Город
  1. Город
 07 апреля 2019, 12:00  

Зарегистрируй и взлетай. Business Class выяснил правила полетов беспилотников в Перми

Зарегистрируй и взлетай. Business Class выяснил правила полетов беспилотников в Перми
Пермяка оштрафовали за запуск квадрокоптера над эспланадой. Business Class выяснил, что должен сделать владелец беспилотника для осуществления полетов в черте города. Спойлер: все очень сложно.
Автор:

Пермская транспортная прокуратура в конце января оштрафовала пермяка за запуск квадрокоптера над эспланадой. Видеограф-любитель не зарегистрировал полет в уполномоченных органах, чем нарушил закон об обеспечении безопасности полетов. Его привлекли к административной ответственности и обязали уплатить штраф в размере 3 тыс. рублей.

Выдержка с сайта Уральской транспортной прокуратуры:
«Проведение фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта беспилотника относится к авиационным работам. Физические (юридические) лица, их выполняющие, должны соответствовать установленным сертификационным требованиям. Нарушение правил использования воздушного пространства влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных или юридических лиц в размере от двух до пятисот тысяч рублей».

В прокуратуре отметили, что для осуществления полетов каждый владелец дрона должен получить соответствующее разрешение, а также согласовать план полета с аэронавигационной службой.

Этот случай – далеко не первый для Перми. По словам профессионального видеографа Антона Мошева, его тоже штрафовали за запуск коптера в Кунгуре, там велась съемка «Небесной ярмарки Урала». «Меня оштрафовали в 2016 году, когда поиском нарушителей еще занималась ФСБ и только-только ввели закон о регистрации полетов. Я разместил в Instagram пост с видеозаписью «Небесной ярмарки», и через какое-то время мне позвонил человек, представился сотрудником ФСБ и пригласил на беседу. В итоге пришлось заплатить штраф 3 тыс. рублей», – рассказывает пермяк.

По словам его коллеги Никиты Измайлова, который также занимается аэросъемкой, 2 года назад, когда операторов только начали штрафовать, ситуация с законодательством была еще более непонятной, чем сегодня. «Ввели закон на регистрацию, но ведомства официально говорили, что не знают порядок данной процедуры. Произошла путаница, в которой никто не хотел разбираться. Меня за годы работы не штрафовали, но несколько раз грозили изъять дрон», – отмечает оператор.

Антон Мошев добавляет, что мало кто из профессиональных пермских видеографов, использующих при съемке коптер, сегодня регистрирует полеты. «Процесс согласования очень долгий и сложный (см. справку), занимает по времени до месяца. И нет гарантии, что полет в итоге одобрят», – говорит собеседник.

По словам видеооператора Игоря Турика, получить одобрение по закону невозможно, поскольку Пермь является бесполетной зоной. «Фактически органы управления воздушным движением в разрешении на полет откажут, потому что над Пермью проходит глиссада (трасса посадки) самолетов, летать запрещено в радиусе 30 км от аэропорта», – говорит эксперт.

Он также рассказывает, что стал одним из первых оштрафованных пилотов в Пермском крае и в то же время первым, кто прошел путь получения разрешения на полет. «Я общался с представителями транспортной прокуратуры, «Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ОрВД) и органами местного самоуправления, чтобы организовать в Перми брифинг на эту тему. Мне кажется, крайне важным разъяснить профессионалам и любителям «правила игры» аэросъемки, чтобы каждая сторона высказала желаемое видение развития законодательства, обозначила свою позицию на сложившуюся практику. В итоге тогда я обзвонил 11 знакомых пилотов, предварительно договорился с помещением, прокуратура была готова участвовать. Но не было ясности, кто будет на брифинге представлять администрацию города, идея отошла до лучших времен. Сейчас можно попробовать возобновить попытки. Готов содействовать по мере сил», – говорит собеседник.

Владельцы квадрокоптеров подчиняются федеральному закону общей регуляции полетов гражданских беспилотных аппаратов. Для них действует Полетный кодекс, вступивший в силу 20 марта 2016 года, а также «Закон о квадрокоптерах» от 5 июля 2017 года. Согласно данным документам перед полетом владельцы дрона весом от 250 грамм до 30 кг должны пройти обязательную регистрацию в уполномоченных органах. Оформление разрешения на полет и постановка на учет дрона проводятся в ближайшем отделении департамента транспорта или местном уполномоченном ФГУП. 14 декабря 2018 года постановлением Правительства РФ внесены изменения в некоторые государственные акты, касающиеся беспилотного транспорта. Так, федеральный Минтранс теперь будет утверждать порядок обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и их элементов. Речь идет о беспилотниках массой более 30 кг и сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции до 115 кг. Сертификацию будет осуществлять Росавиация.

По мнению Никиты Измайлова, в целом видеооператоры не против следовать закону и относятся к введенным ограничением с пониманием. «Есть любители, которые откровенно летают над толпой или режимными объектами. Собственно, из-за таких нарушителей и ввели все эти правила», – подчеркивает эксперт.

Самым сложным, по мнению операторов, можно считать решение вопроса с аэросъемкой свадеб и других торжеств. «В этих случаях операторы будут нарушать правила», – считает Игорь Турик. С ним согласен и Антон Мошев, по словам которого на практике видеооператоры работают, как правило, в «горящие сроки». «Тебе звонит клиент и говорит: съемка через два дня, сможете? И ты снимаешь на свой страх и риск, иначе потеряешь время и деньги, а также при этом понимаешь, что за такой короткий срок разрешение на полет не получить», – добавляет эксперт.

Кроме того, аэросъемка напрямую зависит от погодных условий, предсказать которые точно можно лишь на ближайшие пару дней. Получается, что при аккредитации полета за месяц владельцы дрона целиком полагаются на удачу. Велик риск, что в заявленный день погода будет нелетной. Выход лишь один – «бронировать» несколько дат. Однако это еще больше осложнит работу оператора, поскольку весь процесс согласования ему придется пройти от начала до конца несколько раз.

По мнению Антона Мошева, пермское сообщество профессиональных видеографов-пилотов, кто зарабатывает аэросъемкой, готово согласовывать полеты, если процедура будет упрощена, понятна и не так растянута во времени.

Антон Мошев, профессиональный видеограф:
– Я знаю ребят, снимающих с воздуха в США. Там процедура согласования намного проще и сравнима с получением автомобильных прав: пилот-видеограф проходит аккредитацию один раз и получает документ-разрешение на осуществление полетов. Так было бы намного удобнее. Ведь с получением прав вам не приходится каждый раз звонить в ГИБДД и докладывать о маршруте. Было бы логичным выдавать пилотам квадрокоптеров удостоверения, а согласовательный процесс ограничить звонком в аэропорт или специальную надзорную службу. Мне приходилось проходить согласование, когда я с воздуха снимал «Бессмертный полк» 9 Мая в Перми, тогда была организована прямая трансляция на телеканале «Вести Пермь». Документы подавали за два месяца, получили одобрение. В день съемки приехали на место, подключили оборудование, позвонили в аэропорт за получением разрешения на взлет, в ответ же услышали: «Мы потеряли ваш план полета». А в течение всего согласовательного процесса он у них был. В итоге пришлось повторно отправлять план, иначе полет пришлось бы отменить.
Илья Липин, разработчик дронов:
– Законодательство не содержит точного, однозначного определения беспилотного воздушного судна и его отличий, например, от авиамодели или даже воздушного змея (по сути, также дистанционно управляемого). Критериев, согласно которым одно устройство можно квалифицировать как беспилотное воздушное судно, а другое – как игрушку, нет, даже масса в 250 г. и выше говорит о требованиях обязательной регистрации, которая третий год фактически не работает.Считаю, что пока существуют данные противоречия законодательства, привлечение к ответственности за полеты на дронах вдали от аэропортов, воздушных трасс, при которых фактически нет опасности для воздушного движения, неприемлемо. Ведь это можно расценивать как расширенное толкование норм административного права. К сожалению, подобная административная практика уже сложилась, и с ней сложно бороться в одиночку, но вполне реально. Уверен, через несколько лет мы будем вспоминать штрафы за полеты на коптере как курьез, примерно как обязательную регистрацию мобильных телефонов в 90-е годы.
Персоны:
Все новости компаний