Город
  1. Город
 16 февраля 2022, 08:00  

Железнодорожников потянуло к земле. РЖД хотят вернуть себе Товарный двор в Перми

Железнодорожников потянуло к земле. РЖД хотят вернуть себе Товарный двор в Перми
Представители компании в суде заявили о намерении развивать на этой территории «грузовой двор»
Автор:

В арбитраже продолжается разбирательство вокруг сделки по выкупу Товарного двора в собственность края. Прокуратура требует признать ее недействительной. Представители ОАО «РЖД» заявили о возможности возвращения сторон в первоначальное положение (реституции в натуре). Компания продала спорный актив ГКУ «Управление автомобильных дорог Пермского края» за 800 млн рублей. Теперь покупатель и продавец выступают ответчиками.

Прокуратура доказывает, что стороны должны были пойти по пути изъятия участков, а не «прямой» покупки. По договору краевое учреждение приобрело 18 строений на территории Товарного двора, а право на участки у региона появилось уже как производная от владения зданиями.

В РЖД с требованиями истца не согласны, считают сделку законной, стоимость продажи – обоснованной. Вместе с тем юристы госкорпорации настаивают, что в случае признания ее недействительной РЖД должны получить назад право аренды Товарного двора. В таком случае компания готова вернуть бюджету всю вырученную сумму.

Нюанс в том, что участки за время разбирательства претерпели изменения, а расположенные на них здания и вовсе были снесены. Юристы РЖД представили в суде заключение кадастрового инженера, в котором он описывает, как вернуть прежние участки. Однако, по мнению прокуратуры, все равно остается неясным например то, какой вид разрешенного использования должна иметь территория. Зонирование площадки с момента сделки тоже поменялось.

«Если говорить о реституции в натуре, то еще очень много моментов потребуют уточнения. Чтобы не получилось так, что РЖД продали участок, на котором, по-нашему мнению, строить почти ничего было нельзя, а назад получили его свободным от прав третьих лиц. Меняй вид разрешенного использования – и строй высотки или продавай девелоперам», – описал развитие событий представитель прокуратуры Антон Мальцев.

«Будем развивать грузовой двор станции Пермь – исключительно как положено РЖД. Мы не строим магазинов, торговых комплексов. Получим право использовать землю – станем развивать железнодорожные перевозки», – возразил юрист «РЖД».

Истец и ответчик представили кандидатуры специалистов, которым предлагают поручить проведение судебной экспертизы. У прокуратуры это сотрудники компаний из Пермского края – ООО «МВМ-оценка» и ООО «Вишера оценка». У РЖД – Союзэкспертиза при Торгово-промышленной палате РФ, Российский федеральный центр судебной оценки при Министерстве юстиции РФ и еще две столичные организации.

Суть центрального вопроса, который оппоненты хотят поставить перед экспертами, одна: выяснить размер возмещения, если бы участки Товарного двора у РЖД изымали. Прокуратура также предлагает оценить рыночную стоимость 18 объектов недвижимости и права аренды. Отчетов об этом в деле много, но среди них есть противоречащие друг другу.

Антон Мальцев обратил внимание, что в сформулированный РЖД вопрос «вшиты» недопустимые, по мнению прокуратуры, вводные. Например, эксперту поручается учитывать один из отчетов, сделанный по заказу ответчика.

Ранее в РЖД получили экспертную оценку инвестиционной составляющей участков в случае развития терминально-складского направления на территории Товарного двора. В нем говорится, что от этой деятельности компания получила бы доход 3,9 млрд рублей.

Мнение представителей РЖД таково: поскольку при изъятии компенсируются убытки и упущенная выгода, сумма в итоге может оказаться даже больше 800 млн рублей. В прокуратуре, наоборот, считают цену сделки завышенной и полагают, что достоверная стоимость в два раза ниже. Представители ведомства неоднократно подчеркивали, что при оценке нужно было учитывать назначение участков именно на момент сделки, а не то, что могло появиться на них в будущем.

Не пропустите:РЖД добились временного запрета на строительство на территории Товарного двора09 февраля 2022, 11:34

На прошлом заседании истец попросил взыскать с РЖД 400 млн рублей (разницу между суммой спорной сделки и обоснованной, по мнению надзорного органа, ценой). Требования были сформулированы так после сноса объектов недвижимости. Тогда юристы компании заявляли, что в отсутствие зданий и участков в их первоначальном виде они не видят возможности для реституции. Теперь же они уверены, что вернуть стороны в первоначальное положение реально, причем именно в натуре: РЖД – землю, бюджету – деньги.

На сегодняшнем судебном заседании в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований к процессу, привлечены Правительство Пермского края в лице Администрации губернатора, Управление Росреестра и Федеральная кадастровая палата. Это сделано по ходатайству РЖД. Сторона считает, что исполнение судебного акта может коснуться прав или обязанностей этих лиц. Руководству региона спор перешел «по наследству» – на момент заключения сделки в 2018 году регионом руководил Максим Решетников.

Примечательно, что представители администрации губернатора и Росреестра уже были в зале. Они пришли на заседание в качестве слушателей.

Вопрос о назначении экспертизы еще не разрешен судом – в заседании объявлен перерыв на неделю, до 22 февраля.

Все новости компаний