Бизнес
  1. Бизнес
 06 сентября 2023, 06:00  

Да пошло всё по формату! Зачем «Лента» закрывает «Семью» и планирует купить «Монетку»

Да пошло всё по формату! Зачем «Лента» закрывает «Семью» и планирует купить «Монетку»
«Лента» закрывает бывшие магазины пермского ритейлера «Семья», чтобы открыть на их площадке супермаркеты «Монетка». Уральская торговая сеть может стать плацдармом для развития собственной сети дискаунтеров «Ленты», считают опрошенные Business Class эксперты. Приобретение «Монетки» позитивно отразится на операционных и финансовых показателях убыточной петербургской компании, но вряд ли поможет достичь результатов основных конкурентов – X5 Group и «Магнита».
Автор:

В Перми в помещениях, ранее занимаемых магазинами сети «Семья», стали открываться магазины «Монетка». На месте бывшего магазина «Семья Fresh» по ул. Пермской, 22 открылся супермаркет под брендом уральской сети. Как ранее сообщал «Коммерсант», петербургский ритейлер товаров повседневного спроса «Лента» планирует приобрести уральскую сеть дискаунтеров.

Не пропустите:​По «семейным» обстоятельствам. История пермской сети «СемьЯ»02 сентября 2023, 09:00

По информации издания, торговая сеть, принадлежащая миллиардеру Алексею Мордашову (состояние 20900 млн долларов, 5-е место в списке Forbes), собирается расширить свое присутствие на Урале. «Лента» рассматривает возможность приобретения оператора более 2 тыс. дискаунтеров «Монетка» в Перми, Екатеринбурге, Тюмени и других городах.

Согласно информации сервиса «2ГИС», в Пермском крае на сегодняшний день представлено 140 магазинов торговой сети «Монетка». В 2021 году торговая сеть «Лента» приобрела пермского ритейлера «Семья», которая управляла 75 магазинами в регионе. Сделка составила порядка 2,45 млрд рублей. Гипермаркетов «Лента» в Перми представлено семь. Магазинов «Семья», которые контролируются «Лентой», по данным «2ГИС», осталось 22.

По словам собеседника «bc», близкого к совету директоров «большой тройки» (X5 Retail Group – владеет магазинами «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик»; ПАО «Магнит» – контролирует «Магнит», «Магнит Косметик» и «Дикси»; Lenta Ltd владеет гипермаркетами «Лента» – «bc»), петербургский ритейлер пробует развивать в структуре собственной сети магазинов новое направление fast-moving consumer goods (FMCG, товаров повседневного спроса – «bc»). Приобретение «Монетки» – перспективная стратегия, чтобы создать малоформатные магазины уже на фундаменте региональных точек, а не выстраивать всю модель с нуля. «Лента» создает готовое решение, способное составить конкуренцию магазинам X5 Group и «Магниту», костяк которых составляют магазины шаговой доступности», поясняет информированный собеседник издания.

Собеседник «bc» не отрицает, что «Лента» в погоне за сделками M&A (слияния и поглощения – «bc») попробует создать на платформе региональных магазинов собственную сеть дискаунтеров. «У Магнита есть «Дикси», у X5 Group – «Чижик». Создание мягких дискаунтеров для «Ленты» станет логичным шагом, чтобы усилить свое присутствие на рынке. В условиях экономического кризиса к этому есть все необходимые предпосылки, в таком сегменте выручка стабильна», – конкретизирует собеседник «bc».

По его словам, закрытие магазинов пермского бренда «Семья» с целью открытия на их площадях «Монетки» – позиция «сильнейшего». «Пермский бренд не оправдал ожиданий менеджмента «Ленты». Выстраивать стратегию малоформатных магазинов на основе «Семьи» – пустая трата ресурсов. Пермский бренд сложно трансформировать в прибыльную модель не только для локального рынка, но и для масштабирования по всей стране», – считает собеседник, близкий к «большой тройке».

По информации собеседника «bc», «Лента» полностью ликвидирует магазины бывшего бренда «Семья», развернув на их площадке «Монетку». Ранее сообщалось, что в Перми прекратят работу лишь часть магазинов бывшей сети «Семья». В петербургской компании тогда заявили, что закрывают только неэффективные торговые точки.

Согласно публичной отчетности «Ленты» за второй квартал и первое полугодие 2023 года, выручка малых форматов компании, в число которых входят и бывшие магазины сети «Семья», сократилась на 5,5% – с 46,2 млрд рублей в первом полугодии 2022 года до 43,7 млрд рублей в первом полугодии текущего года. Трафик в малых форматах «Ленты» за второй квартал 2023 года сократился на 0,7%; при этом в гипермаркетах бренда прирост составил 3,2%, следует из отчета компании.

По его словам, конкуренция на FMCG-рынке достигла таких масштабов, что ритейлеры пробуют извлекать прибыль из каждого квадратного метра. «Приход Спивака и Поршнева только усилит «Ленту» на рынке малоформатных магазинов. Онлайн-площадки и магазины вблизи дома кажутся для покупателя привлекательнее, чем гипермаркет в отдаленном районе города», – дополняет эксперт.

Андрей Спивак – финансовый директор торговой сети «Лента», отвечающий в компании за вопросы инвестиций, распределения денежных средств, слияний и поглощений. До прихода в «Ленту» г-н Спивак работал финансовым директором «Детского мира», а до этого являлся топ-менеджером «Магнита». Раньше г-н Спивак занимал руководящие должности в X5 Retail Group, связанные с финансами, анализом данных и внедрением стратегии.
Альберт Поршнев – директор малых форматов «Ленты», до этого являвшийся директором по интеграции в «Магните». Г-н Поршнев пришел в петербургский ритейл в апреле 2023 года и отвечал за проект трансформации ММФ с фокусом на супермаркеты, указывается на сайте «Ленты». До прихода в петербургский ритейл он работал в «Магните» и «Дикси», сообщает информированный собеседник «bc».

«Монетка» рубль бережет

Стратегическую важность в сделке M&A между «Лентой» и уральским дискаунтером отмечает совладелец агентства M.A.Research, руководитель направления «Ритейл и потребительские товары» Анна Синявская. «У «Ленты» динамика финансовых показателей за первое полугодие 2023 года была отрицательной и отставала от ближайших конкурентов. Приобретение «Монетки» расширит аудиторию сети и поднимет операционные и финансовые показатели. «Монетка» – это большая сеть, в два раза больше «Ленты» по числу магазинов, хорошо известный бренд, особенно в Уральском регионе, – поясняет в разговоре с «bc» сооснователь M.A.Research.

Согласно последней опубликованной отчетности, динамика финансовых показателей «Ленты» демонстрирует отрицательную тенденцию. Продажи торговой сети в первом полугодии 2023 года снизились на 2,0% относительно аналогичного периода прошлого года, составив 257,2 млрд рублей. Розничные продажи составили 252 млрд рублей, снизившись на 2,8% год к году.

Результатами малых форматов «Ленты» обеспокоены и топ-менеджеры компании. «Несмотря на то, что магазины малых форматов пока демонстрируют результаты ниже наших ожиданий, мы отмечаем позитивную динамику и в этом формате, в частности рост плотности продаж неделя к неделе. Во втором полугодии 2023 года мы продолжим нашу работу по повышению операционной эффективности и поиску привлекательной модели ценностного предложения для наших покупателей», – сообщал в финансовом отчете компании гендиректор «Ленты» Владимир Сорокин.

По приблизительным оценкам, исходя из отчетности за 2022 год, покупка «Монетки» может составить 70-80 млрд рублей, но надо знать, что войдет в периметр сделки, говорит г-жа Синявская. Эксперт уточняет, что в данном случае возможны варианты.

По оценкам аналитиков, выручка ООО «Элемент Трейд» (владеет торговой сетью «Монетка» – «bc») в 2022 году выросла на 28%, чистая прибыль – на 63%. «Это высокие показатели, особенно для прошлого года. «Монетка» была одной из быстрорастущих продовольственных сетей в 2022 году. Рентабельность по чистой прибыли составила 5,94%», – дополняет эксперт.

Не пропустите:​Торговая сеть «Монетка» планирует открыть под Пермью распределительный центр26 июля 2023, 07:35

Согласно данным консалтинга M.A.Research, по итогам 2022 года «Лента» занимала четвертое место в рейтинге продовольственных ритейлеров после Х5 Group, «Магнита» и «Меркури Ритейл» (владеет брендами «Бристоль» и «Красное & Белое»). Эксперты оценивают долю «Ленты» на российском рынке продовольственного ритейла в 2,9%.

По словам г-жи Синявской, покупки региональных операторов – это сейчас наиболее распространенная стратегия, позволяющая быстро нарастить число магазинов и долю рынка, поскольку органическое развитие идет обычно гораздо медленнее. «Однако даже с покупкой «Монетки» маловероятно, что «Лента» сможет обойти Х5 Group и «Магнит», – считает Анна Синявская.

Наращивание магазинов формата «у дома» и дискаунтеров, а также уход от менее рентабельных гипермаркетов – это однозначная тенденция развития рынка продуктовой розницы последних лет, подтверждает «bc» младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Мария Коломиец. «Мы видим, что «Лента» также учитывает этот тренд. Наращивание числа магазинов «у дома» – одна из стратегических целей компании. Так, в 2021 году была запущена сеть «Мини Лента» (в Перми мини-магазины «Ленты» открылись на базе магазинов бывшего ритейлера «Семья» – «bc»)», – поясняет г-жа Коломиец.

«Мы не сомневаемся, что менеджмент компании рассматривает все возможности для ускорения роста портфеля магазинов под управлением, в том числе и сделки M&A. Также стоит учитывать, что у компании уже есть история успешных сделок по приобретению других продуктовых сетей. В то же время при принятии решения будут играть факторы, которые невозможно в полной мере учесть в анализе, в том числе стоимость сделки и источники ее финансирования. Для начала, прежде чем начать активную конкурентную борьбу с лидерами рынка, X5 и «Магнитом», «Ленте» придется нарастить свою сеть «у дома» до релевантных для конкурентной борьбы уровней, а это процесс не одного дня», – дополняет г-жа Коломиец.

По ее словам, покупка региональных операторов – одна из разумных возможностей наращивать недостающие типы магазинов в портфеле федерального ритейлера. «Даже учитывая затраты на интеграцию новых магазинов и приведение их под единый стандарт, это может быть более эффективным способом роста по сравнению с органическим наращиванием магазинов. Естественно, существуют ограничения в реализации этих возможностей – внешние (согласны ли региональные сети продаваться и за какую сумму) и внутренние (за какие и каким образом собранные деньги федеральный ритейлер готов войти в эту сделку)», – прогнозирует младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Мария Коломиец.

Масштабирование рынка

На текущей момент компания уже сильно уступает своим конкурентам – «Магниту» и X5 Group – по количеству магазинов и обороту выручки, отмечает в разговоре с «bc» аналитик инвестиционной компании General Invest Ольга Тятина. «X5 и «Магнит» были пионерами развития современного продуктового ритейла в России и по-прежнему являются абсолютными лидерами этой отрасли. За последнее десятилетие обе сети наращивали торговые площади средними темпами около 17% в год, создали мощную логистическую инфраструктуру. X5 обладает лидирующими позициями в Москве и Санкт-Петербурге, хорошо представлена в европейской части России. Большая часть оборота обеспечивается именно магазинами «Пятерочка» формата «у дома» (около 79%)», – поясняет эксперт.

Г-жа Тятина подтверждает, что, по последним тенденциям отрасли, магазины «у дома» в текущих условиях являются более предпочтительными для потребителя. «В стратегическом плане петербургская компания находится в менее привилегированном положении, чем ее основные конкуренты – «Магнит» и X5 Group, поскольку более 80% выручки компании по-прежнему приходится на гипермаркеты, а последние тенденции в отрасли указывают на то, что потребители явно отдают предпочтение другим, менее масштабным форматам магазинов», – замечает эксперт инвестиционной компании.

По количеству магазинов и глубине охвата рынков X5 Group и «Магнит» более или менее сопоставимы. Доля рынка X5 Group незначительно превышает долю рынка «Магнита» при чуть меньшем количестве магазинов, тогда как «Лента» существенно меньше конкурентов как по объему торговой площади, так и по количеству магазинов, выручке и доле рынка, конкретизирует эксперт General Invest.

По итогам 2021 года лидером по объемам реализованной продукции на рынке продовольствия в Пермском крае была торговая сеть «Пятерочка» – 15,1%. За ней следовала торговая сеть «Магнит» – 13,6%; «Монетка» – 5,5%; «Красное&Белое» – 5,07%. Остальные игроки занимали менее 5% на рынке в Прикамье. «Лента» нарастила присутствие в регионе с 1,2% в 2020 году до 1,5% в 2021-м, а с покупкой «Семьи» доля на региональном FMCG-рынке у петербургской компании возросла до 7%, следовало из отчета регионального УФАС. Актуальных данных за 2022 год в ведомстве по запросу «bc» предоставить не смогли.

«Лента» – однозначно сильный игрок на рынке FMCG розницы, но на текущем этапе ее развития, учитывая значительную разницу в размере (4-5 раз относительно лидеров рынка) и структуре портфеля магазинов, в среднесрочной перспективе мы не видим значительной вероятности, что компания сможет обойти своих конкурентов в гонке за покупателей в магазинах «у дома», заключает аналитик рейтингового агентства «Эксперт РА» Мария Коломиец.

Представитель менеджмента торговой сети «Лента» в разговоре с «bc» заявил, что «не комментирует рыночные слухи», отвечая на вопрос о приобретении ритейлером сети дискаунтеров «Монетка». В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), членом которой является «Лента», от комментариев на запрос «bc» воздержались.

Не пропустите:Переход на малые размеры. Как покупка «Монетки» «Лентой» изменит продовольственный рынок24 октября 2023, 06:00
Все новости компаний