Газета
  1. Газета
 01 октября 2012, 13:20   2085

СЭКОП на пассажира

СЭКОП  на пассажира
В Перми вплотную подошли к внедрению электронной оплаты проезда в транспорте. Правда, цену новации точно не знает никто.

 «Рано или поздно электронную систему контроля оплаты проезда внедрять придется», — заявил председатель комитета Думы по городскому хозяйству Вячеслав Григорьев на презентации такой системы 27 сентября. Предложения от компаний, готовых оборудовать пермский транспорт специальными терминалами, поступали неоднократно. Последнее — в декабре 2011 года от корейского Восточно-азиатского Института стратегии (ВАИС), который выражал готовность полностью взять на себя внедрение и обслуживание электронной системы. Тогда мэр Перми Игорь Сапко заявил, что к детальным переговорам пермяки приступят после получения экономических расчетов реализации проекта. В ВАИС не смогли оперативно ответить на вопросы «bc».

Система электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП), разработанная петербургским предприятием «МФ Тариф», тестировалась в Перми в течение трех месяцев — с 5 июля по 30 сентября. Для этого трамвай № 2 и троллейбус № 1 были оснащены специальными электронными устройствами — ручными валидаторами. Чтобы оплатить проезд, достаточно приложить электронную смарт-карту к прибору. Процедура обработки информации занимает одну секунду. Объемы тестирования СЭКОП составили 22 500 часов эксплуатации и охватывали 24 единицы транспорта ежедневно. Генеральный директор МУП «Пермгорэлектротранс» Алексей Никулин доволен результатами эксперимента: 
«Система показала высокую надежность работы оборудования и простоту используемого программного обеспечения. Невысокие технические и организационные требования для эксплуатации данной системы делают ее привлекательной для городского пассажирского транспорта Перми. В период проведения эксперимента поломок и отказов оборудования зафиксировано не было».
В Санкт-Петербурге СЭКОП функционирует с 2005 года и охватывает 21 транспортную компанию. По данным «МФ Тариф», порядка 80% платежей за пользование общественным транспортом осуществляется с помощью электронных проездных, а среднее количество смарт-карт, находящихся в обращении, превышает 5,5 млн. При этом внедрение системы, заверяют питерцы, удовлетворит потребности всех участников рынка пассажирских перевозок. Городским властям СЭКОП дает новые рычаги администрирования и оптимизирования процесса, индивидуальным перевозчикам — повышение эффективности и одновременно упрощение процедуры контроля оплаты проезда, пассажирам — простоту и удобство «обилечивания», а также экономическую выгоду — как следствие гибкой системы тарифных планов. 
«Прямым результатом внедрения системы становится повышение выручки перевозчика в среднем на 15%. А затраты перевозчика на эксплуатацию и обслуживание оборудования минимальны», — уверяет Елена Макова, коммерческий директор ЗАО «МФ Тариф».
Эту благостную картину несколько подпортил начальник департамента дорог и транспорта Перми Денис Гвоздев. Он усомнился в возможности оптимизации маршрутной сети города с помощью подобной системы. «Да, СЭКОП позволяет отследить пассажиропоток, но пассажиропоток — это реакция спроса на предложение. На основе этих данных создать новую маршрутную сеть невозможно», — пояснил г-н Гвоздев. «Нужно понимать, что электронная система контроля — только технология реализации определенных целей. Сейчас предстоит решить, насколько эта технология нужна городу и стоит ли тратить на нее бюджетные средства», — продолжил свою мысль чиновник и отметил, что СЭКОП могла бы служить инструментом реализации заложенных в транспортную концепцию города принципов единого билета на все виды транспорта и дифференциации тарифов.
Председатель комитета Думы по городскому хозяйству Вячеслав Григорьев уверен в необходимости внедрения подобной системы и считает, что принцип электронного контроля оплаты проезда должен быть прописан в Концепции развития транспортной отрасли Перми. «По самым оптимистичным прогнозам, принятие Концепции и поправок об автоматизации процесса произойдет на октябрьском заседании Думы. На подготовку документов уйдет примерно полгода, до года — на проведение всех процедур по выбору подрядчика. Причем не факт, что им будет именно компания «МФ Тариф». Не отвергнут вариант и с корейской фирмой», — пояснил г-н Григорьев.
 
Сколько стоит 
 «Цена вопроса в масштабах города остается пока неясной. Все зависит от конкретного технического задания администрации. Могу сказать, что оснащение одной единицы подвижного состава города ручным валидатором обойдется в 17 тысяч рублей», — пояснил руководитель проекта, заместитель директора по развитию ЗАО «МФ Тариф» Евгений Госьков. Если учесть, что в Перми сейчас около 800 единиц подвижного состава, по самым грубым подсчетам оборудование всего парка будет стоить чуть меньше14 миллионов рублей. Разумеется, внедрение полноценной системы электронного контроля с единым диспетчерским центром, информационными терминалами и прочими атрибутами обойдется городскому бюджету гораздо дороже.
Поделиться:
Все новости компаний