Экономика
 24 апреля 2018, 07:00   1903

Аптекающий магнит. «Магнит» ищет в Перми сотрудников для открытия сети аптек

Аптекающий магнит. «Магнит» ищет в Перми сотрудников для открытия сети аптек
Эксперты сомневаются в успешности затеи: рынок перенасыщен, а пермяки не привыкли покупать лекарства в продуктовом ритейле
Автор: Кирилл Перов

Розничная сеть «Магнит» объявила о поисках заместителя директора группы по фармацевтическому направлению в Перми. Вакансия опубликована на сайте поиска работы и подбора сотрудников Superjob. Новый специалист будет контролировать все мероприятия по открытию новых аптек, принимать объекты сети после завершения строительно-монтажных работ и заниматься подбором персонала. За успешную работу по развитию фармнаправления сети ему обещают ежемесячно платить до 82 тысячи рублей.

Представители пермского фармсообщества осведомлены о планах «Магнита» по развертыванию сети аптек в большинстве регионов присутствия. По их мнению, ритейлер может использовать две стратегии развития, одна из которых приведет к закрытию значительного количества работающих в крае аптечных пунктов с небольшим товарооборотом.

Первый сценарий предполагает открытие аптечных пунктов на территории собственных сетевых магазинов «Магнита». Его реализация предусматривает получение лицензии, установку специализированного оборудования, наем квалифицированных специалистов. По такому пути в Прикамье прошли все аптечные сети: имеющие в своем составе 500-600 региональных пунктов или пару тысяч по всей России. У них у всех есть аптеки, открытые в зонах у входов-выходов из супермаркетов. На данный момент все выгодные площадки, обеспеченные достаточным трафиком посетителей, заняты. Кроме того, остается непонятной судьба аптек-арендаторов, уже занимающих площади в магазинах «Магнита».

Второй путь – продажа безрецептурных аптечных товаров непосредственно в супермаркетах, в таком случае не нужно нести расходов, связанных с лицензированием. Однако это возможно, только если будет утвержден законопроект Минпромторга о продаже безрецептурных лекарств в магазинах. «Пока такой закон не принят. Но продуктовый ритейлер может готовиться. Ничто не мешает сети развиваться сразу в двух этих направлениях. При этом начало продажи безрецептурных лекарств в продуктовых магазинах может привести к закрытию большой части аптечных точек, так как выручка от продажи безрецептурных препаратов составляет до 50 % дохода аптек», – рассказал Николай Шаврин, владелец сети «Аптека от склада».

По данным 2ГИС, в Перми насчитывается более 773 аптек. Самыми крупными пермскими игроками на региональном рынке являются сети «Планета здоровья», «Аптека от склада» и «Пермфармация».

Появление аптек продуктовой компании окажется особенно критичным в экономически депрессивных районах с небольшим количеством населения. В этих точках итак низкая покупательская проходимость и выручка, их дополнительное снижение увеличивает риск закрытия аптек. Следовательно, снижается обеспеченность населения лекарствами.

Но, по мнению собеседника, при развитии фармнаправления в Прикамье стоит также учитывать психологию покупателя, который привык и больше доверяет аптекам как специализированным пунктам продажи лекарств. «Отпуск препарата в аптеке осуществляет специалист, который пояснит схему приема и противопоказания. У нас лет 10 назад был опыт открытия точек при небольших магазинах. Так вот, это были убыточные проекты. Объем продаж в них позволял приближаться к выручке в 300 тыс. рублей. Сумма не покрывала расходы на зарплату и оплату аренды. Были случаи, когда открывали у супермаркета, но с отдельной дверью. Оборот возрастал в три-четыре раза. Психология людей – покупать лекарства в специализированном учреждении, а продукты отдельно – побеждает», – замечает Николай Шаврин. Закрепиться на аптечном рынке «Магниту» удастся только в случае привлечения средств из сектора продуктового ритейла, уверен он.

На взаимосвязь высокой финансовой устойчивости российской продуктовой компании и успешности нового бизнеса-проекта «Магнита» обращает внимание и Елена Рудометова, руководитель аптечной сети «Пермфармация». «Плотность аптек и аптечных пунктов в Перми одна из самых высоких в России. На региональный рынок заходят много конкурентов: самарская и ижевская сети, «Классика» из Челябинска, екатеринбургские сети типа «Живики», появлялась питерская сеть «Первая помощь», московская «36,6». Большинство конкурентов не получили того дохода, на который рассчитывали, и ушли. Причины – рынок перенасыщен, покупательская способность падает», – говорит Елена Рудометова.

Она замечает, что новички предпочитают начинать с формата дискаунтеров, который априори имеет низкую доходность. Но крупные игроки, такие как «Магнит», имеют большие ресурсы и могут на начальном этапе позволить себе работать и в убыток. «Хороша конкуренция, когда она касается качества обслуживания, его форм, разнообразия ассортимента, появляются программы лояльности. А когда идет дикий демпинг и цены на препараты отличаются в разы, тогда в проигрыше может остаться покупатель. Препараты для реализации покупаются у одних заводов, и разброс цен минимальный. Следовательно, можно усомниться в качестве препаратов у аптек, серьезно роняющих цены», – предположила представитель «Пермфармации».

Елена Рудометова уточнила, в России объем поддельных лекарств все же незначительный. Препараты проходят экспертизу качества, которую осуществляют Минздрав и Росздравнадзор.

«Магнит» начал развивать сеть аптек под собственным брендом в середине 2017 года. Тогда были открыты более полусотни аптек в Краснодарском крае, Ростовской области и Республике Адыгея. Они, как правило, находятся рядом с супермаркетами сети и имеют формат «у дома». Аптеки ориентированы на экономсегмент, площадь их помещений обычно колеблется от 20 до 80 кв. метров.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний