Газета
 05 декабря 2011, 13:20   2277

Не останавливаясь на достигнутом

Не останавливаясь на достигнутом
По оценкам аналитиков, рынок алкогольного ритейла Прикамья достаточно развит, но еще далек от насыщения. Однако вряд ли стоит ждать на нем появления новых игроков. Основные участники уверенно заявляют об амбициозных планах развития, рассматривая при этом территорию не только краевого центра, но и городов края и предлагая рынку при этом новые форматы развития.

 Оборот продажи алкоголя по Пермскому краю составляет порядка 10 млрд рублей в год и 800 млн рублей ежемесячно. При этом потребление горячительных напитков в регионе стабильно держится на уровне 8 литров на человека в год, при этом меняются лишь потребительские предпочтения относительно того, что пить. Так, отмечают эксперты, в последнее время наблюдается понижение потребления водки и рост продажи пива, а вместе с ним вина, виски, рома, текилы. По оценкам игроков рынка, рост спроса на пивную продукцию обусловлен прежде всего действующим ограничением на ночную продажу крепкого алкоголя. 

К лидерам пермского рынка алкогольного ритейла эксперты и сами его участники относят компанию «НормаН-Виват», развивающую сети «Виват» и «НормаН» (эти сети по разным оценкам контролируют до 50 % сегмента сетевой алкогольной розницы в Перми, а также сети магазинов «Семья», «Берег-Лион», «Добрыня», федеральные сети «Пятерочка», «Магнит», гипермаркеты «Наш» и Metro Cash and Carry. Этим игрокам в совокупности, по оценкам аналитиков, принадлежит порядка 95 % пермского рынка. Остальная доля приходится на локальных продавцов и на небольшие сети специализированных алкогольных магазинов: «Черный доктор» (под этим брендом с недавних пор работают после раздела некогда единого бизнеса сразу две сети магазинов), «Ангор» и др.
Как отмечает один из собственников ООО «Черный доктор» (эта компания причисляет себя к тройке лидеров среди пермских сетей специализированных алкогольных магазинов) Анатолий Шевченко, все те, кто занимается розничным алкогольным ритейлом, как правило параллельно берутся и за оптовые поставки. «Без оптовой компании «Велес» развивать «Черный доктор» нам было бы достаточно сложно. Несколько лет назад, например, сеть «Ангор» отказалась от оптового бизнеса и сосредоточила свои силы на рознице, расширив ассортимент своих изначально специализированных алкогольных магазинов за счет продуктов и товаров быта. Однако в итоге активное развитие этой сети прекратилось», — отмечает Анатолий Шевченко. Генеральный директор компании «НормаН-Виват» Вадим Юсупов напротив придерживается другого мнения относительно взаимозависимости оптового и розничного видов бизнеса: компании пришлось развести два этих направления, потому что перед ними стояли и стоят разные задачи: оптовик должен поставить продукцию производителей, с которыми он работает, в то время как призвание ритейлера напротив представить для покупателей наибольший ассортимент. 
Сегодня в Перми широко представлены как форматы алкогольных супермаркетов («НормаН», «Лион»), винных бутиков (федеральная сеть «Азбука вкуса», «Адвокат», «Александровы погреба», «Коллекция вин»), так и магазинов, занимающих промежуточное положение и предлагающих продукцию для разной целевой аудитории в различном ценовом диапазоне — «Черный доктор». И все же форматы, которые могли бы оказаться востребованными, по оценке директора УК «ЭКС» Елены Ждановой, еще есть. «Не думаю, что можно говорить о серьезном перенасыщении рынка, поэтому, если бы к нам сейчас заходили федералы, предлагая интересный формат, то они бы нашли своих клиентов». Однако этот вывод касается прежде всего рынка регионального центра. Города края — пока остаются полигоном для развития давно представленных в Перми стандартных магазинов сетевой алкогольной розницы. Среди активно развивающихся в глубинке Прикамья — сеть «НормаН». По словам ее директора Вадима Юсупова, «НормаНу» интересны прежде всего города с населением от 10 тыс. человек. Интересуется выходом за пределы Перми в регионы края и ООО «Черный доктор», предполагающий открыть свой первый сетевой магазин в Соликамске или Березниках. 
Рентабельность сетевой алкогольной розницы игроки рынка оценивают по-разному. Так, Вадим Юсупов называет показатель в 7—8 % (как и в целом по торговле), оговариваясь при этом, что такого показателя достигают лишь хорошие и грамотные продавцы. Впрочем, его коллеги, специализирующиеся исключительно на продаже алкоголя, называют цифру в пределах 20 %. «На этом рынке не надо искать большую рентабельность, получение лицензии, выполнение всех норм съедает достаточно много средств», — сетуют сетевики. 
Без бумажки 
Всего, по данным Министерства торговли и предпринимательства, на сегодня в регионе действует порядка 2000 лицензий на продажу алкоголя. Однако, как отмечают участники рынка, это количество будет только сокращаться. «Условия лицензирования каждый год ужесточаются, с 1 июня 2012 года пиво будет приравнено к алкоголю, и для его реализации тоже будет необходима лицензия. Как полагают аналитики, в результате этих изменений регулирования торговли алкоголем за счет неизбежного ухода с рынка ларьков и палаток их покупатели переместятся в магазины сетевых ритейлеров и рестораны. А значит у сетевого бизнеса появится дополнительный резерв для расширения. Как отмечает директор «Пермского аналитического центра» Сергей Седов, государственный тренд в части регулирования законодательства очевиден, и вероятнее всего в будущем алкоголь будет продаваться исключительно в крупных магазинах. «Государство последовательно много лет ведет эту политику, и я думаю, что в течение следующих 3—5 лет мы увидим дальнейшее ужесточение в этой сфере. Требования проще будет соблюдать именно сетям». Соглашается с ним и Вадим Юсупов, отмечающий, что в Пермском крае действуют одни из самых жестких норм с точки зрения размещения точек по продаже алкоголя вблизи общественных заведений, спортивных объектов, религиозных организаций. «Расстояние от точек по продаже алкоголя до них в Перми и городах края должно быть не менее 100 метров. В других регионах страны эти нормы значительно мягче. В результате, если обвести вокруг каждого магазина на карте окружность с радиусом в 100 метров, то места, где разрешено продавать алкоголь, можно будет пересчитать буквально по пальцам. Все равно где-то да размещается какой-нибудь шахматно-шашечный кружок, и сегодня, когда полученные ранее до введения этой нормы лицензии перестанут действовать, точек по продаже алкоголя станет еще меньше», — поделился с «bc» один из локальных игроков. Впрочем игроки покрупнее воспринимают эти правила с нескрываемым удовлетворением. «Этого праздника мы ждем, наши магазины готовы к тому, что после того, как новый порядок выдачи лицензий на пиво заработает на полных оборотах, масса небольших торговых точек и локальных игроков, к этому неготовых, закроется. Сетевые игроки справиться с ожесточающимися требованиями вполне способны. Кроме того, в течение года для объектов продажи алкоголя могут ввести требования, как для складов: определенные площади, температурный режим, в этом случае мелким игрокам будет совсем не сладко», — отмечает Анатолий Шевченко. Впрочем, как отмечают сами участники рынка, покупатели достаточно быстро привыкают ко всем изменениям. Так, по оценкам Елены Ждановой, первое время после введения ограничения на продажу алкоголя в ночное время сеть «Семья» испытывала снижение клиентских потоков. «Однако ситуация очень быстро выравнялась, просто все привыкли покупать алкоголь заранее», — отмечает г-жа Жданова. 
Кроме того, при получении лицензии бизнес сталкивается и с административными препонами — срок получения лицензии — 30 дней. Хотя сегодня благодаря проекту «Административная гильотина» он продлен до 20 дней. «Впрочем, получение лицензии — затея для локального игрока, особенно из глубинки очень трудоемкая, подробные консультации по телефону не оказываются, в результате, порой с одним и тем же пакетом документов человек может ездить в Минторг не единожды, проводя время в очередях», — отмечает собеседник «bc», знакомый с ситуацией. 
Развитие vs Недвижимость
Сети алкогольного ритейла сталкиваются с теми же проблемами, что и их собратья по торговле, продуктовые ритейлеры. Одна из главных — нехватка помещений. Однако в случае с алкоголем отсутствие свободных площадей усугубляется еще и жесткими требованиями по лицензированию. В среднем, сети ищут помещения от 70—80 кв. м, но подходящие из-за стометровой «санитарной» зоны и других ограничений находить становится все сложнее, — отмечают ритейлеры. Впрочем несмотря на это, сетевые игроки уверенно заявляют о планах своего дальнейшего расширения. Так, старейшая пермская сеть «Черный доктор» (ООО «Черный доктор»), в активе которой сегодня находится порядка 11 магазинов, заявляет о планах по открытию в Перми в следующем году сразу 7—8 новых супермаркетов (на Комсомольском проспекте, в микрорайоне Гайва и в Индустриальном районе). Кроме того, в планах «Черного доктора» — открытие магазинов формата у дома, в которых будут совмещены сразу два отдела — продуктовый и алкогольный. В компании считают, что потребность в таких магазинах есть в каждом районе краевого центра. О сохранении темпов развития сети компании «НормаН» заявляет и Вадим Юсупов. По его данным эта сеть в крае ежегодно растет на 20 %. Кроме того, совсем недавно «НормаН» анонсировал планы по открытию в Перми новой сети алкогольных магазинов «Кубок», которые будут специализироваться на мелкооптовой продаже горячительных напитков, ориентируясь на потребителей, которым необходимо закупать партии алкоголя для корпоративов, юбилеев и других поводов. 
При этом местные игроки утверждают, что у них нет опасений относительно возможного прихода новых игроков. Так, по словам Анатолия Шевченко, сегмент сегодня по сути насыщен и поделен местными и уже зашедшими федеральными сетями. Новым пришлым федеральным игрокам закрепиться в нем будет непросто. Как отмечают участники рынка, не так давно к Прикамью долго присматривалась челябинская сеть «Красное и белое», активно развивающаяся в регионах Среднего и Южного Урала (в Челябинской, Свердловской и других близлежащих областях). Однако возможностей для захода в Пермский край она так и не увидела. 
 
Не останавливаясь на достигнутом
 
Не останавливаясь на достигнутом
 
Не останавливаясь на достигнутом
Поделиться:
Все новости компаний