Культура
  1. Культура
 02 июня 2018, 12:00  

Кино на выходные: «Редкая бабочка» и «Лицо»

Кино на выходные: «Редкая бабочка» и «Лицо»
Business Class рассказывает о двух актуальных фильмах, которые заслуживают внимания. Сегодня в поле зрения – австралийское кино о преодолении травм через влюбленность и зубастая сатира на лицемерное религиозное общество.

Фильм: «Редкая бабочка»

Режиссер: Присцилла Камерон

18+

Смерть жены разобщила отца и сына – они почти не общаются и переживают горе отдельно. Эл, школьный учитель, пытается забыться в романе с ученицей и вкладывает все деньги и силы в свой кабриолет, Финн построил ферму для бабочек и периодически уходит в свои фантазии. Все меняется, когда по соседству с ними поселяется Эвелин, бывшая актриса эротического шоу, одинокая и притягательная. Влюбленность в нее становится единственным шансом отца и сына обрести общий язык.

Этот фильм – бабочка действительно редкая, хотя бы потому, что прилетела в российский прокат из Австралии – страны, которая традиционно находится на периферии мирового кинопроизводства, за исключением ярких отдельных вспышек вроде «Пикника на Висячей скале» и «Безумного Макса». Неудивительно, что на плакате красуется надпись: «Один из наиболее захватывающих и красивых австралийских фильмов за последнее время» – кто вспомнит еще хоть один австралийский фильм, вышедший недавно?

Надпись не врет: в стремлении передать воздушные ощущения первой любви оператор «Редкой бабочки» насытил фильм яркими цветами и воздушными планами. Но для того, чтобы дотянуться до образцов жанра «фильм о взрослении», этого явно не хватает. Сценарий фильма наполнен огромным количеством штампов, схематичных характеров и неоправданных сюжетных поворотов.

Будучи дебютантом, Присцилла Камерон собирает типичные темы и мотивы: от комплекса Эдипа и кризиса среднего возраста до внезапно обнаружившейся смертельной болезни. Поставлено все это в наивно-восторженной манере: чего стоят сцены, в которых «окрыленного» любовью и мечтами Финна в прямом смысле слова поднимают в воздух бабочки. Трудно поверить, что в 2017 году люди могут всерьез воспринимать настолько приторные метафоры.

Слабые стороны можно были прикрыть, обладай режиссер фильма здоровой иронией: как ни крути, подростковая влюбленность со стороны выглядит неуклюже. Сделать шаг назад, взглянуть на Финна со стороны – и фильм заиграет новыми красками. Этого не происходит, и логично предположить, что «Редкая бабочка» – подростковое кино. Но несколько откровенных (впрочем, довольно невинных) сцен обеспечили ему рейтинг «18+», отрезав от основной аудитории.

Появись этот фильм в США, возможно, у него был бы шанс на премьеру в «Санденсе» (в формат вписывается идеально), более или менее широкий прокат, в будущем – место на полке пусть не между, но где-то рядом с «Субмариной» и «Хорошо быть тихоней». Но пока максимум, на что могут рассчитывать его создатели, – трансфер в Голливуд.


Фильм: «Лицо»

Режиссер: Малгожата Шумовска

18+

Яцек обожает рок-музыку, одевается, как бывалый металлист, и рассекает по поселку на ржавой машине. Днем он трудится над возведением самой высокой в мире статуей Иисуса, по вечерам веселится со своей невестой. Семья просит его остепениться и перестать «выглядеть, как баба», но Яцек счастлив. Однажды он получает серьезную травму на работе, и врачи пересаживают ему лицо. Он быстро становится знаменитым, но близким сложно принять его с новым лицом.

«Лицо» – девятый фильм 45-летней Малгожаты Шумовска, и претензия на общемировое внимание. Дело даже не в Гран-при жюри Берлинского фестиваля, ее предыдущие картины также были отмечены наградами – в «Лице» режиссер преодолевает географические барьеры, создавая сатиру на огромный срез людей, которые живут в каждой стране. В России таких называют емким слово «жлоб»: завистливый, эгоистичный человек, прикрывающийся ширмой религиозной добродетели.

Мертвенное, как маска, лицо Яцека становится зеркалом, куда заглядывают его родные и содрогаются: мать сходит с ума и обращается к священнику, заявляя, что ее сына поработил демон (сцена экзорцизма здесь, пожалуй, одна из самых смешных в истории кино), безвольная невеста бросает его под напором деспотичной матери, а большинство родственников за глаза называют его «рожа». Тест на человечность проходит только сестра Яцека, взяв на себя все заботы вроде выбивания пенсии по инвалидности и сбора денег в местной церковной общине.

При этом «Лицо» – это не только сатира, но и фильм о сильном человеке, который за счет неограниченного запаса оптимизма и любви к жизни преодолевает давление лицемерного общества. Шумовска обходится без манипуляций зрительскими эмоциями, донося эту мысль через простые сцены: когда стайка мальчишек бежит за Яцеком по улице, крича «Рожа! Рожа!», он превращает все в игру, делая вид, что хочет испугать их. Такая интерпретация проблемы особенно актуальна для России, где физически неполноценных людей на бытовом уровне стараются не замечать, на уровне страны готовы отправить, например, на политизированный музыкальный конкурс. Поэтому «Лицо» – кино интернациональное с точки зрения и юмора, и проблематики.

Для того чтобы вывести фильм на уровень яркого высказывания, режиссеру не хватает чувства баланса: ближе к финалу темп картины сбивается, сатирический запал и социальная проблематика сходят на нет, уступая место не особенно уместной лирике. Впрочем, финальный кадр со статуей вряд ли оставит равнодушным – воистину Иисус отвернулся от этих людей.

Не пропустите:КИНО НА ВЫХОДНЫЕ: «Дэдпул 2» И «Невидимый гость»27 мая 2018, 12:00
Все новости компаний