Газета
  1. Газета
 13 октября 2014, 13:20  

Жертвы санкций

Жертвы санкций
От кризиса сильнее всего страдают компании, ориентированные на внутренний рынок, и те, что зависят от западных ресурсов. Хуже всего себя чувствуют банки, автодилеры и туркомпании. Ситуация исправится, если санкции будут отменены в течение года, полагают эксперты.

Без дешевых денег

В условиях санкционной экономики компаниям и целым отраслям приходится перестраивать свою работу, иногда полностью. Пострадавший №1 – банковский сектор, уверены эксперты. «Этот сегмент сейчас переживает очень непростые времена. Розничные игроки страдают от снижения доходов населения и падения кредитной активности. Рост курса доллара лишь усугубляет эту ситуацию. Не так давно Центробанк начал проводить для банков сделки «валютный своп». Этот факт – явное свидетельство дефицита долларовой ликвидности. Ситуацию в отрасли можно сравнить с сидением на пороховой бочке. В любой момент может сработать «эффект домино». А учитывая, что осенние месяцы традиционно считаются периодом перекредитования, то ситуация будет меняться чуть ли не еженедельно», – полагает Алексей Чернов, генеральный директор Инвестиционной группы «Свободный капитал». По словам Сергея Лукьянова, генерального директора Инвестиционной компании «Финам», банки пострадали в первую очередь из-за отсутствия доступа к «дешевым деньгам». «Если раньше они кредитовались на Западе под ставки 1-2%, то сейчас – 6-7%, а некоторым из игроков полностью закрыт доступ», – отмечает Сергей Лукьянов.

Спрос падает

По мнению Алексея Чернова, в текущих условиях в нашей экономике действует следующая логика: выигрывают все, кто работает на экспорт, а проигрывают компании, ориентированные на внутренний потребительский рынок. «Компании, ориентированные на внутренний спрос, попадают под удар в силу того, что доходы населения, а вслед за ними и покупательская способность непрерывно снижаются. Например, по итогам первого полугодия реальные располагаемые доходы населения в Пермском крае уменьшились на 4,5%. Немалую роль в формировании модели поведения потребителя играет и рост курса доллара. Так, например, автомобильный рынок по итогам восьми месяцев продемонстрировал падение на 12% по отношению к показателям прошлого года. Многочисленные банкротства компаний туристической отрасли тоже стали прямым следствием уменьшения спроса и ослабления рубля. Учитывая, что с начала года валюта подорожала почти на 17%, то средняя цена тура увеличилась примерно на такую же величину. В итоге в августе падение продаж в выездном туризме составило 25%.

На рынке недвижимости также не приходится ожидать роста. Денег у населения становится все меньше, у банков снижаются возможности для выдачи ипотечных кредитов, да и самим застройщикам будет уже не так просто получить займы на строительство. Поэтому, скорее всего, мы уже не увидим тех темпов роста, которые отмечались по отрасли в прошлом году», – рассказывает Алексей Чернов. По его оценкам, немногим меньше может пострадать машиностроение, но здесь опять же могут сказаться сокращения инвестиционных программ госмонополий, подпавших под санкции и уменьшение госзаказа.

Еда и IT

Более «независима» от санкций и сокращения доходов населения IT-отрасль. Она не привязана к какому-либо рынку, ее очень легко «переместить» из одной страны в другую. Но здесь есть и свои нюансы: некоторые компании зависят от импортного оборудования, ввоз которого запрещен, комментирует Сергей Лукьянов. По мнению Алексея Чернова, напротив, в сегодняшних условиях IT-отрасль только выиграет. «Особенно учитывая, что сейчас на государственном уровне взят курс на отказ от импортных программных разработок и защиту собственных технологий. Поэтому не удивлюсь, если увеличится бюджетное финансирование и объем заказов на эти разработки», – добавляет эксперт.

По мнению Елены Лысенковой, старшего аналитика банка «ГЛОБЭКС» (Группа Внешэкономбанка), санкции будут способствовать развитию отечественного агропромышленного комплекса. «Потенциально введение со стороны России эмбарго на ряд продовольственных товаров может способствовать развитию импортозамещающего производства в сельском хозяйстве. Правительство уже закладывает в бюджет повышенные субсидии для аграриев», – рассуждает Елена Лысенкова. Еще одна отрасль, которая пострадала в меньшей мере от санкций, – это продуктовый ритейл, добавляет Сергей Лукьянов.

По мнению Алексея Чернова, «в плюсе» во время кризиса могут оказаться компании, связанные с добычей и первичной переработкой ресурсов, получающие основную часть своей выручки в иностранной валюте. Однако здесь есть одно «но»: в долгосрочной перспективе запрет на доступ к иностранным технологиям может иметь отложенный негативный эффект. «Введенные странами Запада санкции вряд ли скажутся на их прибыли в краткосрочном плане. Главная цель ограничений – отрезать российские компании от новых технологий (например, российские нефтяные компании не обладают технологиями глубоководной добычи нефти) и новых заимствований. Это будет носить отложенный негативный эффект», – заключает эксперт. Аналогичной точки зрения придерживается Сергей Лукьянов. «Нефтяные компании страдают не в сегодняшний момент, а в отдаленной перспективе. России запретили доступ к технологиям, а практически все российские нефтяные компании стоят фактически на «гарантийном обслуживании», то есть используют оборудование западных разработчиков. Если последние не смогут оказывать услуги по поддержке, а иностранными технологиями российские компании владеют не в полной мере – это не очень положительно скажется на них в перспективе нескольких лет», – прогнозирует г-н Лукьянов.

По мнению эксперта, если санкции продлятся, скажем, пять лет, то по российской экономике это ударит очень серьезно, а если работа санкций прекратится в течение года, то ситуация достаточно быстро исправится.


ТОП-3. Пострадали от кризиса

• Банковский сектор
• Туризм
• Продажи авто


ТОП-3. Вне кризиса

• IT
• Сельское хозяйство
• Продуктовый ритейл

Все новости компаний