Город
  1. Город
 29 октября 2012, 13:20  

Политика воздержания

Политика  воздержания
Дума отказалась повышать стоимость проезда в общественном транспорте. У политического решения нашлись экономические обоснования.

Октябрьское пленарное заседание Пермской городской Думы завершилось взаимными уколами чиновников и депутатов. Основой для пикировок стало решение перенести вопрос о повышении тарифов на проезд в общественном транспорте. Депутаты сочли его непроработанным, а в мэрии назвали такой вердикт политическим.

О необходимости повышения тарифа на перевозки в пассажирском транспорте говорилось давно и на разных уровнях. Предполагалось увязать повышение тарифной планки с принятием Концепции развития городского пассажирского транспорта. Впервые тема возникла еще в августе. Но тогда решили сделать дополнительные расчеты с помощью ученых и аудиторов. К октябрьской «пленарке» последние подтвердили корректность повышения цены с 12 до 14 рублей. После того как индексацию поддержал профильный комитет Думы — по экономической политике — казалось, ничто не может помешать увеличению стоимости проезда.

Но на пленарном заседании депутаты сразу перешли в наступление, подвергнув проект администрации жесткой критике. Денис Ушаков усомнился в корректности расчета и правильности структуры тарифа, а также вновь поднял вопрос о создании муниципального автопарка в краевом центре (с комментарием: «Не люблю, когда вводят в заблуждение»). Алексей Ковыев указал на однобокость проекта решения: в частности, депутат отметил, что с повышением тарифа на перевозки субсидии на возмещение убыточных маршрутов снизятся, однако возрастут убытки на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением льготных проездных. Максим Тебелев прямо заявил, что «тариф в 14 рублей даже близко не отражает реальной стоимости проезда». Коммунист Андрей Солодников выступил с «революционным» предложением ввести бесплатный проезд на городских трамваях. Дмитрий Малютин акцентировал внимание на снижении стоимости проездных билетов для пенсионеров, что довольно проблематично выполнить при столь незначительном повышении тарифа на перевозки. В результате Владимир Плотников предложил отложить вопрос до ноября.

Попытка первых лиц администрации переубедить думцев не увенчалась успехом. Проект мэрии поддержали только 11 депутатов. Председатель комитета по городскому хозяйству Вячеслав Григорьев, который, по его собственному признанию, голосовал за повышение тарифа, заявил, что не понимает, как такое могло случиться. «Считаю, что было сделано все, чтобы поднять тариф уже с 1 декабря этого года. Сегодня оказалось, что некоторые коллеги сочли методику тарифного расчета некорректной. Не берусь предположить, как на такое решение отреагируют перевозчики», — прокомментировал ситуацию г-н Григорьев.

Заместитель главы администрации Сергей Южаков прямо назвал решение отложить вопрос с поднятием тарифа политическим. «Городская Дума поручила администрации разработать проект концепции транспортного обслуживания населения Перми, а также представить экономически обоснованный размер тарифа на проезд в городском транспорте. Мы свою задачу выполнили — исполнили поручения в полном объеме», — отметил г-н Южаков. Определенные политические мотивы решения Думы признал и депутат Максим Тебелев. «Летом этого года были повышены тарифы ЖКХ, а теперь возрастает еще и цена проезда в пассажирском транспорте. Понятно, что усиление социальной напряженности в связи с этим никому не нужно», — пояснил депутат.

Глава администрации Анатолий Маховиков в комментариях по поводу сложившейся ситуации был немногословен и в разговоре с корреспондентом «bc» ограничился фразой «Меня все устраивает».

По негласному правилу все наиболее серьезные и дискуссионные вопросы перед голосованием проходят процедуру неофициальных консультаций. На этот раз, как рассказали «bc» сразу несколько депутатов, администрация такой работы не вела. «С нами никто не встречался и не пытался ничего объяснить. Так относиться к прохождению подобных вопросов нельзя. Что хотели, то и получили», — расставил акценты один из думцев.

Мнения

Аркадий Кац, первый заместитель председателя Пермской гордумы:

— Рассмотрение вопроса перенесено на ноябрьское пленарное заседание по сугубо практическим, юридическим и экономическим причинам. Наибольшие вопросы со стороны депутатов вызвала экономическая обоснованность тарифа и те исходные данные, которые применялись при его расчете. Влияние на рост тарифа оказывает даже не повышение цен на топливо, а снижение пассажиропотока, нормативной загруженности транспорта, падение скорости движения транспортного средства. Так, увеличение скорости всего на 1 км/час снижает тариф на 10 %. Предоставленные администрацией данные были довольно спорны. В результате принятие 14-рублевого тарифа убытки на МУП «Пермгорэлектротранс» возрастут, расходы на обеспечение льготных проездных вырастут. И мы получим парадоксальную ситуацию, при которой с повышением стоимости проезда нагрузка на бюджет увеличивается. То есть и люди платят больше, и город платит больше. Поэтому мы и говорим о необходимости дополнительного обоснования предоставленных цифр.

Михаил Ухватов, директор НП «Единый союз перевозчиков»:

— Для нас непонятно, почему решение по тарифу отложили, ведь оно прошло два думских комитета. Чем это грозит перевозчикам? Приведу пример с маршрутом №33, где перевозчик оказался не в состоянии оказывать услуги и отказался от контракта. Думаю, такая ситуация в скором времени может возникнуть и с другими убыточными маршрутами.

Александр Богданов, директор НП «Автолидер»:

— Не знаю, на чем основано такое решение Думы. Четыре года не менялся тариф, но откладывать его повышение нельзя постоянно. Так долго продолжаться не может. С нас требуют повышения качества перевозок, обновления подвижного состава, но не дают для этого никаких ресурсов. Мы элементарно не можем увеличить заработную плату своим сотрудникам. Когда вопрос повышения тарифа пе­рейдет из области политики в область экономики, возможно, он и будет решен. Не думаю, что перевозчики организуют какие-либо акции протеста. Когда ресурсы иссякнут, они просто встанут у стенки и перестанут работать.

Игорь Колесников, ИП, перевозчик:

— Нас кормят обещаниями с повышением тарифа около полугода. А отрасль уже находится, что называется, «на грани». Хотелось бы знать причины, по которым большинство депутатов воздержались. Наберется ли кто-нибудь из них смелости объяснить свое решение? На мой взгляд, оно явно политическое. Парламентарии специально загоняют ситуацию в угол: либо ждут проявления какой-то политической воли сверху, либо чего-то, о чем нам пока неизвестно. Может быть, депутаты хотят сделать частных перевозчиков «крайними» и создать муниципальный автобусный парк.

Мы же, в свою очередь, настроены на диалог с властью. Но если иного выбора не останется, перевозчики вполне могут пойти на крайние меры — протестовать.

Все новости компаний