Газета
  1. Газета
 01 июля 2013, 13:20  

В авангарде

В авангарде
Инициативная группа намерена открыть в Перми православный самодеятельный театр. В церкви говорят, что проект можно поддержать. Власти также не против этой идеи.

В Перми обсуждается вопрос организации исторического православного театра. Его инициаторы обратились к властям города с просьбой о поддержке. По словам вице-спикера Пермской городской думы Юрия Уткина, пока рано говорить, что приняты какие-то решения, «но мысли есть». «Организация театра связана с 400-летием семьи Романовых. Сама идея не лишена оснований, мне она нравится. О ее реализации стоит говорить, когда предложение будет структурировано», — отметил г-н Уткин. По имеющейся информации, православный театр будет самодеятельным, среди актеров труппы — бывшие военные, риэлторы и т. д.

По оценкам культуролога Олега Лейбовича, создание православного театра является беспрецедентным, «потому что когда в России, сначала во времена Анны Иоанновны, а затем Елизаветы Петровны появился театр, это было совершенно светское учреждение. И православная церковь никогда не совершала театральных действий. Мистерии — это, конечно, часть католической культуры, но это не театр». В том случае, если проект будет реализован, «то это становится совершенным авангардом, а наши иерархи — совершенными модернистами» — отмечает г-н Лейбович.

С ним не соглашается отец Алексей Марченко, по словам которого традиция создания православных театров берет свое начало со святителя Дмитрия Ростовского. Он в своей епархии организовал театр, где ставились сцены из Священного писания и Евангельской истории. «Дмитрий Ростовский был человеком очень широких взглядов, он считал, что театр, если его воцерковить, может приносить не вред человеческой душе, как об этом писали многие церковные классики, но пользу. По мнению Дмитрия Ростовского, любая форма, которая существует в культурной деятельности, может быть воцерковлена, в том числе и театр», — отмечает отец Алексей Марченко. «Исторические сюжеты могут иметь место, если они решают главную цель — сближение церкви и общества через историю, не случайно изучение истории церкви является одной из форм теоретического богопознания, поэтому если православный театр будет ставить перед собой именно такую цель, то это вполне вписывается в концепцию деятельности Русской православной церкви и тех структур, которые готовы с ней сотрудничать», — заключает отец Алексей.

По мнению экспертов, востребованность православного театра во многом зависит от художественного уровня, таланта режиссеров-постановщиков и репертуара театра. «Самое главное — чтобы не было бессовестного финансирования, чтобы театр создавался на деньги православных, а не на государственные средства», поскольку создание такого театра — это «дело веры», — считает эксперт Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев.

По мнению Александра Протасевича, советника министра культуры Российской федерации, ничего плохого в подобном самовыражении людей нет. «Если люди что-то предлагают и в этом нет никаких нарушений закона, то ради Бога», — считает г-н Протасевич. В то же время, по его мнению, на уровне государства такой театр вряд ли получит поддержку. «Во-первых, у нас все-таки церковь и государство отделены друг от друга; а во-вторых — все зависит от того, в каком статусе будет создан театр. Если это будет общественная организация, то на уровне разового гранта она может получить поддержку. А чтобы православный театр превратился в какое-то федеральное учреждение, практически нереально», — заключает г-н Протасевич.

По мнению Олега Лейбовича, «любая церковь сегодня должна учитывать изменившуюся культурную ситуацию, приобщать к себе неофитов и удерживать их, в том числе и теми возможными средствами, которые дает ей искусство». Создание православного театра, считает культуролог, — это сообщение о том, что церковь вполне современна и вполне умеет пользоваться современным инструментарием. Католики начали это делать раньше, протестанты — уже давным-давно, заключает г-н Лейбович.

Все новости компаний