пример – сеть «Красное и белое»: из алкогольной сети они, по сути, превратились в формат магазинов у дома, после того как расширили ассортимент», – замечает Михаил Бурмистров.

Не пропустите:Аптекающий магнит. «Магнит» ищет в Перми сотрудников для открытия сети аптек24 апреля 2018, 07:00

Новым вызовом для ритейла станет приспособление форматов магазинов под новые реалии. К примеру, гипермаркеты интересуют людей все меньше, поэтому главная цель торговых сетей – сделать этот формат более гибким и удобным для покупателя. В ближайшее время ритейл столкнется и с выходом в онлайн: эксперты прогнозируют, что в 2018 году в этом сегменте произойдет «взрыв» продаж.

Даешь магазин на Марсе.

С усилением конкуренции крупные ритейлеры вкладывают все больше средств в инновации. Последние десять лет в эту сферу активно инвестируют зарубежные компании. Российские предприниматели в сфере торговли включились в гонку два года назад, поскольку уровень развития IT-технологий становится неизбежным фактором победы в конкурентной борьбе, считает Вадим Капустин, директор по стратегическому маркетингу X5 Retail Group.

Топ-5 инноваций в зарубежном ритейле, которые российские компании взяли на вооружение.

Облегчить ношу.
Первыми в роботизации ритейла стала крупнейшая в мире компания в сфере онлайн-торговли Amazon. В 2012 году они создали робота Kiva, который представляет собой квадратную конструкцию на колесах, высотой 40 см и весом примерно 130 кг. Робот используется в распределительных центрах и развозит продукцию с одной полки на другую.

Простыми словами.
Затем они же запустили Amazon Echo – прототип голосовой системы Siri в iPhone или Алисы в поисковике Яндекс. Компания разработала систему в 2015 году. Устройство управляется голосом и реагирует на имя «Алекса». С его помощью можно заказать товары или услуги, например, такси и т.п.

Заказал и забрал.
В 2016 году американская компания, управляющая крупнейшей в мире сетью оптовой и розничной торговли, Walmart, запустила отдельно стоящую пикап-площадку (pick-up point) онлайн-заказов. Покупатель может оформить заказ из дома, а потом просто забрать его из «будки».

Без людей.

В этом же году в ритейле начали использовать первые беспилотные грузовые автомобили. Их запустила американская компания Otto, принадлежащая Uber. Первым грузом беспилотника стало пиво, в рамках выполненного рейса было доставлено 51744 банки светлого лагера «Будвайзер». Протяженность маршрута составила около 200 км, при этом фура двигалась в автономном режиме большую часть пути – 160 км по шоссе. Средняя скорость грузовика в автономном режиме составляла 90 км/час.

Будущее без очередей.

В будущее без продавцов и очередей вновь заглянула Amazon. В 2017 году компания открыла в США первый оффлайн-магазин продуктов без кассовых линий и продавцов. При входе в магазин клиент должен запустить приложение Amazon Go и отсканировать QR-код с экрана смартфона. После этого он может свободно набрать товары в корзину и уйти – система автоматически просканирует все приобретенные товары и выставит счет в личном кабинете на Amazon. Идею быстро подхватили китайцы, открыв более десятка магазинов BingoBox. В них также нет ни продавцов, ни кассиров. Чтобы открыть дверь в магазин, нужно воспользоваться приложением для смартфона. Покупатели сканируют коды товаров для оплаты. Предотвращать кражи должна система видеонаблюдения и регистрация покупателей в приложении под настоящим именем.

Поделиться:
Все новости компаний