Фильм: «Чудеса»
Режиссер: Аличе Рорвахер
12+
Аличе Рорвахер – «свежая кровь» итальянского кино, сценарий ее новой картины «Счастливый Лазарь» в этом году отметили призом на Каннском фестивале. К сожалению, до российских кинотеатров только-только добралась ее предыдущая работа «Чудеса», в 2014 году получившая Гран-при, вторую по значимости награду главного европейского смотра. Отличный повод вспомнить, с чего все начиналось.
Большая семья – отец, мать и четыре дочери, старшей из которых 14 лет, живет на ферме где-то в глубине Италии, зарабатывая продажей меда. Суровый консервативный отец, в глубине души раздосадованный, что из четырех детей не получилось ни одного мальчика, всеми силами пытается оградить дочерей от опасностей и соблазнов внешнего мира. Но однажды в деревню приезжает съемочная группа телешоу, где каждому фермерскому хозяйству предлагают выиграть крупный приз, представив свою продукцию. Отец категорически против, но деньги кончаются, и старшая дочь тайно подает заявку на конкурс.
Лейтмотивом «Чудес» оказывается время. Погруженная в тяжкий труд семья живет как бы вне времени, во сне, который внезапно нападает на уставшего человека в знойный полдень. Сонное царство ревностно охраняется отцом, но он не в силах сдержать тягу своих детей к иной, более яркой жизни – она проникает в их сознание через играющую по радио поп-музыку и заманивающее обманчивым блеском телевидение. Более того, суровый отец сам приближает перемены, когда берет на воспитание маленького молчаливого немца. Зарождающиеся чувства между ним и старшей дочерью, показанные в картине лишь деликатными намеками, в финале предвещают окончательный слом прежней жизни.
Через историю отдельной семьи Аличе Рорвахер рассказывает историю смены целого народа, чей традиционный уклад жизни ломается под давлением прогресса. Легко представить, как через 10-15 лет выросшие деревенские девочки уедут жить в крупный итальянский город, бабушки, поющие как последний раз, исчезнут, поля, кормившие целые поколения, затянутся сорняками, а пчелы одичают.
При этом всем «Чудеса» не сквозят нездоровой ностальгией – Рорвахер, представительница того самого подросшего поколения, не идеализирует деревенский быт. Образом, который иллюстрирует довольно жалкую жизнь фермеров, оказывается огромное пролитое пятно меда и девочка, руками собирающая липкую субстанцию, пока не вернулся разъяренный отец.
Киноязык картины представляет собой сплетение итальянского неореализма с бытовой магией испанских шедевров «Дух улья» и «Выкорми ворона». Синтез шероховатый, неровный, далекий от целостности, но главной цели Рорвахер добилась: вынесенное в заглавие слово очень точно отражает впечатление, остающееся после просмотра, – это ощущение чуда.
Фильм: «Спутник Юпитера»
Режиссер: Корнел Мундруцо
18+
Массовый приток беженцев в европейские страны – тема горячая и, безусловно, требующая художественного осмысления. Первыми откликнулись документалисты – в 2016 году Берлинский фестиваль был покорен Джанфранко Рози с фильмом «Море в огне» о «вратах» в Европу, которыми стал остров Лампелуза. Сейчас настала очередь игрового кино – может показаться странным, но один из первых фильмов на эту трагичную тему снят в жанре фантастики.
Сотрудники миграционной службы находят на границе толпу беженцев. В ходе завязавшейся потасовки начальник полиции стреляет в молодого сирийца. Но вместо того, чтобы умереть по-человечески, парень получает способность левитировать. О супергеройских навыках молодого мигранта узнает жуликоватый местный врач и решает использовать их, чтобы выманивать деньги у религиозных и впечатлительных венгров, показывая им шоу с полетом ангела.
Венгерскому режиссеру Корнелу Мундруцо уже за 40, но более или менее широкую известность он обрел только в 2014 году после премьеры в Каннах фильма «Белый Бог», который не участвовал в основном конкурсе, но взял главный приз «Особого взгляда». Его «Спутник Юпитера» (подразумевается, конечно же, Европа) – куда более амбициозный проект с расчетом на экспорт. На это указывает и конъюнктурная тематика, и почти голливудский объем спецэффектов.
Получившийся в результате фильм напоминает химеру, родившуюся в результате скрещивания американского супергеройского кино и европейской социальной драмы. Для полноценного блокбастера картине не хватает живой динамики, акцентированных персонажей, банально – более разнообразных спецэффектов. С технической точки зрения полеты главного героя выглядят интереснее, чем в большинстве современных американских фильмов, но особо не впечатляют в силу своей архаичности. То, что в начале двухтысячных вызывало неподдельный восторг в «Матрице», в 2017 году воспринимается с вежливым интересом.
Содержательную часть фильма Мундруцо сводит к односложной истории борьбы мошенника-врача и стрелявшего в парня полицейского, каждый из которых хочет использовать «ангела» в своих целях. Все это сопровождается туманными намеками на мессианское происхождение сирийца (оказывается, например, что его отец – плотник, но дальнейшего развития эта тема не получает) и наивным религиозным пафосом. В финальной сцене, где новоявленный Иисус воспаряет над Будапештом под взглядами пораженных европейцев, режиссер окончательно теряет нить повествования и остатки вкуса.
Очевидно, что в ближайшие годы «сирийская» тема займет одно из центральных мест в европейском кино. Но вряд ли у кого-нибудь получится снять фильм, где форма и содержание расходятся настолько радикально, как в «Спутнике Юпитера».
Австралийское кино о преодолении травм через влюбленность и зубастая сатира на лицемерное религиозное общество.Кино на выходные: «Редкая бабочка» и «Лицо»02 июня 2018, 12:00