Газета
 27 июня 2011, 13:20   1006

По старинке

Жители России по-прежнему предпочитают оплачивать услуги и вносить платежи традиционными наличными способами. Однако активные пользователи Интернета все чаще прибегают к дистанционным формам.

Через кассу. Подавляющее большинство населения для совершения платежей используют традиционные способы оплаты. По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), две трети опрошенных (68 %) оплачивают услуги связи или жилищно-коммунального хозяйства, погашают кредиты или штрафы в банковском отделении, через кассу. Еще 33 % предпочитают совершать платежи через отделения Почты России.
Другие способы оплаты менее популярны у населения. Например, через банкоматы или терминалы обычно осуществляют платежи 35 % респондентов, еще меньше делают это в салонах сотовой связи или в кассах магазинов (15 % и 8 % соответственно).
Однако, судя по данным исследования НАФИ, самыми невостребованными у россиян являются дистанционные способы оплаты через Интернет или через мобильный банк. Например, лишь 1 % опрошенных заявил, что обычно вносит деньги за услуги ЖКХ, связи через интернет-банк, мобильный банк никто из респондентов вообще не назвал. Что касается электронных денег, то к ним прибегает 1 % людей, принявших участие в опросе НАФИ.
Через Интернет. Впрочем, еще одно исследование НАФИ и Online Market Intelligence показало, что наиболее активными потребителями дистанционных форм оплаты услуг являются интернет-пользователи.
Каждый второй представитель этой аудитории оплачивает товары и услуги по банковской карте через Интернет, еще 43 % прибегают к электронным деньгам (Webmoney, Яндекс-деньги), а каждый третий (33 %) использует счет мобильного телефона.
Чуть менее популярны у пользователей сети такие продукты, как интернет-банк или мобильный банк, благодаря этим сервисам регулярно совершают платежи 22 % и 10 % опрошенных.
По словам Гузели Имаевой, генерального директора НАФИ, результаты исследования демонстрируют, что интернет-аудитория является активным пользователем новых способов оплаты, тогда как в целом россияне очень консервативны в выборе. По ее мнению, степень востребованности различных форм платежей среди пользователей Интернета может служить ориентиром того, как будут развиваться данные каналы среди россиян в будущем. В свою очередь Александр Шашкин, генеральный директор OMI, полагает, что результаты данного опроса передают осторожное отношение россиян к относительно новым способам оплаты, появившимся с развитием Интернета, дают понять, что бренд-менеджерам и маркетологам виртуальных систем стоит объединить свои усилия по повышению доверия к новым финансовым инструментам.
Недоверие и неуверенность. Несмотря на то, что большинство россиян (81 %), пользующихся Интернетом, осведомлены об электронных платежных системах, пользуются ими далеко не все.
Основной причиной отказа от дистанционных платежей остается привычка рассчитываться наличными. 47 % опрошенных заявили НАФИ, что им удобнее осуществлять наличные платежи.
Второй по популярности сдерживающий фактор – недоверие к электронным платежным системам и неуверенность в безопасности подобных платежей. На это указали 27 % опрошенных. Однако чем чаще респондент пользуется Интернетом, тем ощутимее снижается уровень его недоверия к электронным платежным системам. Аналогичная корреляция наблюдается и в отношении доходов россиян. Чем больше получает гражданин, тем меньше он боится прибегать к электронным платежным системам.
Не умеет пользоваться электронными платежными системами каждый пятый россиянин, имеющий доступ к Интернету и знающий о платежных системах. Еще 10 % отмечают, что их не устраивает размер возможной комиссии за такие платежи, а 6 % опрошенных указывают на то, что через электронную платежную систему невозможно оплатить нужную им услугу или товар.

По старинке

Поделиться:
Все новости компаний