Газета
 26 сентября 2011, 13:20   738

Тиражи смыслов

Тиражи смыслов
Двух одинаковых произведений искусства, как и двух абсолютно идентичных людей, не бывает. И даже идеально выполненная копия не тождественна оригиналу. Тем не менее современным художникам все сложнее доказывать, что их творения – единственные в своем роде.

21 сентября в галерее 25'17 состоялось открытие выставки Владислава Дегтева. Крохотное помещение экспозиционного зала было под завязку заполнено картинами, многие из которых представляли собой многочастные композиции размером в полтора окна. Эти окна вели в «Эпоху царей» – так называется выставка Дегтева.
Он, мастер разнообразных жанров (городской пейзаж, фигуративная живопись, натюрморт, абстрактная композиция), при рассказе о времени оперирует прежде всего визуальными категориями и как будто намеренно закрывает глаза на внутреннее убранство той или иной эпохи. Изменения, происходящие в российском обществе, заставляют художника отреагировать мгновенно и резко: на полотнах появляется имперская символика, суровые гербы, «воздух» картины заполняется мрачным серо-коричневым фоном. Царь-колокол, царь-пушка, императорский балет – образы, принявшие форму военных плакатов и «забронзовевшие» в своей неподвижности, скорее пугают, чем внушают уважительный трепет. На полотнах практически отсутствует свободное пространство; детали, нагроможденные одна на другую, подчинены одной цели – доказать зрителю, что за пределами рамки нет ничего, а если и есть, то лишь еще одна рамка. В живописных антиутопиях Дегтева как класс отсутствует главный герой; это намек на то, что безнадежная на первый взгляд ситуация тотального подчинения имперской идее может быть исправлена вмешательством заинтересованных лиц.
Впрочем, намного интереснее манера исполнения, которую пропагандирует художник Дегтев. Он работает в технике монотипия: краски от руки наносятся на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке. Полученный оттиск всегда бывает единственным и неповторимым – это идет вразрез со способностью настоящего времени тиражировать и копировать любое, самое ценное произведение и превращать его в общедоступную вещь наподобие мебели или верхней одежды.
Недаром некоторые работы напоминают ксерокопии, причем бракованные. Тем не менее под их непрезентабельностью скрывается элитарная уникальность – явление катастрофически нераспространенное в «эпоху царей», когда даже Царь-пушка обзавелась подражателем, да не одним.

Справка «bc»
Владислав Дегтев в 1992 г. окончил Екатеринбургское художественное училище им. И. Шадра. Уже состоялось 17 персональных выставок. Групповые выставки проходили в залах и галереях Перми, Москвы,
С.-Петербурга, Екатеринбурга. Произведения представлены в музейном собрании России, в фондах музеев Прикамья: в Пермской государственной художественной галерее, Пермском краевом музее, «Музее ложки» (г. Нытва).

Поделиться:
Все новости компаний