Пермские перевозчики укрепляются во мнении, что на рынке готовят место для «чужаков»

Пермские перевозчики укрепляются во мнении, что на рынке готовят место для «чужаков»
Городские чиновники и перевозчики опять собрались для обсуждения новых контрактов. Власти пошли на уступки, но не в ключевых моментах, касающихся обновления транспорта.
Автор:

На минувшей неделе состоялось заседание консультативного совета по организации транспортного обслуживания, на котором власти Перми и перевозчики обсуждали долгосрочные контракты на обслуживание автобусных маршрутов. Встреча стала прямым продолжением недавней дискуссии. Она развернулась после того, как городская администрация объявила о разделении договоров с перевозчиками на два вида: трехлетние и пятилетние. Это было обосновано тем, что среди пермских предпринимателей только единицы смогут получить банковскую гарантию на пять лет.

Вместе с тем требования по контрактам на этот срок сделали очень высокими, уменьшив максимальный возраст автобусов с пяти до двух лет. К тому же вся техника должна быть оснащена кондиционерами, медиапанелями и датчиками пассажиропотока. Тогда же заместитель главы администрации Перми Людмила Гаджиева анонсировала приход на рынок крупного иногороднего игрока. Кроме того, власти объявили, что стоимость работ по контрактам на три и на пять лет будет отличаться и составит 109 рублей и 121 рубль за километр соответственно.

Изменения обсуждались с главой Перми Дмитрием Самойловым. Тогда перевозчики и эксперты торгово-промышленной палаты Перми доказывали, что цена контрактов занижена и призывали привести ее в соответствие с условиями обновления подвижного состава. Мэр пояснил, что невысокая стоимость транспортной работы обусловлена ограниченностью бюджета, на что ему предложили отказаться от избыточных, с точки зрения перевозчиков, требований. Двух- и пятилетний автобусы не различаются по качеству и безопасности перевозок, а кондиционеры в Перми необходимы считанные дни в году, убеждали его предприниматели.

На заседании консультативного совета стало известно, что на смягчение требований к транспорту власти не пошли. Единственное пожелание, к которому прислушалась администрация, касается формирования аукционных лотов. Их разукрупнили, и теперь в каждом – один-два маршрута. Соответственно снизилась и цена, что, по словам перевозчиков, упрощает получение банковской гарантии.

И все же бизнес и администрация расходятся в оценке значимости этого изменения. В мэрии заявили, что уменьшение лотов по пятилетним контрактам повысит конкуренцию среди пермских перевозчиков и новых игроков. Людмила Гаджиева в ходе обсуждения утверждала, что местные предприниматели смогут участвовать в борьбе за пятилетние контракты и даже назвала конкретных перевозчиков. Один из них, руководитель компании «Дизель» Эдуард Мирзамухаметов, рассказал Business Class, что был удивлен такому заявлению.

Он пояснил, что поскольку по условиям трехлетних контрактов половина техники должна быть новой, перевозчик стоит перед выбором: участвовать либо в этих аукционах, либо в борьбе за пятилетние контракты.

«Допустим, у меня есть 60-70 автобусов, которым до 10 лет, и 20 недавно купленных. Можно поставить 20 новых автобусов на трехлетние контракты, и это даст возможность задействовать и более старшую технику. Если же участвовать в борьбе за пятилетние контракты, то все автобусы, которые старше двух лет, остаются не у дел. Это значит – продавать технику на вторичном рынке, а значительную часть работников увольнять. Я не считаю такой вариант приемлемым для себя», – сказал перевозчик. Он добавил, что этот расклад удобен только для игрока, который строит бизнес «с нуля» и не имеет уже эксплуатирующихся автобусов и сформированного штата сотрудников. «Это наводит на мысль, что пятилетние контракты заберет кто-то чужой», – заметил Эдуард Мирзамухаметов.

Председатель НП «Автолидер» Александр Богданов поддерживает эту версию. Он готовился к аукционам, приобретая новую технику последние три года. Со снижением максимального возраста автобусов по пятилетним контрактам эти автобусы перестали подходить под условия аукционов. Предприниматель сетует, что при постоянной смене правил игры работать становится невозможно. Он добавил, что имеет 23 машины, подходящие по возрасту, но они «отсекаются» другим требованиям – о наличии кондиционеров. «Нам говорят: «Обновляйтесь». Мне теперь менять трехлетние автобусы на новые, что ли?» – удивляется собеседник. Он считает, что сейчас искусственно создаются условия, при которых появится некая «высшая лига», куда беспрепятственно попадет ожидаемый властями иногородний перевозчик, а пермские бизнесмены вынуждены будут биться друг с другом за более короткие контракты с меньшей оплатой.

В пятилетние контракты попадут направления, связывающие Орджоникидзевский, Кировский и Дзержинский (правобережная часть) районы с центром Перми, а также центральные направления с высоким пассажиропотоком (более 1000 человек в сутки). Для работы по контрактам на пять лет нужно в общей сложности 354 единицы техники. Она закроет 56% рынка. В оставшейся «трехлетней» части должны работать больше машин – 380, но обслуживать меньше пассажиров (44%).

Долгосрочные контракты планируется заключить с 1 июня 2020 года, а начать конкурсные процедуры – в марте.

Не пропустите:Утвержден документ о переводе всех региональных маршрутов на регулируемый тариф09 марта 2020, 08:00
Все новости компаний