Газета
  1. Газета
 26 мая 2014, 13:20  

Выбор выбора

Выбор выбора
На прошлой неделе в Государственной думе был принят закон об изменении моделей местного самоуправления. На следующий день председатель Пермской краевой избирательной комиссии Игорь Вагин прокомментировал «bc» этот закон.

 Игорь Сергеевич, вы возглавили крайизбирком в феврале этого года. Уже прошли те сто дней, после которых принято подводить первые итоги работы.
– Мы сейчас занимаемся тремя основными направлениями деятельности. Естественно, наша основная работа – это подготовка и проведение выборов. Отмечу, что всего в 2014 году на территории Пермского края запланировано проведение 76 избирательных кампаний и кампаний референдума в 30 муниципальных районах и городских округах, большую часть из них, 48, планируется назначить на единый день голосования.
Второе направление нашей работы, которое я считаю не менее важным, – повышение доверия к тому, что мы делаем. Тем самым повышается легитимность избранных депутатов и глав территорий. Именно с этим связано то, что мы начали более тесно сотрудничать с крупными общественными организациями, представленными на всей территории Пермского края. В этой связи мы рассчитываем на то, что через работу с НКО сможем более эффективно донести информацию, как происходит избирательный процесс. Это важно: ведь когда речь идет о недоверии к избирательным комиссиям, проблема зачастую связана с отсутствием у людей полной информации о том, что делают избирательные комиссии. Когда мы начинаем рассказывать о своей работе, когда объясняем, что на сегодняшний день законом установлены механизмы, которые не позволяют заниматься самовольством, у многих отношение меняется. Поэтому краевая избирательная комиссия уделяет огромное внимание правовому просвещению.
На следующей неделе мы планируем утвердить новую концепцию по развитию правовой культуры, где эти новые направления работы уже прописаны: это и выход на краевом и муниципальных уровнях на совместную работу с общественными организациями, и усиление взаимодействия со СМИ, и активизация деятельности рабочей группы по соблюдению прав граждан, которая сейчас существует при крайизбиркоме. Мы рассчитываем, что эта рабочая группа станет площадкой, где будут разбираться конкретные ситуации, происходящие во время выборов. Это будет наиболее прямой путь для осуществления обратной связи. Кроме того, как уже объявлялось, появится единый интернет-портал всех избирательных комиссий края. Возможно, в будущем на этой площадке будет размещена видеотрансляция заседаний краевой избирательной комиссии.
Третий блок вопросов связан с нормотворчеством. Мы понимаем, что федеральное законодательство сейчас крайне динамично. За последние полгода в федеральные законы внесен ряд изменений, которые требуют изменений в региональном законодательстве. Причем мы считаем правильным, чтобы по конкретным выборам все нормы федерального и регионального законодательства концентрировались в одном нормативно-правовом документе. Тем самым исключается возможность двоякого толкования законодательства. Поэтому рассчитываем на то, что та законодательная инициатива, с которой крайизбирком выходит в краевой парламент, будет поддержана (депутаты Законодательного собрания приняли эти поправки в первом чтении 22 мая 2014 года – «bc»), и к началу избирательной кампании в органы местного самоуправления законы Пермского края о выборах как глав, так и депутатов будут включать все актуальные нормы федерального законодательства.

Вчера во втором и третьем чтении были приняты изменения в закон о местном самоуправлении. По новым нормам вводится еще один тип муниципального образования – городской округ с внутригородским делением, серьезно изменяются варианты избрания депутатов и глав муниципалитетов. Какие изменения ждут Пермский край?
– Да, действительно, закон был принят, я полагаю, что уже в ближайшее время он вступит в законную силу. Первое – закон дает регионам право самим определиться, как будут формироваться представительные органы МСУ, по какой из представленных в законе моделей будет избираться глава муниципалитета.
Если говорить про выборы в представительные органы власти муниципальных районов, то варианта два: либо это прямые выборы депутатов, либо избрание из числа депутатов и глав поселений.
Порядок избрания депутатов городских округов остается прежним – прямые выборы. Но, появляется еще один вид муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением. Там тоже возможна форма прямых выборов депутатов. Вместе с этим появляется вариант выборов депутатов городской думы из числа представителей районных дум, которые, в свою очередь, избираются на прямых выборах.
Что касается избрания глав муниципальных образований, то предусмотрены следующие варианты: глава избирается на прямых выборах, и в таком случае он либо возглавляет представительный орган, либо местную администрацию. Другой вариант – глава избирается из числа депутатов и является председателем представительного органа муниципального образования, в этом случае вводится институт сити-менеджера. Модель, когда глава является «царем и богом»: и председателем думы, и руководителем исполнительной власти, невозможна. Но подчеркну, что порядок избрания глав и депутатов устанавливается законом субъекта РФ и уставом муниципального образования. Закон субъекта РФ должен быть принят уже в этом году, в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу федерального закона. Нас ждет большая нормотворческая работа во втором полугодии.

В прошлом нашем разговоре вы подчеркивали, что большие вопросы для вас в том, будет ли установлен переходный период. В принятом законе это как-то регулируется?
– Да, сейчас в законе прописан переходный период. Мы можем смело говорить, что никакого коллапса, ни на каком уровне власти не наступит. Допустим, если в том или ином муниципальном районе будет избрана схема, по которой представительный орган власти формируется из числа депутатов дум и глав администраций поселений, то и в этой ситуации выборы по новой модели пройдут только по окончании срока полномочий действующего состава Земского собрания.

То есть сейчас начнется активная работа депутатов краевого парламента. Например, депутат от Березников будет отстаивать в ЗС определенную модель для своего города?
– Сам смысл данного закона заключается в том, чтобы приблизить власть к населению, и, несомненно, конкретизация моделей МСУ законом Пермского края и уставом муниципального образования должна происходить с учетом мнения населения. В законе, например, прямо указано, что мнение населения учитывается при преобразовании городского округа в городской округ с внутригородским делением.

Предполагаете ли вы, где в крае пройдут первые выборы главы или думы города, в случае если он будет разделен на районы?
– Выборы 2014 года пройдут по прежней схеме. Но после принятия краевого закона выборы уже должны проходить по новой модели. Соответственно, первые такие выборы пройдут в сентябре 2015 года. Например, в следующем году у нас пройдут избирательные кампании по выбору глав Гремячинского, Бардымского и Кудымкарского районов. В городских округах пройдут выборы главы ЗАТО «Звездный» и города Березники. Если новая схема будет принята в этих городах, то такие выборы станут первыми подобного рода.

Вы говорили о том, что изменение модели МСУ так или иначе должно опираться на мнение населения. То есть будут проводиться какие-то соцопросы, или действовать другие методы изучения мнения, которые при разработке закона будут аргументами за ту или иную модель?
– Хочу повториться, что в соответствии с федеральным законом учет мнения населения обязателен при преобразовании городского округа в городской округ с внутригородским делением. Форму учета определит устав муниципального образования.

Референдум можно считать вариантом опроса общественного мнения?
– Референдум – высшая форма волеизъявления граждан, предусмотренная Конституцией. Опрос общественного мнения и референдум – несопоставимы по юридической силе. И обладают различными правилами для их проведения.

Логично предположить: после того как утихнет шумиха, связанная с выборами сити-менеджера, инициативная группа пермяков, которая в прошлый раз предлагала провести референдум по прямым выборам мэра, выступит с предложением провести референдум в период принятия краевого закона о моделях МСУ.
– Никто не может помешать гражданам инициировать проведение референдума, если при этом соблюдены все нормы закона. Другое дело, что в данном случае референдум как обязательное условие принятия решения об изменении модели МСУ не указан.

Теги:
Все новости компаний