Культура
 13 июля 2018, 16:00   3510

Театральные баталии. В Лысьвенском драмтеатре разгорелся конфликт между руководством и актерами

Театральные баталии. В Лысьвенском драмтеатре разгорелся конфликт между руководством и актерами
Артисты недовольны произошедшими изменениями в репертуаре и сокращением кадров. Руководство учреждения считает, что никаких разногласий не было и нет
Автор: Ирина Семанина

Как стало известно Business Class, в Лысьвенском драматическом театре им. Анатолия Савина разгорелся конфликт между актерским составом и руководством. Последнее не продлило трудовые контракты сразу с несколькими ведущими актерами: Михаилом Тихомировым, Ксенией Воденниковой и Игорем Безматерных. Позже Тихомирова вернули в труппу, двое других остались без работы. Всего за последние полтора года из театра ушли уже порядка 15 человек.

Без театра.

Игорь Безматерных работал в театре 16 лет, играл главные роли и даже снялся в сериале «Реальные пацаны». Несколько недель назад он получил на руки уведомление о непродлении контракта и в качестве протеста разместил в соцсети видеоролик «Безматерных без театра», который получил широкий резонанс в интернете. О конфликте стало известно жителям Лысьвы, руководству района и даже краевым властям.

Игорь Безматерных:
– Я в театре проработал 16 лет, и уже две недели как безработный. Это итог двухлетнего конфликта, противостояния руководству. Ситуация в целом в театре очень напряженная, люди уходят, но те, кто остался, об этом вам в открытую говорить не станут: все боятся потерять работу. И тот резонанс, который произошел в результате моего открытого выступления, не дал результата. Вся история оборачивается сегодня таким образом, что я – главный зачинщик конфликта и нарушитель порядка, хотя недовольны работой театра как сами актеры, так и зрители. Жители попытались через соцсети достучаться до руководства, но их комментарии удалили.

Комментарии, о которых говорит актер, действительно были. После видеоролика многие начали писать слова поддержки в группе театра «ВКонтакте», просили вернуть актеров в труппу и разобраться в ситуации. Позже сообщения со стены сообщества исчезли. По словам источника «bc», знакомого с ситуацией, указание запретить комментирование постов дал директор театра Сергей Смотрин. Тогда люди стали пытаться достучаться до руководства через раздел «отзывы» на сайте. «Что же вы группу-то закрыли сразу? Мы, зрители, для вас пустое место?» – писали горожане.

В разговоре с «bc» Сергей Смотрин на вопрос о скрытых комментариях ответил: «Если бы я отвечал на все комментарии, то сошел бы с ума. А комментарии скрыли, потому что посчитали конфликт исчерпанным», – пояснил собеседник. Он также добавил, что никакой текучки кадров в театре «никогда не было и нет». Что касается г-на Безматерных, то он, по словам директора, был уволен за «невыполнение своих должностных обязанностей». «Более того, он неоднократно нарушал трудовую дисциплину», – добавил директор. О каких конкретно нарушениях идет речь, собеседник умолчал.

Минкульт в курсе.
На ситуацию отреагировало министерство культуры Пермского края. Со слов чиновников, в ближайшее время будет проведено совместное совещание руководства министерства, администрации Лысьвы, представителей театра и Пермского союза театральных деятелей. «После этого можно будет говорить о мерах по урегулированию ситуации», – добавляют в министерстве.
Там также подчеркивают, что краевой минкульт отслеживает все процессы, которые происходят в сфере культуры, в том числе в учреждениях, которые являются подведомственными муниципальным органам власти. «Значимость творчества коллектива Лысьвенского театра выходит далеко за пределы Прикамья, он по праву считается одним из самых известных театров малых городов. Поэтому краевое министерство культуры поддерживает институцию в рамках различных программ (например, в 2017 году театру на создание новых постановок из бюджетов разных уровней было направлено 7 млн 250 тыс. рублей, столько же – в 2018 году)», – добавляют в министерстве.
Чиновники отмечают, что творческие разногласия в театральных коллективах – не редкость, в том числе они периодически происходят в пермских театрах. «Переходы актеров из одного театра в другой не являются редкостью в театральной сфере. Задача министерства – способствовать урегулированию конфликтов, а также внимательно следить за законностью таких процедур и вмешиваться, если будут выявлены факты несоблюдения законодательства, инициируя проверки с привлечением соответствующих контрольных органов», – заключают в краевом минкульте.

В поддержку артиста выступают сегодня его коллеги. По словам актера театра Олега Павлова, заслуженного артиста России, никаких нарушений со стороны Игоря Безматерных не было. «Лично я за Игорем никаких нарушений не видел. Работал много и хорошо. Вообще неправильно это, когда человека, 16 лет жизни отдавшего театру, выгоняют. Ситуации могут быть разные, нужно было искать компромисс, а не увольнять перспективного и нужноо театру артиста», – добавляет г-н Павлов.

Также Игоря и Ксению поддерживает Клавдия Савина, заслуженная артистка России. По ее словам, с актерами, которые ведут репертуар, да еще в небольшом городе, нужно выстраивать диалог, а не увольнять их. «У Игоря двое детей, он единственный кормилец, и лишать его работы по меньшей мере бесчеловечно», – добавляет актриса.

Письмо в никуда.

По словам источника в театре, после очередного непродления трудовых договоров актеры готовили открытое письмо, в котором хотели обратиться «к широкой общественности, городской администрации, руководящим органам регионального и федерального значения» с просьбой вмешаться в складывающуюся ситуацию.

В распоряжении издания есть проект данного письма. Судя по тексту, становится понятно, что претензий у актеров несколько. Первая касается невозможности подработок, без которых актерам просто не выжить при существующей заработной плате.

По словам Игоря Безматерных, сегодня она составляет менее 20 тыс. рублей. «На такую скромную зарплату прожить очень трудно, особенно если есть ипотека, жена в декрете и двое детей. Мне, как и большинству работников театра, приходилось находить дополнительные источники дохода. Например, я несколько лет вел театральную детскую студию «Кулиска», с которой мы становились уже трижды победителями краевых конкурсов и фестивалей. Также я проводил общегородские мероприятия, такие как фестиваль малой авиации «Взлетка», Rock Line, небольшие мероприятия и праздники. К слову, в трудовом договоре было прописано, что мы имеем право работать совместителями», – комментирует собеседник.

Еще одна причина недовольства – отсутствие гастролей. Со слов труппы, за последние два года театр выезжал с постановками лишь в Губаху и Чусовой, ранее же гастролировал по всей стране и не раз становился участником и призером различных общероссийских конкурсов и фестивалей. В этом году театр впервые не прошел отбор на участие в фестивале театров малых городов, который прошел в Новороссийске.

По словам Игоря Безматерных, в итоге письмо так и не было подписано коллективом, многие предпочли работать в театре дальше. Стоит добавить, что три года назад аналогичная ситуация разворачивалась вокруг ухода из коллектива актера Кирилла Имерова. Тогда труппа также подготовила письмо, но подписать его решились только три человека. Сегодня г-н Имеров успешно трудится в другом коллективе.

А судьи кто?

В проекте письма все претензии актеров сводятся к главной фигуре в театре – режиссеру Алексею Тишуре. Последний приступил к руководству учреждением в январе 2017 года, ранее трудился педагогом по сценической импровизации при Электротеатре «Станиславский» в Москве. За полтора года под руководством г-на Тишуры театр покинуло большое количество актеров. «Особо несогласные были вынуждены уволиться, а некоторые получили на руки уведомления о непродлении трудового договора», – указано в проекте письма.

Ольга Пудова, актриса пермского Театра-Театра:
– К сожалению, с приходом нового руководителя в театре иногда возникают сложные ситуации, которые выливаются в открытый конфликт. Безусловно, у каждой стороны есть своя правда, но, мне кажется, мудрый руководитель должен попытаться сохранить талантливых актеров, которые прослужили в театре много лет, какими бы они вспыльчивыми и эмоциональными ни были. Прежде всего, нужно сохранить театр и его душу – актерский состав. Именно голосами актеров театр говорит, их глазами смотрит, их руки простерты к зрителю. Но опыт прежних конфликтных ситуаций в других театрах показывает, что власть всегда поддерживает власть: режиссеры остаются, актеры уходят. В Лысьве была довольно сильная труппа. Это был настоящий театральный дом.

По словам Клавдии Савиной, причины ухода у всех действительно были разные, но главным поводом покинуть труппу стало отсутствие ролей. «Пришел новый режиссер, который никому ничего не объясняет. У него свое видение репертуара, актерского состава и режиссуры. В такой обстановке очень сложно доверять руководству, взаимодействия режиссера с актерами нет. У нас действительно отсутствует репертуар с ролями, многие актеры из-за этого ушли из театра прямо во время сезона. На все просьбы дать роль режиссер говорил им: «Я не вижу вас в том репертуаре, который есть», – рассказывает актриса.

По ее словам, сегодня у актеров нет возможности как-то повлиять на ситуацию: чтобы изменить что-либо, нужен художественный совет, который ранее упразднили. На нем труппа могла бы высказывать свое мнение по поводу репертуара, политики театра, кадровых решений.

«Сегодня возрастных актеров в театре почти не осталось. Приходят молодые ребята без опыта, которые многого не умеют и не знают. В итоге театр с сильной репутацией и именем превращается в полусамодеятельный. А право голоса в сложившейся ситуации есть, к сожалению, только у режиссера и директора», – заключает собеседница.

А власти что?

Когда ситуация с увольнением молодых актеров получила общественный резонанс, об этом в городе заговорили все. Дошла информация и до главы Лысьвы Александра Гончарова. 2 июля он организовал встречу с уволенным актером и режиссером театра. «Режиссер не стал даже меня слушать, попросив поговорить с главой лично, без моего присутствия. Позже г-н Гончаров переговорил со мной, дав понять, что он разделяет точку зрения руководства театра: «У тебя есть руководитель – ты должен его слушаться». Сейчас нет смысла возвращаться в коллектив, в котором руководитель меня не видит. Я уже нашел новое место работы в другом городе и решаю вопросы переезда. Студия «Кулиска», скорей всего, к сожалению, останется без руководителя», – заключает актер.

В свою очередь, Business Class удалось связаться с режиссером театра Алексеем Тишурой. Он подчеркнул, что в истории с непродлением контракта нет никакой личной подоплеки.

«У меня лично никакого конфликта с труппой театра нет, сложившуюся ситуацию мы не комментируем и в полемике участвовать не будем. Нет никакого конфликта, есть ситуация, связанная с вопросами деловой и профессиональной этики. Согласно нормам законодательства, работодатель вправе продлевать или не продлевать трудовой договор сотрудника, который у актеров театра является срочным», – заключил режиссер.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний