Культура
  1. Культура
 10 августа 2019, 12:00  

«Стрит-арт живет на фото». Интервью с Анной Жуневой

«Стрит-арт живет на фото». Интервью с Анной Жуневой
Анна Жунева рассказала Business Class о том, как Александр Жунев стал уличным художником, об исчезновении его работ с улиц и собственных проектах.
Автор:

Анна, расскажите, как Александр стал таким каким стал. Он понимал, что превратился в значимую фигуру в российском стрит-арте?

— Саша не был художником в прямом смысле слова - не умел рисовать. И поэтому ему, как он часто говорил, в академические круги вход был закрыт. Многим не нравилось, что он без художественного образования имеет дерзость и наглость выходить на улицы и что-то там создавать, неправильно выстраивая композицию, ракурс и так далее. Он пришел в стрит-арт из бизнеса. У него была студия креативных футболок, и он решил ее рекламировать с помощью граффити, ведь граффитчики используют самые видные места в городе и не платят за аренду. С такими вот ребятами он как-то ночью поехал рисовать лого своей студии. Они начали писать его разными шрифтами, а Саше хотелось, чтобы логотип оставался неизменным, и в один момент он сам взял баллон и показал как надо. С тех пор она сам стал реализовывать креативные рекламные идеи для своего бизнеса, сходил на мастер-класс к художнику Славе Moff’у и стал прокачиваться в этой теме, вообще изучать способы выражения идей, так узнал о стрит-арте. Большим открытием для него стал Бэнкси. Тогда он просто сошел с ума в хорошем смысле, и реклама уже стала не так интересна. Он захотел выплескивать творческие идеи на улицы.

Сначала Саша тренировался на мелких объектах, но со временем понял, что хочет сделать что-нибудь большое. Так родилась идея с Есениным, после появления которого он проснулся знаменитым. Всех интересовало, кто это нарисовал? И когда выяснилось, что это сделал парень, у которого нет ни художественного образования, ни опыта, и это вообще первая его большая работа, он по клеточкам перерисовывал картинку с марки, все были в недоумении. Это событие как раз совпало с началом культурной революции в Перми, и после Есенина в городе буйным цветом зацвели уличные проекты. Только Есенин был инициативой не «сверху», а «снизу». Все события удачно совпали.

«Стрит-арт живет на фото». Интервью с Анной Жуневой

Как Александр относился к такой неожиданной популярности?

— Он был очень застенчивым и скромным человеком. Ему всегда было сложно выражать свои мысли именно в устной речи, потому что он очень волновался. И таким он был до последнего. Для него известность стала чем-то новым, как выход в открытый космос. Но определенно популярность была ему приятна. Он всегда был лоялен к журналистам, подробно рассказывал и объяснял смысл своих работ, может быть даже слишком тщательно. Ему было важно передать изначальный посыл, чтобы его правильно поняли. Хотя зачастую смысл был понятен и без объяснений.

Есть ли у вас самая любимая работа Александра? Расскажите, что он в нее вкладывал, историю создания, что хотел донести до людей?

— Любимых работ довольно много. Больше всего мне наверно нравится работа «Сплетение начал» в Петрозаводске. Она, пожалуй, одна из самых масштабных. Ему нравилось работать со сложными поверхностями, и фасад кинотеатра «Калевала» — как раз такой. Реализация проекта заняла два года. В одно лето Саша нарисовал мужской портрет, в другое - женский. Помимо того, что работа сама по себе круто выглядит, в нее также заложен глобальный смысл, и сюжет разворачивается не только в пространстве, но и во времени. На передней плоскости панелей фасада нет никаких цветовых пятен, есть только линии, которые связывают два рисунка: на одном кузнец Илмаринен кует мельницу счастья для всего человечества, на другом, с противоположной стороны панелей, - девушка, его невеста, которая держит веретено в руках и плетет нить судьбы. Кажется, что это два очень разных процесса. Его энергия направлена во внешний мир, он озабочен судьбами человечества, а женщина находится внутри семьи, создает уют и тепло. Но на самом деле они совершают один и тот же процесс: она питает его энергией, чтобы у него были силы творить вовне, а он привносит в семью энергию своих свершений. Для Петрозаводска это самый масштабный уличный проект, который «жив» до сих пор. Еще эта работа мне дорога тем, что прототипами для этих образов послужили мы сами. Мужской образ Саша рисовал с себя, потому что он не мог из головы картинку перенести на бумагу, ему всегда была нужна натура. И он просил меня фотографировать его и потом со своей фотографии перерисовывал. А женский образ он взял с меня. То есть по сути это наш семейный портрет в огромном формате.

«Стрит-арт живет на фото». Интервью с Анной Жуневой

«Стрит-арт живет на фото». Интервью с Анной Жуневой

В феврале этого года прошел художественный салон «АРТ-Пермь», где были представлены наиболее известные работы Александра. Планируется ли проведение подобных мероприятий, где пермяки смогут увидеть его работы?

— После проведения «АРТ-Перми» я поняла, что не готова организовывать подобные мероприятия. У Саши была договоренность с руководством пермской ярмарки о проведении художественного салона в 2019 году. Потом организаторы связались со мной и сказали, что договоренности остаются в силе. И я на себя взвалила все это. Уже в процессе пришло понимание, что тяжело не в физическом плане, а в моральном.

С одной стороны я хранитель наследия Саши, потому что знаю почти все истории, связанные с его творчеством. Естественно, многие меня ассоциируют с ним, но я - это я. И мне не хочется жить его жизнью, я хочу жить своей.

Может, кто-то другой хотел бы провести подобные выставки?

— Пока что были предложения только от Юрия Николаевича Лапшина о персональной выставке на пермской арт-резиденции, они еще с Сашей об этом говорили. Возможно, сложится выставочный проект в Санкт-Петербурге, там у Саши остались друзья, готовые взяться за это. Но конкретных договоренностей еще нет. В сентябре в Сургуте отрывается небольшая персональная выставка Саши. Его работы уже выставлялись там, в прошлом году. Я отправлю им самые транспортабельные работы, а потом приму обратно, выступлю в роли посредника.

Насколько я знаю, почти все работы Александра так или иначе убрали с улиц города. Вас это как то беспокоит?

— Многие работы ушли, причем некоторые по глупости, как «Угол зрения», глаз ребенка с океаном внутри в Индустриальном районе. Коммунальщики его просто закрасили, даже не подумав. Хотя Саша всегда говорил, что стрит-арт в основном живет на фотографиях. Он сам очень спокойно к этому относился. Конечно, жалко, когда твою работу убирают, но для стрит-арта это естественный процесс, надо быть к этому готовым.

В случае с Сашиными работами мне кажется, город, наверно, должен был выступить с инициативой по сохранению тех объектов, которые еще остались. Но, к сожалению этого не произошло. С одной стороны мне горько от того, что город как будто бы стирает Сашу. С другой, я решила к этому относиться так же как он – немного фаталистически.

Вы сейчас продолжаете деятельность в сфере искусства?

— Я неофит в этой теме, раньше я только наблюдала, а сейчас появилось желание и дерзость делать что-то на улице. Недавно мы совместно в «Театром-театром» сделали проект «Music Mind» в Разгуляе, он получился довольно большой. На торце старой деревянной двухэтажки изображен мужской профиль, у которого вместо волос - виниловые пластинки. В пресс-службе театра у меня работает знакомая, и она позвала меня поштурмить на тему арт-объекта из пластинок, которые им принесли горожане в преддверии премьеры мюзикла «Винил». У меня как раз была давняя идея, я еще Саше ее озвучивала, что можно сделать портрет, где плоское изображение будет соединено с виниловыми пластинками. Героем должен был стать темноволосый кудрявый музыкант. Марат Мударисов, исполняющий главную роль в «Виниле» идеально подходил под это описание! Это была командная работа, я была лишь человеком, вокруг которого закрутились все нужные события и люди. Мой друг Андрей Казаков сделал эскиз (сама ведь я не умею рисовать), художница Ольга Тиунов, много работающая на улице, помогла практически. Если люди знают, кто такой Марат, и смотрели «Винил», то они считают идею проекта в связке с мюзиклом. А для остальных смысл будет немного другим – но это и здорово, даже без предысторий картина классно смотрится.

«Стрит-арт живет на фото». Интервью с Анной Жуневой

Могли бы вы дать совет начинающим стрит-арт художникам – с чего стоит начать и стоит ли вообще это делать?

— Надо 10 раз подумать, что ты хочешь сказать на улице. Потому что когда ты делаешь высказывание в общественном месте, должно быть понимание, что его увидит огромное количество людей. Сашин пример с «Гагариным» был очень показательным. Люди могут увидеть то, что автор вообще не имел в виду. Поэтому надо само высказывание очень корректно формулировать. Признание не должно быть главным мотивом выхода на улицу, мне кажется, у творческого акта должен быть более глобальный посыл – улучшить мир, украсить его, расширить границы своего маленького мещанского мирка. Не только свою квартиру, машину, участок воспринимать как место обитания, о котором нужно заботиться (а что за их пределами – все равно!), а весь город. Мне кажется, в этом была миссия Саши, его главный урок для всех нас - мы сами создаем свою реальность.

Молодой художник скончался 9 августа 2018 года от внезапной остановки сердца, ему было 34 года. Александр Жунев был одним из самых известных стрит-арт художников Перми. Среди его работ – портрет Сергея Есенина на здании по ул. Куйбышева, распятый Юрий Гагарин, Юрий Шевчук из опавших листьев и другие. Также культурный деятель стал одним из создателей фестиваля стрит-арта «Экология Пространства», проходившего в краевой столице.
Не пропустите:На набережной Камы нарисовали 3D-граффити09 августа 2019, 07:30

Фото: vk/ Анна Жунева.

Все новости компаний