Политика
 21 сентября 2016, 12:02   3241

Брендовое голосование. Политический консультант Николай Иванов – об итогах выборов, низкой явке и роли Дмитрия Скриванова в избирательной кампании

Брендовое голосование. Политический консультант Николай Иванов – об итогах выборов, низкой явке и роли Дмитрия Скриванова в избирательной кампании

В мартовском интервью с Business Class Николай Иванов практически точно спрогнозировал итоги выборов. Г-н Иванов предполагал, что «Единая Россия» сможет набрать от 42-45% . По данным избирательной комиссии Пермского края, за кандидатов от партии в Госдуму проголосовало 42,7% избирателей, за кандидатов краевого парламента – 44,11%, за кандидатов пермской городской думы – 39,53%.

Явка избирателей в Пермском крае составила 35,17%, в среднем по России – 48%. На ваш взгляд, в чем причины низкой избирательной активности жителей региона?

– Как я говорил ранее, фактор сезонности будет играть только в плюс для «Единой России». В общем, так и оказалось. Погода в день выборов была достаточно хорошей, поэтому многие поленились уехать с дач. Этот фактор серьезно отразился на общей явке избирателей.

Второй причиной, повлиявшей на явку, стало общее разочарование населения в процессе выборов. Люди не верят в то, что можно повлиять на политическую ситуацию, придя на выборы. Прежде всего это те, кто были мобилизованы на прошлых выборах и пошли голосовать за оппозиционные партии, например, за «Справедливую Россию». Почему она больше всех потеряла голосов избирателей? Все потому, что многие люди видели в ней реальную оппозиционную силу, которая будет бороться с действующей властью. А оказалось, что она точно такая же ручная, системная и управляемая партия. По сути, на эти выборы протестный электорат не пришел. Пришли пенсионеры, которые, как правило, голосуют за «Единую Россию» или КПРФ, то есть за нынешнюю и прошлую партии власти. Сторонники ЛДПР проголосовали традиционно и ожидаемо. А те кто были настроены на протест по отношению к действующей ситуации, предпочли остаться дома. На мой взгляд, именно из-за низкой явки «Справедливая Россия», «Яблоко» и другие партии набрали небольшой процент голосов.

Очевидно, что на высокий рейтинг «Единой России» сработал и президент Владимир Путин. Он активно поддерживал партию на протяжении всей избирательной кампании.

Брендовое голосование. Политический консультант Николай Иванов – об итогах выборов, низкой явке и роли Дмитрия Скриванова в избирательной кампании

Новый состав гордумы по одномандатным округам в Перми практически не изменился. Как вы считаете, сколько новичков пройдет по партспискам в городскую думу?

– Именно по партийным спискам и пройдут новые депутаты. Мне в этой связи больше интересно, какое решение примет Илья Шулькин. С проигрышем Юрия Елохова в округе № 24 по Заксобарнию, по сути, у группы кандидатов близких к Дмитрию Скриванову не остается координатора в краевом парламенте. Изначально, как я понимаю, предполагалось, что Шулькин пойдет работать в гордуму и будет там координатором некой группы, представляющей интересы группы Скриванова. А Елохов должен был делать тоже самое в законодательном собрании. Но Елохов проиграл выборы в округе № 24 самовыдвиженцу Сергею Ветошкину. В этой ситуации, как яркий спикер группы остается только Илья Шулькин. Соответственно, сейчас им предстоит решить, где Илья Григорьевич нужнее в ЗС или городской думе. Я бы предположил, что в Законодательном собрании, потому что группа в парламенте более представительна, чем в городской думе. При всем моем уважении к Дарье Эйсфельд вряд ли она сможет управлять такими людьми, как Юрий Чечеткин или другие представители, которые зашли под эгидой этой группы.

С проигрышем Елохова и председателя краевого союза журналистов Игоря Лобанова в округе № 22 группе товарищей не удалось получить 20 депутатских мест для того, чтобы влиять на кворум в представительном органе.

Брендовое голосование. Политический консультант Николай Иванов – об итогах выборов, низкой явке и роли Дмитрия Скриванова в избирательной кампании

Аналогичный вопрос об итогах выборов в Законодательное собрание. 12 новичков уже выиграли в одномандатных округах, сколько мы увидим новых лиц среди кандидатов, избранных по партийным спискам?

– Мое мнение, что в краевом парламенте от КПРФ и ЛДПР появятся люди, которые не будут относиться к группе сторонников Дмитрия Скриванова. Среди избранных депутатов от ЛДПР есть, например, Алексей Золотарев, который близок к краевым властям. От КПРФ – Владимир Корсун или Игорь Малых, на мой взгляд, самостоятельные фигуры. В свою очередь Владимир Чулошников близок к Дмитрию Скриванову. Говорить о том, что три партии аффилированы одному человеку не правильно. В большей степени этому определению поддается «Справедливая Россия», но у нее очень не большой процент. По моим данным, от партии могут зайти три человека по партийным спискам в ЗС. Если Илья Шулькин примет решение остаться в парламенте, то депутатами кроме него станут Дарья Эйсфельд и Андрей Колесников.

Вас не напрягает, что большинство кандидатов, победивших в одномандатных округах, представляют ЕР? Это закономерный результат для партии?

– Уникальность нынешних выборов в том, что результаты за ту или иную партию в округах практически совпадали с результатами одномандатников от этой партии. В том же округе №5 по Заксобранию Татьяна Шестакова победила во многом, потому что такой же процент голосов набрала «Единая Россия». Ольга Глушкова в этом округе набрала такой же процент, что и «Яблоко», Айтакова – как КПРФ. Интересно то, что было голосование брендов. Такое я вижу впервые, что бы люди голосовали не за отдельного кандидата, а за политический бренд. Конечно, были и иные случаи, но в целом избиратели поддерживали кандидата не как личность, а как выдвиженца от конкретной партии. Именно поэтому победили в основном единороссы. Во многих случаях, когда кандидат малоизвестен, избиратели обращают большое внимание на партию, от которой он баллотируется.

Брендовое голосование. Политический консультант Николай Иванов – об итогах выборов, низкой явке и роли Дмитрия Скриванова в избирательной кампанииЧитайте также Партия «Единая Россия» по итогам выборов в краевое Заксобрание претендует на 16 мандатов по региональному списку. Business Class разобрался, кто может стать депутатом краевого парламента

Какие впечатления остались у вас от всей избирательной кампании? В каком округе для вас исход голосования оказался неожиданным?

– Для меня самым неожиданным стал проигрыш Юрия Елохова в 24 округе. В 28 округе неожиданностей не было, социологические опросы показывали серьезное преимущество Юрия Чечеткина над лидером реготделения «Яблока» Ольги Колоколовой. Плюс ему помогло брендовое голосование, так как он выдвигался от «Единой России». В случае с Лилией Ширяевой (прим. ред. – проиграла выборы в одномандатном округе № 25), которая избиралась как независимый кандидат, опять же сыграло брендовое голосование. Она пошла сама по себе, а ее оппонент от «Единой России» (прим. ред. - тренер-преподаватель в «Детско-юношеском Центре «Олимп» Андрей Бурдин).

«Яблоко» набрало приличный процент по Перми, потому что определенную роль сыграл лидер общественного движения «Выбор» Константин Окунев. По моим данным, рост у партии шел как раз в последние две недели, когда Окунев подключился к агитационной кампании. За несколько недель до выборов их рейтинг составлял от 1,5 до 2%. Окунев – это тот случай, когда человек сам по себе бренд. Он целенаправленно поддерживал партию. В Перми есть довольно устойчивая группа людей Окунева, которая пойдет за ним куда бы он не избирался. Тот случай, когда личность тянет партию, а не она его. Таких людей в Перми мало. Пожалуй, таким же «брендом» мог стать Владимир Плотников, если бы захотел.

Брендовое голосование. Политический консультант Николай Иванов – об итогах выборов, низкой явке и роли Дмитрия Скриванова в избирательной кампанииЧитайте также «Просто яблоки люблю». Константин Окунев поддержал очередную партию на предстоящих выборах. Эксперты к решению эксцентричного политика относятся со скепсисом

Какую роль сыграл депутат Дмитрий Скриванов в этой избирательной кампании? Результаты выборов это поражение для него?

– Успехом я бы это не назвал с учетом тех ресурсов, и медиа и финансовых, которые он вложил. Скриванову не удалось в полной мере провести пул своих кандидатов. По моему мнению, результат довольно скромный. Насколько эти вложения будут иметь эффект в дальнейшем мне сказать пока сложно, на этот счет у меня есть сомнения.

На мой взгляд, Дмитрий Станиславович сегодня оказался в положении одного из героев сериала «Игра престолов» Станниса Баратеона, который во втором сезоне, имея в своих руках огромные ресурсы в виде финансов и армии, проиграл битву за железный трон, потому что ему противостоял хитроумный Тирион Ланнистер.

Брендовое голосование. Политический консультант Николай Иванов – об итогах выборов, низкой явке и роли Дмитрия Скриванова в избирательной кампании

В прошлом интервью я просила Вас охарактеризовать избирательную кампанию в пяти словах. Вы назвали «интригу, интересно, новое, сюрприз и приквел». Сейчас по итогам голосования Вы согласны со своими словами? Кампания получилась неожиданной?

– Скорее нет. На пермском уровне сюрпризом могло стать прохождение партии «Родины», но этого, к сожалению, не произошло. Что касается приквела губернаторской кампании, то Виктор Басаргин в целом справился с теми задачами, которые ставились перед ним федеральным центром на прошедших выборах. По моим ощущениям, Виктор Фёдорович прошёл этот этап и имеет все шансы остаться избранным губернатором на следующий срок. Однако последнее слово в этом вопросе остаётся за главой государства.

Истории:
Поделиться:
Все новости компаний