Бизнес
  1. Бизнес
 10 марта 2021, 07:00  

Цены определяют, онлайн зазывает. Что изменилось в продуктовом ритейле в 2020 году?

Цены определяют, онлайн зазывает.  Что изменилось в продуктовом ритейле в 2020 году?
Продуктовый ритейл заметно трансформировался в период пандемии: коллаборации и платежные сервисы, приложения для онлайн-заказов и собственная доставка товаров. Покупатели в основном ориентируются на цены, поэтому крупные компании планируют запускать собственные дискаунтеры.
Автор:

Продовольственный ритейл меньше всего пострадал от пандемии коронавируса. Он, конечно, тоже упал. По данным Пермьстата, оборот розничной торговли в январе-декабре 2020 года в крае составил 554,5 млрд рублей, что на 5,3% меньше относительно соответствующего периода прошлого года (в сопоставимых ценах). Но это несопоставимо с обвалом в общепите или гостиничном секторе.

Основными темами новостей с розничного рынка в 2020 году в России стали рост онлайн-заказов и доставки продуктов, маркировка товаров, противоэпидемические требования, безопасность сотрудников и клиентов, новые форматы и коллаборации. В условиях пандемии коронавируса снизилась покупательная способность населения и офлайн-трафик в магазинах. На фоне кризиса реальные располагаемые доходы россиян по итогам 2020 года упали на 3,5% и отстают от уровня 2019 года более чем на 10%.

Международная сеть компаний PwC провела исследование потребительского поведения за 2020 год в России. Специалисты отмечают, что рыночные реалии все больше оказывают давление на потребителей и трансформируют их поведение. Более половины россиян во время изоляции стали обращать внимания на скидки и переключились на недорогие и товары первой необходимости. При этом для покупателей увеличилась значимость всего, что связано со здоровьем. На снижение уровня жизни, изменение потребительских привычек отреагировал и ритейл.

Магазины «у дома».

В 2020 году, по данным Национального рейтингового агентства, доля магазинов у дома увеличилась до 11,5%. В условиях режима самоизоляции такой формат стал основным местом покупок офлайн. Потребители уменьшили число посещений магазинов, но увеличили количество покупаемых продуктов. По данным компании «Лента», за три первые недели апреля сопоставимый с прошлым годом трафик сократился на 16% в годовом выражении при росте среднего чека на 30%.

Торговая сеть «Перекресток» в конце мая 2020 года запустила онлайн-мониторинг загруженности супермаркетов. На сайте в реальном времени покупатели могут оценить количество людей в магазине. Доступно два отображения загруженности: низкая и высокая. Данные обновляются каждые 15 минут, а статус определяется на основании пробиваемых чеков в указанный промежуток времени и территории торгового зала.

Доставка и коллаборации.

Многие ритейлы еще тестируют собственную доставку, кто-то пока не запустил ее в регионы. Они кооперируются с агрегаторами, такси, каршерингом и маркетплейсами.

В начале пандемии «СберМаркет» в короткие сроки запустился во всех 83 субъектах России. По итогам второго полугодия 2020 года оборот «СберМаркета» составил 14 млрд рублей. Он опередил других игроков по темпам развития и географическому охвату. Сервис занимается доставкой продуктов в Перми из гипермаркетов «Ашан», «Лента», «Метро» и «Семья».

«Онлайн-возможности наших гипермаркетов расширились: теперь доставка продуктов происходит не только с ул. Революции, 13 благодаря нашему партнеру «Домой доставим», но и из еще одного магазина. Партнерство с онлайн-сервисом «СберМаркет» позволило раскрыть потенциал «Универсама» на Борчанинова. Кроме того, успешно себя показывает платформа ddwine.com, доставка готовой еды для новогоднего стола оказалась достаточно популярной у пермяков. Собственный интернет-магазин сейчас проходит тестирование на различных платформах, в том числе в новом мобильном приложении», – рассказали в пресс-службе сети «Семья».

В ноябре 2020 года «Магнит» и Delivery Club запустили партнерскую экспресс-доставку товаров из 13 магазинов Перми. «Собственная доставка «Магнита» пока тестируется в нескольких городах России, мы не исключаем, что в перспективе запустим ее и в Перми. Средний чек собственной доставки сегодня составляет около 1,5 тыс. рублей, что более чем в пять раз превышает аналогичный показатель в магазинах (283 рубля по итогам III квартала 2020 года)», – сообщили Business Class в пресс-службе сети.

Жители Перми могут заказать товары из торговой сети «Лента» через приложение «Ленточка». Минимальная стоимость варьируется от 500 до 1000 рублей и зависит от степени загруженности сервиса. Сборка происходит в трех гипермаркетах «Лента», заказ можно оплатить только онлайн.

Не пропустите:​Девелопер ТРЦ «Планета» раскрыл еще трех федеральных арендаторов09 марта 2021, 10:35

Кроме того, экспресс-доставку в Перми запустила торговая сеть «Перекресток». Об этом Business Class сообщили в пресс-службе X5 Retail Group (управляет торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). Доставка осуществляется из семи супермаркетов. Планируется, что в дальнейшем сеть расширится и покроет 80% Перми, за исключением отдаленных территорий на правом берегу Камы. Оформить доставку можно с помощью мобильного приложения «Перекресток». Сборка продуктового набора проходит в ближайшем от заказчика магазине.

В 2020 году у ритейлеров появились персонализированные функции в мобильных приложениях. Они отображают рассылки и скидки для клиента, которые ориентируется на его предпочтения. Так, в приложении «Ленты» есть раздел «Лента рекомендует», который содержит самые популярные акции и товары собственной торговой марки. «Пятерочка» предлагает клиентам дополнительные баллы за покупку определенной категории товаров.

Руководитель направления недвижимости и девелоперских проектов УК «ЭКС» Елена Жданова рассказала, что в пермских магазинах пока не очень большие продажи через онлайн-доставку. «Это показатель не только для сети «Семья», а в целом по продуктовому сегменту. Ровно по причине того, что многие предпочитают прийти в магазин и самим выбрать продукты, а не получить то, что доставят. В основном доставку используют для заказов тяжелых или крупногабаритных товаров: бытовой химии, консервации, подгузников, детского питания и заморозки».

В России по закону нельзя заказать алкогольную продукцию онлайн, сеть «Семья» выдает ее только при самовывозе в супермаркетах, при предъявлении паспорта. Однако недавно Минпромторг России поддержал инициативу легализовать дистанционную торговлю алкоголем.

Десять в одном.

ВТБ и «Магнит» запустили платежный сервис Magnit Pay, который станет первым этапом формирования единого суперприложения розничной сети. Оно объединит возможности заказа товаров онлайн, платежные и кредитные сервисы, лайфстайл и прочие нефинансовые услуги для покупателей, а также привилегии от партнеров ритейлера. Кроме того, в перспективе в приложение будет интегрирован собственный сервис доставки товаров из всех форматов сети «Магнит».

Дискаунтеры.

В Пермском крае продолжает расти количество дискаунтеров. По данным Национального рейтингового агентства, в прошлом году их площадь по всей России увеличилась на 5,1%.

Дискаунтеры представляют собой продуктовые магазины-склады с низкими ценами. За год сети «Доброцен» и «Светофор» увеличили число магазинов в Пермском крае. Их количество растет с каждым месяцем. Всего в регионе действуют 16 магазинов «Доброцен» и 13 «Светофор». Популярность дискаунтеров связана с тем, что в них всегда низкие цены, покупателям не нужно отслеживать и сравнивать стоимость товаров с другими магазинами.

Собственные сети дискаунтеров начали активно развивать крупнейшие российские ритейлеры. «Магнит» открывает магазины «Моя цена», X5 Retail Group – «Чижик». Компании намерены выйти с новым форматом во все регионы присутствия и видят в нем большие перспективы из-за сложной экономической ситуации в стране.

Продуктовая сеть «Лента» начала тестировать формат дискаунтеров под вывеской «365+». На сегодня работают две точки в России – в Новосибирске и Барнауле. Оба магазина открыты на месте супермаркетов основного бренда после реконструкции. В Пермском крае пока не планируется открывать магазины-дискаунтеры «365+». Об этом Business Class сообщили в пресс-службе компании «Лента». «Мы находимся в процессе пилотирования формата и примем решение о его расширении в первой половине 2021 года», – пояснили «bc» в компании.

«На дискаунтеры есть спрос, особенно в кризис их становится больше. Если посмотреть, то они качественно меняются: выбор там узкий, но магазины чистые; просрочки, чем они славились раньше, стало меньше. Дискаунтеры развиваются быстрее, чем все остальные: чуть успеваем голову поднять, а они идут к формату «магазин у дома», открывают новые точки, потом смотрят, где более или менее работают магазины, и их оставляют, остальные закрывают и двигаются дальше. Понятно, что крупные федеральные сети будут поддавливать дискаунтеры. Однако практика свидетельствует: если сеть в каком-то сегменте преуспела, то ей очень тяжело работать в принципиально другом. На примере Х5 Retail Group мы это увидели, когда они начали делать формат гипермаркетов «Карусели», который не прижился. При этом «Перекрестки» чувствуют себя нормально, но они меньше и ближе к клиенту. Сложно идти в премиум-сегмент, если у сети в основном и ментально преобладает формат дискаунтера и все процессы заточено под это. Трудности возникают просто в силу того, что там принципиально разные процессы и подходы», – поделилась Елена Жданова.
Все новости компаний