Газета
  1. Газета
 17 ноября 2014, 13:20  

Хоть бюджет не расти

На минувшей неделе два раза рассматривался проект городского бюджета – сначала на публичных слушаниях, затем на заседании комитета гордумы по бюджету и налогам. Бюджет получился пессимистичным, зато бездефицитным.

Думский комитет единогласно одобрил к принятию в первом чтении проект бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов. Судьба главного финансового документа города будет решаться на пленарном заседании думы 18 ноября.

Публичные неслушания

Публичными прошедшие слушания можно было назвать очень условно – похоже, проблемы финансирования городских проектов интересуют пермяков меньше, чем, например, перенос зоопарка.

Депутатам удалось (отдельный вопрос – какой ценой) сохранить бюджет будущего года бездефицитным – правда, никто из них, кроме выступившего модератором Юрия Уткина, на слушаниях не был. Равно как не было и самих пермяков: на слушания пришли всего около 50 человек, включая работников администрации и докладчиков.

С докладом об основных характеристиках проекта бюджета выступил замглавы городской администрации Виктор Агеев, с ходу обозначивший ситуацию «осуществления процесса в меняющихся условиях» – т.е. когда по сравнению с предыдущими прогнозами все стало гораздо хуже. Былые пессимистичные прогнозы теперь больше похожи на оптимистичные, и горадминистрация понимает, что «состояние экономики не предполагает оптимизма».

С экспертным мнением выступил декан факультета экономики Пермской НИУ-ВШЭ Андрей Емельянов. Он заявил, что сценарные условия настолько не соответствуют действительности, что даже пессимистичный сценарий уже нереализуем.

Но, несмотря на то, что это становится все труднее и труднее, дума собирается остаться в рамках бездефицитного бюджета. По словам г-на Агеева, «необходимо учитывать изменяющиеся полномочия и требования указов президента и неизменяющиеся доходы».

«Качество прогнозов сейчас вызывает большие вопросы, – отметил г-н Емельянов. – Например, для 2015 года предполагаемый курс доллара составлял около 42 рублей, почти 44 – только для 2016-го. И если раньше городскому бюджету удавалось заработать «лишний» миллиард, то сейчас уже так не получится».

Неясным оказалось невнимание чиновников к значительным источникам дохода: например, система платной парковки, зарекомендовавшая себя в Москве, в Перми может принести до 500 миллионов рублей. Переведя в правовое поле теневую экономику – особенно сферы ремонта и аренды жилья, город может «заработать» еще на три детских садика; а по транспортному налогу на мощные автомобили Пермь отстает от соседей почти в два раза.

«Трудно объяснить и зарплату некоторых чиновников, – отмечает г-н Емельянов. – Например, руководитель пермской контрольно-счетной палаты получает 250 тысяч рублей в месяц, тогда как аналогичные по уровню топ-менеджеры крупных компаний – около 150 тысяч. На этом тоже можно сэкономить».

Бюджет по расписанию

Рассмотрению проекта бюджета на заседании комитета предшествовал отчет об исполнении бюджета текущего. По данным Марии Батуевой, председателя контрольно-счетной палаты Перми, годовой план по доходам выполнен на 76%, план по расходам – на 70%.

За первые девять месяцев этого года доходы городского бюджета составили 16,7 млрд рублей, а расходы -17,2 млрд, что составляет соответственно 98% и 95% от плановых показателей.

В последний квартал 2014 года Пермь вступила с плановым дефицитом более 450 млн рублей. С начала года в городской бюджет поступило 4 млрд 688 млн рублей налогов на доходы и порядка 1 млрд 639 млн рублей доходов от аренды и продажи муниципального имущества. При этом процент собираемости платежей составил всего 71% – недоимка по всем доходам бюджета составила 1 млрд 885 млн рублей.

Кроме того, было предложено подкорректировать бюджет Перми на 2014 год, уменьшив доходы и расходы на 135,2 млн рублей. Предполагаемые суммы составят по доходам 23 875,3 млн рублей, по расходам – 24 504,1 млн рублей.

Планируемый дефицит городского бюджета на конец 2014 года составит около 630 млн рублей.

Бюджет редьки не слаще

По заключению контрольно-счетной палаты Перми, проект бюджета основан на пессимистичном прогнозе высокого уровня инфляции, роста цен на энергоносители и запланированном снижении роста заработной платы в крае.

В 2015 году планируемые доходы городского бюджета по сравнению с текущим годом сократятся примерно на млрд рублей и составят 23 млрд 177 млн рублей. При этом расходы также сократятся почти на два млрд, и бюджет будет бездефицитным. К прогнозам на 2016 и 2017 годы депутаты подходят осторожно и планируют небольшой (но столь же бездефицитный) рост – 23,5 млрд и 24,2 млрд рублей соответственно.

Следует отметить, что проект бюджета, который рассматривался еще весной, был существенно переработан с учетом современных макроэкономических реалий – текущее положение дел не было предусмотрено даже пессимистичным сценарием.

«Ситуация в экономике непременно отразится на нас. Даже если нет прямой связи с ценой на нефть или курсом доллара – в нашей экономике все связано, и если где-то что-то колеблется, то и муниципальные бюджеты подвержены колебаниям», – заявил на публичных слушаниях Юрий Уткин.

В новом проекте бюджета 90% расходов будут распределены на 24 муниципальные программы; при этом бюджет остается социально ориентированным. На нужды образования и здравоохранения в 2015 году планируется потратить более 60% годового бюджета, а доля инвестиционных проектов составит 13%.

«В следующем году на модернизацию закамского теплового узла будет направлено около 2 млрд рублей инвестиций, при этом краевое и городское финансирование проекта составит лишь около 109 миллионов, – отметил сити-менеджер Перми Дмитрий Самойлов.

Реплики из зала

«Радует, что приоритетные направления получают необходимую поддержку, – отметил Марк Коробов, член молодежного совета при ПГД. – Молодежная политика в России тоже в приоритете, но в Перми мы этого не видим. Финансирование программ урезается, в итоге на каждого жителя Перми в возрасте до 30 лет приходится меньше 100 рублей бюджетных расходов. Необходимо сделать подход к молодежной политике более системным, а пока она формируется по остаточному принципу – как-то переоценить приоритетные направления».

Зампредседателя пермского крайсовпрофа Александр Зимин посетовал, что никто из народных избранников не пришел отчитаться о своей работе.

«Социально ориентированный бюджет – это плохой бюджет, который выполняет только обязательства государства, – заявил Александр Зимин. – Мы хотим, чтобы с этой трибуны однажды сказали: «У нас инвестиционно ориентированный бюджет».

Все новости компаний