Депутаты обсудили проект комплексной модернизации электротранспорта в Перми

Депутаты обсудили проект комплексной модернизации электротранспорта в Перми
Власти готовят концессионное соглашение о модернизации трамвайной инфраструктуры в Перми. В проект совокупно вложат 16 млрд рублей, но вернуть из бюджета концессионеру потом предстоит еще больше. Начальник департамента транспорта объяснил, в чем выгода города и почему в программу не включили новые трамвайные ветки.
Автор:

Начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин рассказал о предполагаемой структуре финансирования проекта по комплексной модернизации городского электрического транспорта. Его планируется реализовать в рамках федеральной программы с участием госкорпорации ВЭБ.РФ и частного холдинга «Мовиста Регионы». Депутатам гордумы идея модернизации нравится, но есть вопросы по срокам и суммам.

Что сделают…

Общая стоимость проекта в рамках концессионного соглашения, по словам г-на Путина, составляет 16,1 млрд рублей. В представленном ранее финансово-экономическом обосновании фигурировала сумма 15,5 млрд рублей. Увеличение на 600 млн предложено потенциальным инвестором. В 2022-2025 годах в рамках проекта должно быть отремонтировано 35 км трамвайных путей, семь тяговых подстанций; реконструировано депо «Балатово», закуплены 44 вагона. Полный срок действия соглашения – 25 лет. За это время, по словам Анатолия Путина, городу и краю предстоит вернуть концессионеру около 21 млрд рублей. Нагрузку на бюджеты разделят пополам.

«Насколько я понимаю, другие города-участники федеральной программы по комплексной модернизации электротранспорта (всего их десять – «bc»), которые имели готовые проекты трамвайных веток, получили возможность их построить», – отметил председатель комитета гордумы по экономическому развитию Арсен Болквадзе. Он поинтересовался, какие планы по развитию сети электротранспорта у пермских властей.

…и не сделают?

Генеральным планом Перми предусмотрены две новые трамвайные ветки – на Парковый и на Садовый. «Мы не включили их в проект, так как по требованию Федерации стройку необходимо начать в этом году. Чтобы прокладывать линию на Парковый, первоначально нужно решить вопрос с тоннелем под Транссибирской магистралью. А чтобы строить ветку на Садовый, должна быть реализована вторая очередь моста через Егошиху. Как только мы два эти инфраструктурных объекта получим, можно будет заниматься трамвайными путями. Когда будем готовы их строить, то опыт первой концессии позволит структурировать новые проекты по аналогии», – ответил Анатолий Путин.

Он рассказал, какой эффект должны ощутить пассажиры от ремонта и реконструкции существующего трамвайного комплекса. В первую очередь, приведение в нормативное состояние путей позволит повысить скорость движения на 40-45%. Сейчас трамваи двигаются медленнее, чем могли бы – например, на некоторых участках ул. Петропавловской предельная скорость – 5 км/час. Трамвайный парк полностью обновится, средний возраст вагонов снизится с 14 лет до 4,5 года. Пути после реализации проекта останется отремонтировать только на бульваре Гагарина и на ул. Куйбышева выше ул. Белинского. Остальные участки, требующие ремонта, включены либо в концессию, либо в проекты дорожного строительства (ул. Крисанова, ул. Строителей).

Не пропустите:Власти отказались от строительства нового трамвайного депо в Перми20 июня 2022, 12:06

Кто заплатит?

Большую часть из 16,1 млрд рублей обеспечат заемные средства инвестора из Фонда национального благосостояния и ВЭБ.РФ, они предоставляются по льготной ставке. Сравнительно небольшую часть денег компания должна привлечь на рыночных условиях. Невозвратная субсидия федерального бюджета составит порядка 4,3 млрд рублей, софинансирование капитальных вложений со стороны региона и муниципалитета – 240 млн и 48 млн рублей соответственно.

Полный срок действия соглашения – 25 лет. За это время, по словам Анатолия Путина, городу и краю предстоит вернуть около 21 млрд рублей. Нагрузку на бюджеты разделят пополам.

Депутат Марк Коробов поинтересовался, почему нельзя обойтись без привлечения стороннего инвестора, если у города есть предприятие, занимающееся трамвайными перевозками – МУП «Пермгорэлектротранс». Г-н Путин пояснил, что в таком случае федеральной субсидии не получить.

Он также аргументировал, почему выгодно участвовать в программе, несмотря на необходимость возврата значительной суммы. «Благодаря 30-процентному федеральному софинансированию это реальная возможность привести трамвайную инфраструктуру в порядок в сроки, за которые за счет собственного бюджета мы бы этого не сделали. Мы будем возвращать средства с удорожанием 5,5% годовых. Это ниже рыночных ставок по кредитам и лизингу и ниже текущего уровня инфляции. Цены растут большими темпами, например, в 2019 году мы покупали трамваи «Львенок» по 44 млн рублей. Спустя три года они стоят уже 74 млн рублей», – отметил начальник департамента транспорта.

Сколько получит частный инвестор?

Инвестор сначала обеспечивает модернизацию трамвайной инфраструктуры (инвестиционный этап), а затем будет ее эксплуатировать. В этот период муниципалитет должен выплачивать эксплуатационные платежи. Изначально компания «Мовиста Регионы» в своем предложении указала сумму 450-500 млн в год. «Сейчас мы пересчитываем эту величину с учетом транспортной модели Перми. Делаем так, чтобы концессионер получал за транспортную работу столько же, сколько получает МУП ПГЭТ. Чтобы, условно говоря, два игрока на рынке находились в равных условиях», – пояснил Анатолий Путин.

Как будут соседствовать частник и МУП?

Депутат Эдуард Мирзамухаметов попросил уточнить, как будут взаимодействовать между собой концессионер и ПГЭТ. «Юридически соглашение предусматривает, что концессионер имеет полное право на перевозку пассажиров и эксплуатацию трамвайной инфраструктуры. Тем не менее, в рамках переговоров с компанией достигнуто соглашение, что МУП будет привлекаться для соисполнения обязательств. Это делается для того, чтобы избежать раздробленности функций и ситуации, когда один километр пути содержит один подрядчик, а соседний километр – другой. Здесь задача – максимально сохранить объемы работы муниципального предприятия», – рассказал г-н Путин.

– То есть ПГЭТ будет на субподряде у концессионера? – уточнил Эдуард Мирзамухаметов.

– Распределение функций на данный момент согласовано такое: концессионер отвечает за содержание в надлежащем состоянии депо и выполняет техническое обслуживание подвижного состава. А «Пермгорэлектротранс» осуществляет непосредственную эксплуатацию в части движения по маршрутам и содержит путевое хозяйство, – ответил чиновник.

При этом в части тех трамваев, которые купят по концессионному соглашению, ПГЭТ юридически будет играть роль оператора. Ответственность перед пассажирами в этом случае по законодательству несет не он, а концессионер.

Что останется через 25 лет?

Арсен Болквадзе выразил сожаление, что в проект не удалось включить строительство новых трамвайных веток, и подчеркнул: работать в этом направлении все равно надо. Депутат напомнил, что в советское время трамваи ходили даже в Закамск. Их запустили по Коммунальному мосту после его строительства.

«Что город получит спустя 25 лет действия концессионного соглашения? Только 35 км трамвайных путей, отремонтированных двадцать лет назад и 25-летние трамваи?» – задумался он о будущем.

Анатолий Путин ответил, что повторного капремонта путей соглашение не предусматривает, но концессионер должен содержать их так, чтобы передать муниципалитету в надлежащем состоянии. Что касается трамваев, после 15 лет службы они должны пройти расширенное техническое обслуживание и ремонт, после чего могут эксплуатироваться еще 15 лет.

«Есть федеральный проект, который позволяет модернизировать приоритетный для Перми вид транспорта. Я считаю, участие в нем надо приветствовать. Много вопросов возникает потому, что это задаст константу в расходной части бюджета на 25 лет вперед. Надо все их проработать, чтобы интересы города были максимально защищены на весь срок действия соглашения», – резюмировал Арсен Болквадзе.

Все новости компаний