Пермская рулетка. Объявлены аукционы на обслуживание автобусных маршрутов на пять лет

Пермская рулетка. Объявлены аукционы на обслуживание автобусных маршрутов на пять лет
Мэрия отказалась от одного из самых спорных требований к обновлению автобусов. Но маленькая деталь заставляет местный бизнес думать, что сделано это в интересах иногороднего игрока. Нарастающий кризис делает рентабельность перевозок все более иллюзорной.
Автор:

Администрация Перми объявила аукционы, по результатам которых будут заключены пятилетние контракты на обслуживание автобусных маршрутов. Первыми на торги выставлены направления Кировского и Орджоникидзевского районов: №№ 20, 60, 64, 80, 53, 32 и 77. Общая начальная цена всех контрактов – почти 7 млрд рублей. Заявки принимаются до 10 апреля.

Вчера на торги выставлены еще девять автобусных маршрутов: №№ 15, 36, 14, 3, 10, 27, 1, 67 и 4. Начальная цена контрактов варьируется от 762 млн до 1,76 млрд рублей. Заявки на участие в торгах по лотам 1 и 14 принимаются до 20 апреля, по остальным – до 15 апреля.

Власти отказались от выставленного ранее требования о том, что для работы по пятилетним контрактам нужны автобусы не старше двух лет. Но условия остались жесткими. Приступить к исполнению контракта можно с автобусами не старше 12 лет, но уже к 15 июля нужно обеспечить 30% новой (до пяти лет) техники, а к концу 2020 года – обновить весь подвижной состав (подробнее см. справку).

В аукционной документации появились пункты о вместимости и габаритах автобусов. Начать работу можно с техникой длиной не менее 10,2 метра при вместимости от 90 пассажиров, к 15 июля следует обеспечить долю автобусов длиной 11,2 метра – 30%. По словам пермских перевозчиков, габарит 10,2 метра – пограничный между автобусами среднего класса (8,5-10 м) и большого (11-12 м). Уточнение размеров автобусов насторожило предпринимателей, поскольку по неофициальной информации на рынок ожидается приход иногороднего перевозчика с автобусами «ПАЗ» и Lotos, которые не дотягивают до 11 метров. А все большие автобусы, используемые сейчас в Перми, длиннее.

Перевозчики положительно оценивают повышение предельного возраста машин с двух до пяти лет, но отмечают, что перед ними по-прежнему стоит выбор между уже объявленными пятилетними контрактами и грядущими трехлетними. Предполагается, что для работы по ним нужно будет 50% новых автобусов. «Можно ставить все новые автобусы на пятилетние контракты. Но помимо возраста есть и другие ограничивающие требования – например, кондиционеры... Реально ли дооснастить ими имеющиеся автобусы – вопрос. Другой вариант – «разбавлять» новые автобусы теми, что постарше, и бороться за трехлетние контракты, по которым более мягкие требования. Но цена там очень низкая», – рассуждает председатель НП «Автолидер» Александр Богданов.

Практически для всех пермских предпринимателей препятствием для участия в аукционах на право заключения пятилетних контрактов остается банковская гарантия. При средней цене договора 1,4 млрд рублей требуется обеспечение в размере 140 млн рублей (и это для работы на одном-двух маршрутах!) «Проблема в том, что получить у банка надо и заемные средства на обновление подвижного состава, и гарантию, а это практически нереально. Если автобусы уже являются предметом залога по лизинговому или кредитному договору, то для получения банковской гарантии нужно другое имущество. При пятилетнем сроке контракта она неподъемна для большинства пермских перевозчиков. Исключение составляют единицы», – считает директор ООО «Мега-Групп» Валерий Ротманов.

Руководитель компании «Дизель» Эдуард Мирзамухаметов отмечает, что не только для обеспечения исполнения контракта, но даже для участия в аукционах требуются серьезные средства (1% от стоимости договора). «Чтобы просто попробовать себя в конкурсных процедурах по тем маршрутам, на которых мы сейчас работаем, нужно 30 млн рублей», – привел он пример.

Перевозчики и раньше говорили о низкой финансовой привлекательности новых контрактов, а на фоне кризисных явлений в экономике она стала еще более призрачной. Эдуард Мирзамухаметов рассказал о переговорах с ВЭБ по программам обновления техники в лизинг. «Сейчас они подняли ставки на 1,5%. Рентабельность в контрактах заложена на уровне 4,5%. Значительная часть ее этим повышением уже «съедена». Еще один непредвиденный скачок – и окажется, что мы будем работать «в ноль», если не «в минус». А осенью нас ждет рост цен на автобусы, все производители об этом говорят. Доля импортных комплектующих высока, и на стоимости техники скажется ослабление рубля, но насколько сильным будет подорожание, предугадать нельзя», – сетует он. По мнению предпринимателя, в нынешней ситуации заходить в долгосрочные контракты рискованно. «Перевозки все больше напоминают не бизнес, а русскую рулетку. А я не сторонник азартных игр», – заключил собеседник.

Согласно требованиям новых контрактов, к 15 июля 2020 года 30% автобусов должны быть не старше пяти лет, экологического класса «Евро-5», полностью низкопольными и оборудованными автоматизированной системой мониторинга пассажиропотока, а также медиапанелями. К 1 октября необходимо установить стационарные валидаторы в трети транспортных средств, а к концу года – во всех. К 31 декабря 2020 года необходимо обновить весь подвижной состав (не старше пяти лет, «Евро-5»). К 1 июня 2021 года все автобусы необходимо оборудовать системой кондиционирования воздуха или системой климат-контроля. Предполагается поэтапный рост доли газомоторной техники (допускаются также электробусы): 2020 год – 20%, 2022 – 30%, 2024 – 50%.
Все новости компаний