Вошли во взыскательный вкус. Бывшие перевозчики взыскали убытки с краевого Минтранса

Вошли во взыскательный вкус. Бывшие перевозчики взыскали убытки с краевого Минтранса
Продолжение получила история «вытеснения» частных перевозчиков с пригородных автобусных маршрутов, которая породила массу споров еще на старте транспортной реформы в регионе.

Перевозчики, работавшие на пригородных маршрутах, взыскали с регионального Министерства транспорта убытки, которые понесли из-за действий ведомства. Если коротко – частники были вынуждены уйти с маршрутов раньше положенного срока. Объемы работы достались ПКГУП «Автовокзал».

Началась история на старте транспортной реформы на краевом уровне. Перевозчики тогда имели свидетельства о праве осуществлять регулярные перевозки и работали по нерегулируемому тарифу. То есть сами устанавливали стоимость проезда и «жили» за счет продажи билетов. В том числе компания «Бизнес-Д» обслуживала маршрут №104 «Пермь – Гамово» на основании свидетельства, выданного 20 февраля 2017 года на пять лет. До февраля 2022 года также имел право работать предприниматель Вилдан Назаров на маршрутах №147 «Горный – Пермь» и №148 «Горный – Пермь (Комсомольская площадь)». А транспортная компания «Автодан» имела свидетельство на маршрут №150 «Конец Бор (Краснокамск) – Пермь» на срок до июля 2022 года.

Было принято решение о переходе на новую транспортную модель, при которой перевозчики работают на основании госконтракта, получают деньги за транспортную работу, а билетную выручку перечисляют в бюджет. Краевые власти провели конкурсные процедуры и выбрали подрядчиком для обслуживания ряда маршрутов ПКГУП «Автовокзал» – уже с 1 декабря 2020 года, то есть до окончания действия свидетельств. Основанием для этого послужило решение о переводе маршрутов с нерегулируемого тарифа на регулируемый.

Перевозчики обратились в суд, чтобы оспорить дату изменений. Поначалу они смогли продолжить работу – были приняты обеспечительные меры, запрещающие «Автовокзалу» вытеснить судебных оппонентов.

Следующим шагом в этом противостоянии стало открытие двух автобусных маршрутов, которые в значительной части дублировали существующие. На них стал работать «Автовокзал». Так, с маршрутами №104 и №148 во многом совпал путь следования автобуса №130 «Поселок Горный – село Гамово». Распоряжение об открытии новых маршрутов подписал тогдашний заместитель министра транспорта Пермского края и куратор реформы Александр Клебанов.

Краевой перевозчик и частники стали ездить параллельно каждый на своем маршруте. При этом благодаря контракту с оплатой за транспортную работу «Автовокзал» в отличие от конкурентов не зависел от числа пассажиров. Судебные процессы тем временем переходили от одной инстанции к другой, и прежде чем они окончательно завершились, бизнес «сошел с маршрута», не выдержав противостояния. Весной 2021 года ООО «Бизнес-Д» прекратило работу на направлении №104, затем спорные маршруты оставили Вилдан Назаров и «Автодан».

Однако в суде были вынесены решения в их пользу – о том, что они имели право продолжить работу до окончания действия свидетельств. Это не позволило вернуться в стан действующих перевозчиков. Однако послужило основанием для того, чтобы уже в 2023 году взыскать с Министерства транспорта упущенную выгоду.

Ее размер истцы определили исходя из доходов ПКГУП «Автовокзал», который сменил их на спорных маршрутах. Так, ООО «Бизнес-Д» требовало взыскать с Минтранса 4 млн рублей за период с апреля 2021 по февраль 2022 года. Однако, по данным краевого предприятия, перевозки по маршруту №104 в это время принесли убыток – 15,5 млн рублей. Суд привлек эксперта, чтобы выяснить, имела ли место упущенная выгода ООО «Бизнес-Д» и в каком размере. Специалист пришел к выводу, что частный перевозчик заработал бы 2,7 млн рублей. Столько суд и постановил взыскать с краевого Министерства транспорта. Это решение вынесено в июне 2023 года.

Частично удовлетворены требования и Вилдана Назарова. Он оценил убытки от невозможности работать на маршруте №147 и №148 с июня 2021 до февраля 2022 года в 8 млн рублей. В «Автовокзале» заявили, что это направление тоже было убыточным – «минус» 11,8 млн рублей. На основании заключения эксперта размер упущенной выгоды, подлежащей взысканию, суд установил в размере 370 тыс. рублей.

Транспортная компания «Автодан» упущенную выгоду от невозможности работать на маршруте №150 с июня 2021 по июль 2022 года оценила в 4,2 млн рублей. Это разбирательство еще не окончено, очередное заседание назначено на 24 июля 2023 года.

Отметим, что в июле 2021 года Александр Клебанов покинул должность замминистра транспорта Пермского края. Ведомство скорректировало сроки перевода маршрутов с нерегулируемого на регулируемый тариф. У перевозчиков, которые к тому моменту сохранили за собой маршруты, появилась возможность доработать до истечения срока выданных ранее свидетельств. Новых судебных конфликтов на этой почве не возникало.

Переход на новую транспортную модель в значительной мере завершен. Всего в краевой маршрутной сети 142 автобусных направления, из которых на начало марта 2023 года по регулируемому тарифу работали уже 135. По мере реформы модернизируется подвижной состав. Обновлено более 300 автобусов.
Все новости компаний