Бизнес
  1. Бизнес
 14 июля 2021, 11:00  

«Не боимся экспериментировать». Интервью с директором Уральского округа розничной сети «Магнит»

«Не боимся экспериментировать». Интервью с директором Уральского округа розничной сети «Магнит»
Сергей Олейников, директор Уральского округа розничной сети «Магнит», в интервью Business Class рассказал о развитии в Пермском крае, успехах новых форматов – киосков, дискаунтерах и хозяйственного магазина, а также о том, как изменилось потребление из-за пандемии.

Одна из крупнейших розничных сетей Прикамья – компания «Магнит» –продолжит развитие в регионе. В каких форматах это возможно и что происходит с рынком в период пандемии, в интервью Business Class рассказал Сергей Олейников, директор Уральского округа сети «Магнит».

Сергей Владимирович, по данным УФАС, в 2020 году компания нарастила долю в Пермском крае на 2%. Сколько магазинов открылось в прошлом году и какие планы на этот год?

– Сегодня в регионе у нас более 600 магазинов (по итогам 2020 года в крае, по данным УФАС, у «Магнита» насчитывалось 603 точки – прим. ред.). В 2020 году из-за пандемии мы сильно замедлили развитие по стране, в том числе, в Пермском крае, чтобы пройти сложный период и вернутся к нормальной работе, став еще сильнее. Мы сосредоточились на обеспечении стабильной и эффективной работы уже существующих магазинов, поэтому в тяжелый период в регионе открыли немного торговых точек – около 25. Сегодня ситуация иная – мы заинтересованы не только в открытии новых магазинов, но и в приведении старых площадок к должному сервису. Планы в конкретных цифрах мы не раскрываем, но в 2021 году мы намерены нарастить площади в Пермском крае поскольку видим перспективы для развития.

В этом году уже открылись новые точки?

– С начала года открыли 15 магазинов, в этом месяце планируем открыть еще девять. Можно уже точно говорить, что по итогам года цифра будет выше, чем в прошлом году.

Есть ли планы по открытию новых площадок в 2021 году, например, в тех территориях, где «Магнит» еще не представлен? Сегодня это Гайнский, Косинский, Юсьвенский районы.

– В концепции развития компании вообще нет ограничений – мы планируем открываться, в том числе, в населенных пунктах с численностью от двух и более тыс. человек. В этом вопросе отталкиваемся от модели эффективности локаций.

Если опираться на те же данные УФАС 2019 года, то в сравнении с основным конкурентом – «Пятерочкой» – у «Магнита» доля по объему на рынке меньше на 2,1 процентных пункта, но по количеству магазинов сеть обгоняет конкурента на 148 магазинов. Можно ли говорить, что компания выбрала стратегию экстенсивного освоения региона?

– Модель «Магнита» выстроена через ценностное предложение покупателю. Мы отталкиваемся от того, что покупатель – всегда в центре нашего внимания, вокруг него мы выстраиваем свои процессы, укрепляя наши конкурентные преимущества и работая над новыми направлениями развития. Сеть в 2000-ых годах и «Магнит» сегодня – это совершенно разные концепции. Сейчас на фоне достаточно зрелого рынка ритейла невозможно расти исключительно за счет экстенсивного развития, надо быть эффективными.

Пандемия как-то изменила этот взгляд?

– Конечно, пандемия во многом поменяла наш подход к развитию и работе. Сегодня на первое место вышла безопасность в магазинах, кроме того, мы пересмотрели свои позиции по ряду форматов, выйдя, например, в новые ниши. Причина проста – «Магнит» очень любознательная компания, и я думаю, что это в хорошем смысле наша фишка – мы не боимся экспериментировать.

«Магнит» сейчас тестирует несколько новых форматов. Например, магазины «Сити». Планировалось, что они откроются в Перми еще в прошлом году, теперь сроки перенесены на этот год. Что сейчас с проектом?

– «Магнит Сити» – это история про молодежь, про тех людей, которые придерживается тренда питаться вне дома и которые хотят получить быстрое и качественное обслуживание. Пандемия внесла корректировки в этот формат, когда из-за коронавирусных ограничений мы закрыли зону кафе в этом формате. Сегодня мы работаем над обновлением концепции в новых реалиях. Так, мы планируем подбирать для «Магнит Сити» помещения с меньшей площадью, пересматриваем подход к посадочным местам и к оборудованию, но оставляем упор на ассортименте ready to eat (еды, готовой к употреблению) и eat&go (продукции для перекуса на ходу). При этом открытие «Магнит Сити» в Перми мы не сбрасываем со счетов – это будет зависеть от наличия подходящих под концепцию локаций.

В Краснодаре запущен пилот по открытию нестационарных торговых объектов – киосков «Магнит GO». Можно ли уже сейчас говорить об отношении покупателей к такому формату?

Мы продолжаем изучать востребованность данного формата на основе открытого в Краснодаре киоска «Магнит GO». Результаты первых шести месяцев пилотирования превзошли наши ожидания. Так, оборот киоска почти в два раза превысил целевой. В топе покупок в этом формате – кофе с собой, напитки, готовая кулинария и хот-доги. Мы рассматриваем открытие новых киосков в различных городах, но основной приоритет пока остается за нашим родным регионом – Краснодарским краем.

Сейчас в Прикамье обсуждается проект по установке киосков нового формата на остановках. Теоретически – можно ли павильоны «Магнит GO» установить на остановках?

– Формат вполне подходит, но не каждая остановка подойдет. Это зависит от трафика и возможностей бизнеса. В среднем, в таком магазине около 300 наименований. Площадь варьируется от 6 до 60 кв. м. Киоск вполне может быть размещен, например, на конечных пунктах или на крупных транспортных развязках.

По вашему мнению, бизнес должен ставить павильоны за свой счет или это в зоне ответственности города?

– Это вопрос заинтересованности властей. Если проект перейдет в социальную нишу, то и требования изменятся.

Вы уже сказали, что сеть пробует новые для себя форматы. Получается, что с открытием «Магнит Мастер» компания зашла в абсолютно новый для себя сегмент – DIY (строительные магазины). Планируется ли открывать его в регионах?

– «Мастер» показал колоссальный результат – спрос почти в три раза превзошел наши ожидания. Мы продолжим пилотировать формат, а для его масштабирования необходимо внимательно изучить локальный рынок. Например, если на территории активно идет строительство жилья, то это может стать поводом для запуска такого магазина.

Еще один вопрос про новый формат. В прошлом году «Магнит» открыл дискаунтеры «Моя цена». Есть ли сегодня у покупателей запрос именно на продуктовые дискаунтеры и будет ли формат востребован в ближайшие годы?

– Сегодня магазины этого формата в числе самых посещаемых. При этом мы видим, что сопоставимые продажи в дискаунтерах «Магнита» выше на 30%, чем были в магазинах у дома, на базе которых они были открыты. Магазины «Моя цена» – это не магазины для бедных. Это магазины, где вы можете купить немного усеченный ассортимент обычного продуктового магазина, но по более низкой цене. Такая цена достигается за счет того, что мы платим меньшую аренду, там работает меньше персонала, там более простая выкладка. При этом магазин обеспечивает базовый сервис для покупателей на достаточно высоком уровне – там всегда чисто, там порядок, там хорошая навигация. Российский покупатель постепенно взрослеет и постепенно становится все более похож на европейского – он не готов жертвовать качеством, но стремится экономить. Поэтому мы уверены, что этот формат будет востребован. У нас сейчас 76 дискаунтеров по всей стране, до конца года мы рассчитываем довести эту цифру до 200.

В каких локациях открываются дискаунтеры? Есть планы по реконцепции старых точек в новые форматы?

– Мы открываем наши дискаунтеры как в новых локациях, так и на базе форматов «у дома», которые не соответствуют нашим требованиям эффективности и подходят под реконцепцию. Мы выбрали для себя стратегию не закрывать убыточные магазины, а предложить покупателям новые возможности в уже привычных для них локациях. И по тому отклику, что мы получаем, мы видим, что нами была выбрана верная стратегия.

Ждет ли реконцепция большие форматы «Магнит Семейный» в Пермском крае?

– Сегодня мы развиваем два больших формата – супермаркеты «Магнит Семейный» и суперсторы «Магнит Экстра». «Магнит Семейный» имеет расширенный ассортимент, улучшенный покупательский опыт, разумные цены и особый акцент на гастрономических впечатлениях. При этом наши супермаркеты расположены в шаговой доступности в спальных и деловых районах, а также в торговых центрах, что делает их удобными для повседневных покупок.

Суперсторы «Магнит Экстра» – максимально технологичный и современный крупный формат. За этим модным современным словом «суперстор» стоит абсолютно новая концепция магазинов крупного формата. Запуская суперсторы, мы решили, что пришла пора меняться, говорить с покупателями на одном языке – удобства, «цифры», широкие возможности. Поэтому наши суперсторы отличают яркий дизайн, тематические зоны, расширенное промо-предложение и высококачественные технологии.

Один из наших больших магазинов в Перми уже открылся в формате суперстора после редизайна. Мы изменили концепцию, магазин стал более технологичным и современным. В уже открытых суперсторах мы смотрим и тестируем различные подходы к сервисам, технологиям, ассортименту и зонированию. Планируем постепенно обновлять наши городские супермаркеты и превращать их в суперсторы, но не по шаблону, а с учетом локальных особенностей. Эти магазины работают выше наших ожиданий – мы видим двузначный рост продаж по всем открытым нами суперсторам.

На ваш взгляд, есть ли будущее у традиционных гипермаркетов?

– Судьба традиционных гипермаркетов волнует многих уже несколько лет. Но стоит отметить, что падение интереса к этому формату произошло не сегодня и не вчера. В первую очередь, это было обусловлено бурным ростом формата «у дома», а в пандемию – в связи с развитием онлайн-торговли. Вы всегда сможете купить самое необходимое в магазине около своего дома, но потребность делать закупки впрок – в больших объемах и с широким ассортиментов – у покупателей осталась. Чтобы остаться на рынке, гипермаркетам нужно будет измениться, создать свою ценность и новые преимущества для покупателей.

Как потребление изменилось в пандемию? Появились ли у людей новые привычки?

– Коронавирус оказал заметное влияние на поведение покупателей – они стали больше заботиться своем здоровье и здоровье своих близких. Это проявлялось, прежде всего, в снижении частоты визитов в магазины, чтобы избежать лишних контактов в торговом зале и на кассе. При том, что покупатели реже ходили в магазины, они покупали больше, в целом это более чем компенсировало потери в трафике.

Пандемия стимулировала резкий рост e-com. Это было, в первую очередь, связано с ограничениями на передвижение и со страхом людей выходить из дома. Сотни тысяч человек в Москве и в других крупных городах России весной впервые попробовали доставку продуктов питания. После окончания острой фазы продолжили ею пользоваться. Мы видим большие перспективы в e-com и рассчитываем, что к концу 2025 года он будет генерировать не менее 5% нашей выручки.

Не пропустите:За месяц картофель и морковь в Пермском крае подорожали в полтора раза13 июля 2021, 10:28

Государство пытается частично регулировать цены на ряд социально значимых продуктов, например, сахар, растительное масло. Как вы к этому относитесь?

– Мы заинтересованы в стабильном уровне цен и не заинтересованы в их росте, поскольку это снижает конкурентоспособность предложения. Мы постоянно ведем работу над сдерживанием роста стоимости товаров. Мы обеспечиваем приемлемые цены, в том числе, за счет собственной логистики и активного сотрудничества с локальными производителями. В какой-то момент мы для себя решили, что самое эффективное решение в такой кризисной ситуации – выстраивание долгосрочного взаимодействия с нашими поставщиками, в центре которого становится покупатель.

Мы пошли именно по этому пути – ведь у нас более 5 тыс. поставщиков, половина из которых региональные малые и средние предприятия. Мы смогли предоставить им целый арсенал инструментов, которые позволяют снижать затраты обеих сторон, совместно работать над эффективностью. О каких инструментах идет речь? Это – увеличение доли прямых долгосрочных контрактов с сельхозпроизводителями (агроконтракты), оптимизация расходов на логистику. Также сюда можно отнести масштабную цифровую трансформацию нашего бизнеса, которая уже сейчас позволяет нам и поставщикам лучше понимать потребности покупателей, вместе планировать спрос и поставки, управлять ценообразованием и логистикой.

Мы считаем, что именно в таком открытом взаимодействии торговой сети и поставщика и заключается ключ к успеху – достижение результата на пользу покупателю, бизнесу и обществу.

Последнее событие на рынке ритейла в Прикамье – покупка региональной сети «Семья» федеральным ритейлером «Лента». Сегодня многие крупные игроки заключают подобные сделки. Можно говорить, что имеет место тенденция на поглощение мелких сетей?

Очевидно, что отрасль ждет консолидация – российский рынок в этом идет по европейскому пути, где крупные игроки занимают долю более 50%. В России доля федеральных ритейлеров – менее 30%. Укрупнение участников рынка дает ряд преимуществ – это и сокращение затрат, и улучшение операционных процессов, и совершенствование логистики. Преимущества в этом процессе есть и для покупателей – крупные игроки более эффективны за счет своего масштаба, а значит могут предложить лучшие цены для своих клиентов.

«Лента» намерена развиваться в формате магазинов «у дома», повлияет ли это решение на рынок?

– Я думаю, что на рынке может произойти перераспределение, но не существенное – крупные игроки в этом формате продолжат укреплять свои позиции.

Все новости компаний