Бизнес
  1. Бизнес
 18 июля 2021, 10:00   2324

Вести бизнес в российской провинции и выжить в пандемию

Вести бизнес в российской провинции и выжить в пандемию
Business Class собрал истории пермских предпринимателей, как они создавали бизнес, считали последние деньги, плакали, но смогли продолжать и даже встать на ноги.

К началу 2021 года Федеральная налоговая служба зарегистрировала более миллиона закрытий ИП, что является антирекордом последних 8 лет. В этом году проблемы никуда не делись. По результатам февральского мониторинга бизнес-омбудсмена Бориса Титова, 78,8% респондентов-предпринимателей указали, что спрос на продукцию их компании по итогам 2020 года или сильно уменьшился, или совсем исчез.

Вести бизнес в российской провинции и выжить в пандемию

За 2020 год более миллиона российских малых и средних бизнесов вынуждены были закрыться, сообщают Федеральная налоговая служба (ФНС). Однако наряду с этим, несмотря на урон, нанесенный пандемией экономике, новые компании продолжают открываться. 870 тыс. новых организаций было зарегистрировано за прошедший год. Мы пообщались с тремя владельцами малого бизнеса в Перми, чьим компаниям удалось пережить суровый 2020 год. Предприниматели рассказали о том, с какими сложностями им пришлось столкнуться и какие трудности переживают сейчас.

История 1. «Прошло четыре года, а мы до сих пор не окупились».

Четыре года назад Олег Лопатин со своими двумя друзьями открыли кофейню «Свет» по адресу ул. Пермская 70.

Вести бизнес в российской провинции и выжить в пандемию

Олег Лопатин, совладелец кофейни «Свет».


Начало.

После закрытия маленькой кофейни Mountain, где я работал фотографом и SMM-специалистом, мы с друзьями Глебом и Никитой решили открыть что-то свое. У ребят уже был большой опыт работы в сфере общественного питания, поэтому мы остановились на идее сделать новую кофейню. Тем более уже была аудитория любителей кофе из Mountain. Сейчас у каждого свои обязательства в «Свете». Глеб отвечает за хозяйственную и экономическую часть, Никита – за бар и кофе, а я – за коммуникацию с общественностью.

Первые трудности.

«Свет» открылся с нулевым бюджетом, у нас буквально не было продуктов. Абсолютно все деньги, которые были, мы потратили на ремонт и покупку мебели. К открытию зал был голый, и нам пришлось собирать по друзьям предметы декора и цветы, чтобы украсить заведение и создать атмосферу. Кофе был закуплен заранее, а для продуктов пришлось занять деньги у знакомых. Трудности возникали и технические, и в работе с персоналом: никто из нас не имел большого опыта в менеджменте, всему приходилось учиться самим. Однако мысли закрыться и сдаться никогда не было. Я считаю, что суть сложностей в том, чтобы их решать.

Сейчас кофейня функционирует уже четыре года, но нам до сих пор не удалось окупиться, все еще раздаем долги. У нас нет четкого понятия зарплаты относительно владельцев, мы стараемся не тратить лишнего. Если у тебя нет нужды, ты не берешь деньги, а вкладываешь их в продвижение. Примерно мы получаем зарплату почти такую же, как наши повара и бариста.

Вести бизнес в российской провинции и выжить в пандемию

Фото зала из кофейни «Свет», 2017 год.


Обратить сложности во благо себе.

Мы думали, что будем работать от барной стойки, но в первый же день пришли полицейские и сказали закрываться. Сразу было решено делать доставку, и мы откорректировали меню, чтобы все позиции можно было доставить в целости и сохранности. В кофейне появилась опция подписки на определенный набор блюд: гранола, сырники и весовой молотый кофе. Благодаря тому, что у нас много друзей, это пользовалось спросом.

Доставкой мы занимались сами, возили еду на велосипедах, бывало, что я отвозил заказ за 18 минут от центра города до спального района. Люди очень удивлялись оперативности доставки. Я за лето 2020 года проехал примерно пару тысяч километров, развозя заказы. За время карантина мы смогли обеспечить себя большим объемом работы и даже устали. Выручку удалось нормализовать и покрыть все затраты и выплату зарплаты сотрудникам. Во многом благодаря карантину о нас узнало еще больше людей, что способствовало увеличению потока гостей.

В любом случае начало работы и карантин были, наверное, самыми сложными периодами за всю историю «Света».

Олег советует почитать:
Эд Кэтмелл «Корпорация гениев»
Генри Форд «Моя жизнь. Мои достижения»
Уолтер Айзексон «Стив Джобс»
Дон Норман «Дизайн привычных вещей»

Делай то, что нравится.

В самом начале кофе был лишь предлогом для того, чтобы делать что-то вместе. Мы все втроем очень любим общаться. Так получилось, что в «Свет» приходят почти одни и те же люди: наши друзья и знакомые. Это вдохновляет и позволяет легко получать обратную связь от гостей. Проще заниматься именно тем, что тебе по душе. Например, Глеб и Никита работают по вечерам в кофейне бариста.

Вести бизнес в российской провинции и выжить в пандемию

Олег Лопатин, Глеб Новоселов, Никита Сергеев, владельцы кофейни «Свет».


Совет начинающим предпринимателям.

Если хочется делать бизнес, можно открыть что угодно, главное – постараться. Но я бы, наверное, не хотел снова делать кофейню. Общепит – это очень сложно. Бариста и повар – довольно сложные, стрессовые профессии. В кафе и ресторанах учишься сразу решать много мелких задач. Я работал в разных сферах, но самым сложным для меня было именно максимально быстро и качественно решать множество поступающих задач. В общественном питании несколько точек коммуникации с гостем – это зал, пища, продукты, которые тебе привозят, посуда. Все это имеет микронюансы, и каждая составляющая влияет на впечатление гостя от того, что ты делаешь.

Самое важное, что я посоветовал бы начинающим бизнесменам – стараться, просто стараться. Неважно, в какой сфере ты работаешь. Перед тем, как начать, ты должен досконально изучить все, что уже известно в этом направлении. Твоя задача – быть осведомленным в своей сфере и прилагать максимальные усилия для того, чтобы развиваться.

Не пропустите:Нерастворимая индустрия. Кофейный бизнес Перми минимально пострадал за 2020 год22 января 2021, 07:00

История 2. Стартапы или традиционный бизнес: тонкости и нюансы.

Илья Китанин, специалист из Москвы в сфере стартапов, рассказал о том, что выгоднее открывать: традиционный бизнес или стартап. Он считает, что советы профессионалов и экспертов, разбирающихся в тенденциях современной экономики, будут полезны любому предпринимателю, независимо от опыта и количества проектов за плечами.

Вести бизнес в российской провинции и выжить в пандемию

Илья Китанин, специалист в сфере стартапов и владелец компании «Аксель+».



Сфера деятельности.

Стартапы меня захватили давно. Одной из крупных компаний, где я начинал работать, был «Фонд развития интернет-инициатив». Он занимается инвестированием в стартапы и был лидером раннего рынка инвестирования в России. Наверное, до сих пор им и остается.

В 2020 году я открыл компанию «Аксель+». Мы занимаемся проведением акселерационных программ по ускоренному развитию стартапов и бизнесов плюс образовательными программами в различных регионах страны. В прошлом году мы провели 10 таких программ, сейчас параллельно идут 4-5. Наша компания начинала с айтишных стартапов, а сейчас помогаем и им, и корпорациям, и реальным бизнесам: салонам красоты, шаурмичным и другим небольшим производствам.

Преакселератор – это первый продукт, с которым сталкивались стартапы при работе с фондом. В начале мы просто, по сути, помогали заполнить заявку на инвестирование, потом мы уже помогали экспертному консультированию этих самых стартапов. Потом проводили с ними более длительные программы по развитию. И меня мир стартапов затянул. Мне понравилась методология «Лин стартап» Эрик Риса, где надо бережливым стартапам с минимальными рисками и вложениями тестировать свои идеи до полномасштабной разработки. Со временем я подумал, почему бы мне самому не стать предпринимателем.

Наиболее важные факторы при формировании бизнес-идеи.

Сама идея обычно не так важна. Очень важно, насколько человек быстро готов ее проверять и что-то менять. Редко бывает такое, что сразу придуманная идея, без каких-либо изменений, в итоге вырастает в большой успешный бизнес. Чаще всего идея претерпевает множество трансформаций. Нужно быть готовым услышать экспертное мнение и признать свою неправоту.

Как понять актуальность своего проекта?

Чем больше инновационности, тем больше вначале нужно провести исследовательской работы, чтобы убедиться, что идея чего-то стоит. Если вы открываете очередной салон красоты, наверное, он нужен. Но сейчас можно заниматься чем угодно. Найдите проблему, которая не решена. Чаще всего это то, с чем столкнулись вы сами или ваши родственники. Если вы не знаете, как ее решить не как обыватель, а как специалист, – здесь есть потенциал, и этим нужно заниматься.

Всегда обращайтесь к экспертам.

Для любого стартапа важна поддержка таких компаний, как наша. Сейчас в России существует очень много различных акселерационных программ, многие из которых бесплатны, особенно на начальных этапах. Этим определенно стоит пользоваться.

Даже если вы открываете не первое дело, пройти акселерационную программу стоит. Иногда приходят опытные предприниматели с установкой «я все знаю». Многие из опытных бизнесменов упертые и не готовы менять направление своих мыслей, они уверены в своей экспертности и совершенности знаний. Конечно, когда первым бизнесом был салон красоты, а теперь человек открывает заведение общепита – можно привнести какой-то свой предыдущий опыт. Другое дело, когда после открытия одного инновационного продукта вы открываете еще один инновационный продукт. Здесь вам не обойтись без помощи трекера – эксперта, который помогает осуществлять проверки гипотез об актуальности бизнеса.

Всегда важно оставаться гибким и готовым меняться. Трекер при работе с проектом опытного бизнесмена не будет рассказывать ему основы, а поможет применить к новому делу тот инструментарий, который уже есть.

Привлечение инвесторов.

Если говорить о прямых инвестициях, где собственник продает инвестору часть компании, нужно понимать, на что пойдут деньги. Не стоит привлекать инвестиции просто чтобы в кармане было тяжелее и спалось спокойнее. Они должны помогать развивать бизнес. Привлекайте инвесторов, если вы планируете потратить деньги на маркетинг, на экспертов, которые проведут исследования для развития вашего дела, для развития нового продукта. Отдавая 10% компании, важно подумать, как это поможет в два раза больше зарабатывать хотя бы через год.

Статистика по реализации бизнес-идей в России на сегодняшний день.

С момента придумывания идеи до первых действий относительно ее развития доживает примерно 1%. Если говорить о тех, кто начал разрабатывать продукт, общаться с клиентами, то от идеи до первой продажи остается еще 15%. До уровня инвестиций из этих оставшихся 15% доходит лишь 10%.

Определенно стартапы – это непросто. Я не знаю ни одного специалиста, который, открыв стартап, хотя бы через год дошел до того уровня зарплаты, который у него был. Чаще всего предприниматели на первых порах получают столько, чтобы только не умереть с голоду. Это называется «Доширак-экономика». Инвестиции пускаются в основном не на зарплату основателя, а на маркетинговую поддержку. Для того чтобы выйти на хороший уровень дохода, должно пройти 3-4 года. Наверное, есть случаи, где все это предприниматель проходит за год, но на это могут повлиять совершенно разные факторы. При открытии обычного бизнеса рисков гораздо меньше, но инновация – это игра вдолгую.

История 3. Живу по принципу «бери и делай».

Нежелание работать на кого-то заставило Даниила Леденцова открыть бизнес. Даниил бросил университет после первого курса и устроился в организацию своего отца по изготовлению зубных имплантов. Спустя полгода он понял, что не хочет быть подчиненным, и решил двигаться самостоятельно. Основной и самый важный принцип работы Даниила – «просто бери и делай», если хочешь чего-то добиться. На вопрос о том, что мотивирует его работать, он отвечать «желание зарабатывать».

Вести бизнес в российской провинции и выжить в пандемию

Даниил Леденцов, предприниматель в сфере цифровой стоматологии.


Род деятельности.

Все необходимое для протезирования и имплантации производится на станках и на другом оборудовании. Спектр очень большой: сканеры, принтеры, всевозможные компьютеры. Я занимаюсь оптимизацией процесса работы оборудования и учу людей работать с программным обеспечением для него. Свое дело я могу описать словами: «Приближаю технологии к человеку».

Истоки.

Почти сразу после того, как я начал работать с отцом, я решил стать предпринимателем. ИП – это возможность заключать контракты с любыми людьми, потому что за наличку не все работают. Почти все хотят, чтобы работа была официальной. Однако я до сих пор зависим от организации отца, так как он является основным моим работодателем. Уровень цифровизации в сфере стоматологии и имплантации не очень высокий по Пермскому краю, поэтому работать особо не с кем.

Основная сложность в бизнесе – лень.

Для меня самая большая трудность в работе – это лень. Иногда когда заканчиваю работу и остается немного времени, хочется отдохнуть. Но моя работа требует постоянного изучения новых технологий и программ. Лень – это лично моя трудность. Чтобы побороть ее, нужно встать и просто начать что-то делать.

Финансы.

ИП открыть ничего не стоит. Но даже если ты не будешь вести никакую деятельность, страховые и пенсионные взносы ты все равно заплатишь: это около 40 тыс. рублей за год. Любое производство – это дорого. Поэтому достаточно большую сумму денег приходится ежемесячно вкладывать. Предпринимательство приносит мне в районе 100 тыс. рублей дохода с учетом налогов. Говоря о том, устраивает ли меня моя зарплата, довольным все равно никогда не будешь: заработаешь миллион – захочется больше.

Совет предпринимателям.

Думать: я считаю, что если человек думает, он уже не пропадет. И не рассматривать предпринимательство только как деньги. Это скорее просто ритм жизни или жизненный подход. Я не могу работать на кого-то, потому что мне постоянно хочется что-то менять и улучшать, но, как правило, развивать что-то чужое не хочется.

История 4. «В Перми не было йога-студий, где мне было бы комфортно работать, и я решила открыть свою».

Елена Бахур, бренд-менеджер йога-студии «Кора», сотрудничает с ее собственницей Ириной Суворовой почти с самого открытия студии. Елена рассказала о том, какой путь пришлось пройти Ирине вместе с ее сотрудниками, прежде чем «Кора» стала одной из лучших студий Перми. «Это не тот бизнес, которые принесет горы золотых монет. Йога-студия требует упорной работы и непрерывного внимания к мелочам». В «Коре» сегодня работают более 25 преподавателей по разным направлениям, а самой сложной должностью, по мнению Ирины и Елены, оказался администратор.

Вести бизнес в российской провинции и выжить в пандемию

Елена Бахур, бренд-менеджер йога-студии «Кора».


Ирина решила открыть свою студию.

Я в «Коре» с 2014 года, но Ирина открыла студию раньше. До этого она преподавала в разных йога-студиях, но ей не нравились антураж, атмосфера, оформление с атрибутикой из Гоа. Ирина хотела развивать сообщество, развиваться сама как преподаватель и привлекать к этому других преподавателей. В какой-то момент она поняла, что лучшим решением будет открыть свою студию. Поначалу она объединилась с партнером по бизнесу, и они арендовали небольшое помещение, но позже Ирина стала продолжать развивать дело сама, также не привлекая и инвесторов.

Вести бизнес в российской провинции и выжить в пандемию

Вести бизнес в российской провинции и выжить в пандемию

Первая йога-студия «Кора».


Непредсказуемые обстоятельства.

Ирина планировала, что ремонт в арендованном помещении получится закончить за два месяца и можно будет быстро начать зарабатывать. На деле подобные работы требуют больших финансовых и временных затрат. Ремонт растянулся на полгода, а на втором этаже помещение было отремонтировано не так, как хотелось Ирине: не хватило бюджета. Тогда со всеми трудностями Ирине помогала справляться ее небольшая команда йога-преподавателей и менеджеров.

«С 2014 года мы начали активно заниматься продвижением «Коры» в социальных сетях, и пошел большой поток людей. Через какое-то время поняли, что они просто не помещаются в зал, из-за чего мы просто не могли расти. В Перми у людей есть особенность: они любят практиковать с большим личным пространством. К осени 2015 с горем пополам нашли помещение, где сейчас находится студия, и сделали ремонт в самые сжатые сроки. Когда открывались, долго не могли поверить, что это наконец получилось».

Деньги в йоге.

«Перед тем как выйти в плюс, «Кора» работала три года, не меньше. Когда меня взяли работать в студию, она работала в минус, так как было очень много не отлаженных организационных процессов. Просто потому что один человек не может физически этим заниматься. Йога – это не тот бизнес, на котором можно шикарно разбогатеть: по факту студия не минусовый бизнес, но и миллионов она не приносит. У нас есть более прибыльное время для работы – это вечер, выходные и частично утро. Самые популярные практики идут по вечерам».

Вести бизнес в российской провинции и выжить в пандемию

Ирина Суворова, владелица йога-студии «Кора».


Хотели закрыться в пандемию.

«Пандемия очень плохо сказалась на деятельности. Мне кажется, с 2020 года у нас еще остались какие-то долги. Несмотря на то, что собственники помещения пошли навстречу и сделали скидку на аренду, даже этих денег мы просто не получали, работая онлайн.

Мы быстро переключились на онлайн-формат, но работать приходилось на износ. Каждый день вместе с Ириной и управляющей регистрировали людей на онлайн-занятия. Через некоторое время число учеников пошло на спад, это наблюдалось и у всех коллег в других йога-студиях. В какой-то момент встал вопрос о закрытии, и мы даже опубликовали информацию об этом в социальных сетях.

Это произошло незадолго до снятия ограничений, поэтому нам удалось удержаться на плаву и продолжить работать. В качестве финансовой поддержки мы получали деньги, продавая различные фирменные товары и атрибутику для йоги в формате лотереи.

С уверенностью могу сказать, что этот период был одним из самых сложных за всю историю «Коры».

Самое важное в йога-бизнесе.

«Как мне кажется, самое важное – это идея. Йога – это то, что может делать качество жизни человека лучше, делать его более счастливым через заботу и бережное отношение к телу. Задача нашей йога-студии в том, чтобы перевести фокус людей на их внутренний комфорт и здоровье, а не на цель быть стройным и накаченным».

Поделиться:
Все новости компаний