Газета
 26 декабря 2011, 13:20   2262

Прокатили со штрафком

Департамент дорог и транспорта Перми наращивает напор в борьбе с перевозчиками-нелегалами. Игроки рынка в эффективность этих усилий не верят.

В декабре в законную силу вступило постановление суда по делу о нелегальных пассажирских перевозках в Перми. Виновным в административном правонарушении признано ООО «Доминант», которое в прошлом уже штрафовалось за выход на линию без договора с городским департаментом дорог и транспорта. Впервые администрации Перми удалось добиться в суде взыскания штрафа за повторное нарушение с одного и того же перевозчика, работающего на несогласованном с городскими властями маршруте. Это значит, что штрафные санкции составят 250 тыс. рублей вместо 25, причитающихся за «первый раз». Директор «Доминанта» Валерий Ротманов затруднился прокомментировать «bc» это решение суда. Чиновники в городской мэрии называют это событие не иначе как «новым этапом» в борьбе с нелегалами, однако игроки рынка их оптимизма не разделяют. Они склоняются к мнению, что победить нелегалов имеющимися у администрации инструментами невозможно.
Бизнесмены, работающие по договору с администрацией, терпят серьезные убытки и не понимают, кто должен компенсировать им упущенную выгоду. Выходящий в рейс перевозчик сталкивается с тем, что на его маршруте уже работают другие автобусы, которые забирают львиную часть дохода. Например, автобусы, курсирующие на нелегальном маршруте № 90, дублируют половину пути согласованного с властями маршрута № 14. Директор компании-перевозчика 14-го маршрута (ИП Новоселов О. В.) Сергей Милентьев уверяет, что его ежемесячные убытки в итоге составляют не менее 20 %, и выпадающая пятая часть прибыли от ходового маршрута ощутимо сказывается на бизнесе. «Это при том, что цена билета по сравнению со смежными регионами низкая. В Челябинске, Кирове, Ижевске плата за проезд составляет в среднем 15–16 рублей», — сетует г-н Милентьев.
«Они сами все это затеяли, — откровенно говорит директор ООО «А-Тур-Транс» Александр Богданов, имея в виду администрацию города. — Проблема нелегалов наиболее остро встала несколько лет назад, когда департамент дорог и транспорта Перми собственноручно запустил маршруты М4 и М5. Они заключали договоры фрахтования с пассажирами прямо на месте и везли по маршруту без всяких соглашений с департаментом». Бизнесмен отметил, что у бывшего начальника департамента Алексея Ковыева данные факты вопросов не вызывали. Потом эти маршруты все-таки закрыли. Однако для перевозчиков, потерпевших поражение в конкурсных процедурах при распределении маршрутов, был подан пример — нелегалы начали самостоятельно определять, где, когда и на какой маршрут выходить. Предприниматель считает, что сейчас реальных рычагов для изменения ситуации не существует — штрафы совершенно неэффективны.
Отбить желание у недобросовестного перевозчика, повторно выйти на маршрут — действительно трудно. Факт выхода на линию без договора с мэрией является административным правонарушением и наказывается штрафом в размере около 20 тыс. рублей. Судебные разбирательства длятся долго. В некоторых случаях — по году. К моменту признания правонарушения состоявшимся перевозчик выручает куда большие деньги, чем составляет сумма штрафа. «За год разбирательств им выпишут штраф, например, в 30 тыс. рублей. Это сумма, которую перевозчик на одном маршруте легко заработает за 1 день», — сокрушается Сергей Милентьев.
Существует норма, согласно которой за повторный выход на ту же линию перевозчик-нелегал должен штрафоваться на 250 тыс. рублей, но доказать это в суде до декабря 2011 года ни разу не удавалось. Это трудно применимая практика. Часто последовательно зафиксированные в разные дни перевозки квалифицируются как отдельные случаи, а не повторные нарушения. У разных перевозчиков бывает по нескольку нелегальных маршрутов. Существует «текучка»: одни нелегальные маршруты закрываются, другие — появляются под другими номерами. В прошлом году было много маршрутов с номерами «М» — М1, М4, М5, М7, М8. В этом году остался один — М6, зато открылись 88, 90, 98.
В департаменте, впрочем, не унывают. «Бороться с ними непросто, существующие правовые инструменты могли бы быть эффективнее. Тем не менее, мы решаем споры правовым путем. Число судебных исков будет расти еженедельно», — рассказывает заместитель главы администрации Перми Максим Заварзин. По его словам, при существующей нормативной базе помочь может только стабильная судебная практика взыскания более крупных штрафов. Ее наработкой и занимаются власти. «Недавно специалисты департамента начали еженедельно проводить по 2–3 мероприятия для выявления и документального фиксирования деятельности нелегальных перевозчиков», — отмечает г-н Заварзин.
Что касается уже выписанных администрацией Перми штрафов, то за 2011 год их объем составил более 500 тыс. рублей. До конца этого года планируется оформить материалов для направления в суд еще на 250 тыс. рублей.

Поделиться:
Все новости компаний