Газета
  1. Газета
 26 января 2015, 13:20  

Искусство покоя

Искусство покоя
Художественный салон «Арт-Пермь» представил искусство спокойное, но при этом профессиональное.

Наверное, странно было бы ожидать от художественного салона «Арт-Пермь» только что прошедшего на «Пермской ярмарке» чего-то особо интересного. Каждому времени свои песни. Пермский культурный проект с его героями, эпатажными жестами, скандальными проектами остался в прошлом. Ему на смену пришла другая повестка дня, и новая экспозиция полностью ей соответствовала: тяготение к спокойной привычной классике сквозило и в темах, и в жанрах.

Вот чем удивила «Пермская ярмарка» на этот раз, так это организацией выставочного пространства. Вместо привычного лабиринта из загородок и закоулков посетителей встретило огромное белое пространство, просторное и хорошо структурированное. Наверное, первый раз за последние годы зрители смогли рассматривать работы художников с необходимого для этого расстояния.

Грядущему 70-летию Победы был посвящен проект Пермской государственной художественной галереи «...И сохранили мир в душе», представивший работы 14 пермских художников-фронтовиков. Войны в их произведениях нет, а есть уральские пейзажи, портреты, трудовые будни современников. Работы собраны из частных коллекций и запасников ПГХК, так что пермякам предоставилась редкая возможность увидеть прекрасные работы Репина, Можарского, Кузина и других, уже ставших легендой, пермских художников.

Большое внимание привлек проект «Борьба за Ленинград. Летчики». Художник, впоследствии ставший лауреатом многих премий, включая Сталинскую, Анатолий Яр-Кравченко начал войну стрелком-радистом на пикирующем бомбардировщике, а затем был прикомандирован к армейской газете. Свои рисунки он часто делал прямо на крыле самолета, и его работы смотрятся как репортаж с места событий. Коллекцию работ талантливого рисовальщика привезли в Пермь, переехав сюда, его жена и дочь.
В этом году «Арт-Пермь» широко представил художественные проекты из других регионов страны. Художники Москвы, Татарстана, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга давно проторили сюда дорогу и каждый год добавляют стенды с новыми именами. Были и «новички»: впервые в Пермь приехали галерея «A LA PRIMA» из Казахстана, проект «Художники Израиля» и другие.

По-настоящему ярких, ломающих стереотипы, работ на выставке не было, и роль сенсации взяла на себя даже не экспозиция, а связанная с ней история одной коллекции. Фестиваль «КАМВА» представил на своем стенде несколько витрин с сувенирными куклами в национальных одеждах из коллекции известной пермской собирательницы Регины Терешкиной. Она ушла из жизни несколько лет тому назад, в ее квартире никто не живет, там продолжает храниться коллекция, которая собиралась несколько десятилетий: кукол пермской собирательнице присылали из всех стран мира. Говорят, там может быть несколько тысяч этнографических кукол, многие из них уже стали историческими раритетами.

Современное искусство было представлено только на стенде Музея PERMM. Инсталляция представляла собой большой, долго длящийся и постепенно отрывающийся от пола желтый диван, который плавно превращается в гоночный болид.

Вопреки ожиданиям не снискал успеха проект «Великие классики ХХ века: Сальвадор Дали, Анри Матисс, Хуан Миро, Марк Шагал». Работ оказалось мало, и очень интересным их не назовешь. Намного выигрышнее смотрелся проект пермской Галереи «25/17», объединивший двух итальянских художников: классика неореализма Ренато Гуттузо и нашего современника Джулиано Безио.

Безусловным лидером у зрителей стал проект «Дягилев». Его участники Татьяна Нечеухина и Максим Нурулин из Перми, Игорь Новичков и Лидия Ерохина из Санкт-Петербурга каждый год заранее договариваются, на какую тему будут создавать картины. А затем соединяют свои работы в одном проекте.

Целый цикл картин в этот раз создала замечательная пермская художница Татьяна Нечеухина, которая решила отразить роль женщин в жизни нашего известного земляка. На картине «Вино для Миси и Коко» рядом с Сергеем Дягилевым изображены Коко Шанель, помогавшая ему деньгами, и Мися Серт, про которую сам Дягилев сказал, что она единственная женщина, на которой он мог бы жениться.

Картины Татьяны Нечеухиной стали еще и принтами для длинных платьев, в которые были одеты участницы флешмоба на открытии проекта. Меховые горжетки, длинные мундштуки и томные взгляды делали их похожими на кинозвезд времен немого кино. Они позировали рядом с картинами, а зрители стремились сделать селфи с ними.

«От проекта «Дягилев» я чуть не упал», – признался главный организатор салона «Арт-Пермь», руководитель дирекции выставок Сергей Казук, имея в виду восторг от просмотра картин.

С успехом проекта можно поздравить и самого Сергея Казука: каждый раз арт-салон посещают 35-36 тысяч зрителей, число участников в этом году достигло 500, половина из них – представители других городов и стран.

Сегодня «Арт-Пермь» – самый долгоживущий (17 лет!) и самый известный региональный проект этого формата в России. Пожалуй, пора начинать им гордиться. 

Все новости компаний