Газета
  1. Газета
 12 ноября 2012, 13:20  

Книга

Книга
Продукт: «Всякая тварь» Автор: Алмат Малатов

 Алмат Малатов, он же пользователь живого журнала immoralist, является ярким представителем литератора из сети: посты в «ЖЖ», написанные от лица вымышленного персонажа с не слишком устойчивыми моральными принципами, постепенно собрались и оформились в отдельную книжку. Сам Малатов пишет в предисловии, что немало времени посвятил редактуре и даже переписал большую часть истории из первого в третье лицо.

Получившийся в итоге покетбук, на первый взгляд, не внушает большого доверия, однако возвышенно-лестные отзывы поэта Дмитрия Воденникова и культуролога Ларисы Лисюткиной на задней стороне обложки заставляют поверить в общую читабельность произведения. Оказанное доверие, впрочем, было оправдано.
«Всякая тварь» — это история взросления не по годам сообразительного юноши, наделенного поразительным жизнелюбием и жаждой свободы. Другими словами, главный герой романа — дитя перестройки, милый мальчик Руслан с замашками юного натуралиста, воспитанный в интеллигентной семье, пускается во все тяжкие и начинает с присущим ему любопытством исследовать окружающий мир во всех возможных направлениях. «Всякая тварь» — собрание баек об изгнании из комсомола, попытках откосить от армии и поступить в университет, а также историй из общажной жизни студента-медика с богемными буднями и похмельными экзаменами, где выручают не знания, а личное обаяние и находчивость.
Текст романа, кажется, сплошь состоит из анекдотов и афоризмов, жирными мазками рисуя ностальгическую эпоху всеобщего развала и перерождения. Малатов безусловно талантлив как рассказчик: он пишет непринужденно и лаконично, ему легко даются языковые манипуляции. Текст, пусть и без претензий на глубину и великие смыслы, идеален со стилистической точки зрения, затягивает и не позволяет читателю скучать. Мастерство автора хромает лишь в редких вкраплениях «дневниковых записей», оставшихся, очевидно, от предыдущей редакции. На протяжении всего текста они выбиваются из общей канвы и режут глаз излишним пафосом и фальшью.
«Всякая тварь» — это остроумное чтиво с головокружительным сюжетом, где одна история сменяется другой, и из каждой главный герой выходит победителем. Вот только под конец автор совершенно неожиданно подводит мораль: почти хемингуэйевское «победитель не получает ничего». Финал застает Руслана одиноким, от всего уставшим и непоправимо взрослым человеком. «Плутовской роман», каким «Всякая тварь» кажется на первый взгляд, превращается в «роман воспитания», где за безмятежным существованием следует определенная расплата.
Даже название книги Алмата Малатова — аллюзия на аристотелевское «всякая тварь после соития грустна». Развязка оставляет и читателя, уже поверившего было во всесильность наглого обаятельного героя, несколько разочарованным и печальным. Впрочем, Малатов верен себе и, не скатываясь в нравоучения, обрывает историю на выверенной лиричной ноте.
 
Вердикт «bc»: Весьма неплохо
Все новости компаний