Газета
 20 июня 2011, 13:20   1662

Покупки в онлайн

Покупки в онлайн
Объемы интернет-торговли растут быстрыми темпами, и ее потенциал остается еще очень высоким. Наибольшую долю сегодня занимает бытовая техника и электроника, однако эксперты считают, что в скором будущем спросом будут пользоваться одежда и подарки.

Рынок интернет-коммерции в России начинает набирать обороты. Однако, несмотря на активный и поступательный рост, доля интернет-продаж в стране очень невелика и в разы отстает от аналогичных показателей в Европе и США.
Согласно прогнозам Data Insight, по итогам 2011 года объем российского рынка электронной коммерции составит 290 млрд рублей. Еще более оптимистичны результаты совместного исследования Ситибанка и Google – они прогнозируют совокупный объем интернет-покупок в 600 млрд рублей. Но даже с учетом этого доля интернет-продаж в обороте розничной торговли РФ составит в 2011 году всего 1,6 %, что в 3,5 раза меньше, чем в Европе, и в 4 раза – чем в США.
Быстрый рост. Тот факт, что масштабы интернет-торговли растут, признают как федеральные интернет-магазины, так и местные краевые.
Так, в одном из самых крупных российских интернет-магазинов OZON.ru утверждают, что в 2010 году по сравнению с 2009-м оборот OZON увеличился на 34 % и составил 4,15 млрд рублей. При этом если в 2010 году магазин отправил своим клиентам 1,95 млн заказов, или 8,77 млн единиц товара, то в 2009 году эти показатели были равны 1,46 млн и 6,64 млн соответственно.
Эксперты «bc», работающие непосредственно в Пермском крае, также говорят о значительном росте продаж, а также о распространении новых каналов.
По словам Ирины Каменских, координатора проекта King's Presents, в прошлом году компания работала преимущественно через социальные сети, а в текущем открыла собственный сайт. «С его появлением продажи выросли молниеносно, в десятки раз», – отмечает г-жа Каменских.
Заместитель директора компании TechHome Ильдар Хусаинов также говорит о росте. «Интернет-торговля сегодня один из самых быстрорастущих сегментов, примечательно, что положительная динамика сохранялась даже во время кризиса. Что касается 2010 года, то рост, по нашему магазину, составил более 300 %», – поясняет собеседник «bc».
Основными причинами роста специалисты называют расширение аудитории интернет-пользователей. Наряду с этим население начало доверять интернет-магазинам и осознало их преимущества и выгоды, прежде всего ценовые, в сравнении с традиционной торговлей. По словам Михаила Осина, руководителя направления PR и маркетинговых коммуникаций OZON.ru, исследование компании BCG показало, что цены в онлайне примерно на 7 % ниже, чем в офлайне. «Но самое интересное заключается в том, что низкая цена – не основной показатель, по которому пользователь выбирает, в каком магазине покупать», – утверждает он в рамках онлайн-конференции компании «Финам».
Выход в онлайн. Впрочем, осознание необходимости торговли в сети пришло не только населению, но и организациям. Это выражается в том, что в последнее время магазины, работающие в традиционной рознице, открывают интернет-представительства.
По словам владельца интернет-магазина «Бачи Бутик» Яна Лукиных, создание интернет-сайта и интернет-магазина позволяет увеличить число покупателей, ведь работает онлайн-магазин 24 часа в сутки и охватывает аудиторию, несопоставимую с клиентурой обычной торговой точки.
Алексей Градов, директор компании TechHome:
– Однако разные магазины прибегают к разной тактике. Одни компании выделяют интернет-магазин в отдельное направление, нанимают штат, работают с сервисом. Подобные магазины конкурируют с классическими интернет-магазинами, и тем самым они стимулируют рост и качественное развитие рынка. Однако же существует и другой подход: интернет-представительство сети магазинов создается как формальное дополнение к существующему бизнесу, без должного уровня проработки и с одной целью – засветиться в Интернете и привлечь еще больше покупателей любой ценой. Это неправильный путь развития – такие магазины только портят имидж торговли в Интернете, при этом не принося ощутимого улучшения дел своим хозяевам.
Спрос на технику. По данным Михаила Уколова, управляющего партнера группы компаний «Ютинет.ру», почти 60 % рынка электронной коммерции приходится на продажу электроники и бытовой техники (около 140 млрд рублей). Федор Вирин, управляющий партнер НЛО-маркетинг, партнер DataInsight, подтверждает, что в объемном выражении лидирует электроника и бытовая техника, а в количественном отношении – книги, при этом бумажные. Однако в OZON.ru по итогам 2010 года в денежном выражении 37,9 % продаж составили книги, 32,1% – электроника.
В то же время далеко не каждый сегмент рынка подходит для интернет-торговли. По данным интернет-магазина OZON.ru, самыми быстрорастущими категориями в прошедшем году стали товары для детей (рост более чем в 2,5 раза), подарки (рост 112 %) и спорт и косметика (70 %).
Михаил Уколов:
– Что касается массового привлечения, то здесь как минимум нужно продавать товар, пользующийся популярностью: это книги, сотовые телефоны. Но конкуренция в этих сегментах большая, таким образом, значительно проще зарабатывать в узких нишевых сегментах.
В целом эксперты, принявшие участие в онлайн-конференции о перспективах интернет-торговли, советуют обратить внимание на детские товары, одежду, а также ювелирные украшения. Спорным является открытие продуктовых магазинов. По мнению Дениса Гордина, генерального директора национального листингового агентства «Региональные инновации и инвестиции», которое он высказал на онлайн-конференции, посвященной перспективам рынка электронной коммерции, если и выходить на продуктовый рынок, то только в узкие ниши и с прямым выходом на узкую целевую аудиторию. Схожей точки зрения придерживается и Федор Вирин. «Перспективы у продуктового ритейла в Интернете отличные, только если не пытаться сделать супермаркет с огромным ассортиментом, наоборот, нужно его сокращать и специализироваться на чем-то конкретном. Необходимо искать действительно узкие ниши, они могут быть продуктовые, ценовые, сервисные», – добавляет он.
Разные товары. В Перми сегодня можно увидеть и воспользоваться интернет-площадками, работающими в самых разнообразных сегментах, в том числе и отмеченных экспертами как наиболее перспективные.
К примеру, в 2011 году в регионе заработал первый интернет-магазин по продаже мяса, в котором клиент может оформить заказ с доставкой на дом, на работу или даже на дачу. Ассортимент «Дело вкуса» включает в себя более 70 видов мясной продукции.
Есть успешные примеры работы и подарочных организаций. Ирина Каменских рассказывает, что в King’s Presents средняя стоимость заказа составляет 2300 рублей, а максимальные достигают 5 тыс. рублей.
Ирина Каменских:
– По популярности у нас лидируют букеты из конфет и подарки из воздушных шаров. Наших клиентов привлекает прежде всего ассортимент, ведь в основном это уникальные товары, выполненные под заказ.
В регионе работают и магазины, занимающиеся еще одним перспективным, по мнению экспертов, направлением – продажей одежды, нижнего белья. По словам одного из игроков рынка – Яна Лукиных, средняя стоимость заказа в таком магазине составляет около 1 тыс. рублей.
Гораздо более средние суммы заказов – в магазинах, специализирующихся на бытовой технике, электронике. Например, в компании TechHome утверждают, что средняя стоимость покупки находится на уровне 15 тыс. рублей, а вот колебания от суммы минимального к сумме максимального чека весьма ощутимы – от 100 до 250 тыс. рублей. «Кто-то находит давно желанную сменную кассету для уже устаревшей, но любимой бритвы, а кто-то обставляет целые квартиры бытовой техникой и не только», – поясняет Алексей Градов.

Поделиться:
Все новости компаний