Газета
 14 февраля 2011, 13:20   1958

Морально и физически

Морально и физически
Заместитель министра транспорта Пермского края Максим Заварзин рассказал корреспонденту «bc» о том, как идет процесс передачи в краевую собственность аэропорта «Большое Савино» и как избежать терактов на объектах транспортной инфраструктуры.

Начался процесс передачи из федеральной собственности в краевую аэропорта «Большое Савино». Однако в начале февраля произошло еще одно важное событие – из муниципальной собственности региону был передан участок шоссе Космонавтов от развязки на аэропорт до улицы Промышленной. Что планируется сделать на данном участке дороги и насколько улучшится его содержание?
– Шоссе Космонавтов воспринимается как продолжение авиаворот в город. Основная задача – привести дорогу в приличное состояние с точки зрения восприятия: благоустройство, освещение. На мой взгляд, аэропорт и дорога из него создают первое впечатление о городе. Как справедливо отмечает губернатор, когда прилетаешь в морально изношенный аэровокзал, а после этого едешь по неосвещенной улице, по обочинам которой лежат черные от копоти сугробы, говорить о позитивном восприятии Перми не приходится.

Возвращаясь к теме передачи аэропорта «Большое Савино» из федеральной собственности в краевую, на каком этапе сейчас находится процесс?
– ФГУП «Пермские авиалинии» на сегодняшний день не занимается летной деятельностью, а только содержит аэропорт «Большое Савино». Фактически у него отсутствует финансирование. На данный момент по «Большому Савино» надо решать целый комплекс задач. На уровне края есть понимание того, что здание аэровокзала морально и физически устарело, сам аэропорт не может обеспечить тот перечень услуг, который необходим перевозчикам, и это очень серьезное препятствие для прихода в регион новых авиакомпаний. У «Пермских авиалиний» нет современных машин для облива самолетов антиобледенительной жидкостью, подвоза пассажиров к лайнерам, высоких трапов. Есть проблемы с оборудованием для приема багажа, техникой, обеспечивающей безопасность. По некоторым из этих вопросов «Пермские авиалинии» обращаются к краевым властям с просьбой оказать помощь. Однако на сегодняшний день средства из регионального бюджета не могут быть потрачены на нужды федерального предприятия, хотя аэропорт очень нужен и городу, и региону. Реально повлиять на ситуацию мы сможем только тогда, когда сами начнем принимать решения по данному объекту.
Стоит задача к 2015 году построить в «Большом Савино» аэропорт международного уровня. Он сейчас считается таковым, но в реальности, конечно, нет никакого сравнения с зарубежными и отечественными аэропортами. На сегодняшний день пассажиропоток составляет порядка 700 тыс. человек, а к 2015 году, по нашим планам, он должен вырасти до 1,5 млн человек.

Какие проблемы существуют при передаче объектов из одной форм собственности в другую?
– До июня 2009 года передача была невозможна, так как аэропорт находился в списке стратегических объектов, утвержденных приказом президента РФ. После того как аэропорт был исключен из этого списка, появились предпосылки для его передачи. На данный момент мы имеем поддержку и Министерства транспорта РФ, и Росавиации в вопросе перехода «Большого Савино» в краевую собственность как имущественного комплекса. Чтобы это произошло, необходимо утверждение постановления Правительства РФ.
Конечно, определенные сложности есть. Во-первых, часть земельных участков находится в ведении Министерства обороны РФ, так как «Большое Савино» является аэропортом совместного базирования с военными. Другая часть принадлежит «Пермским авиалиниям», а некоторые были приватизированы и являются частными. На сегодняшний день взлетно-посадочная полоса, поскольку она должна остаться в федеральной собственности, передана в управление «Администрации гражданских аэропортов (аэродромов)» (АГА (А). Также еще 12 объектов, относящихся к взлетно-посадочному хозяйству, уже находятся в ведении ФГУП АГА (А), а 33 остались за «Пермскими авиалиниями», так как они построены с нарушением тех или иных норм и на них не оформлены документы. При этом объем средств, необходимых для устранения нарушений, составляет несколько миллионов рублей. Росавиация этих денег не выделяет.
Однако это не самая большая проблема. Гораздо больше трудностей по тем объектам, которые хотелось бы получить в краевую собственность. Речь идет о 8 земельных участках и объектах недвижимости. Документы по ним оформлены наполовину. Есть несколько путей решения. Первый – это постепенное оформление объектов и передача их краю по завершении всех процедур. По оценкам Росимущества, сроки могут растянуться от года до двух. Регион такой временной интервал не устраивает.

Возможна ли какая-то поэтапная передача, например, в первую очередь здание аэропорта, а затем остальные объекты?
– Позиция Росимущества такова, что комплекс надо передавать целиком, и определенная логика в этом есть. Аэровокзал – это объект, который генерирует все финансовые потоки, и если его забрать из собственности предприятия, а остальное оставить на балансе «Пермских авиалиний» – это однозначно ввести их в процедуру банкротства.

Какова судьба «Пермских авиалиний»? Предприятие будет ликвидировано?
– Нет, речь как раз идет о том, что «Пермские авиалинии» станут краевым предприятием. Однако притом, что край – наиболее заинтересованная в передаче сторона, прямых рычагов влияния на процесс у нас нет. Подготовкой документов занимаются сами «Пермские авиалинии» совместно с Рос-имуществом. Ускорить процесс можно только на уровне Правительства РФ, если оно примет решение о передаче аэропорта в собственность субъекту Федерации до определенного числа, месяца и года. Без такого императивного указания процесс может затянуться. Еще один вариант – это передача вместе с обязательством дооформить документы, однако такое решение может быть принято примерно на таком же уровне.

Безусловно, передача в краевую собственность – это важный шаг. Однако какие цели в конечном счете преследуются на краевом уровне?
– Основная цель – это запустить механизм государственно-частного партнерства. Предварительно обсуждался вариант сдачи аэропорта в концессию. Тем не менее сейчас разрабатывается краевой закон о государственно-частном партнерстве, и, возможно, в отношении «Большого Савино» будет реализована другая схема взаимодействия с частными инвесторами. Сейчас инициирована разработка пакета документов, который мы условно называем мастер-планом аэропорта, который включает в себя генеральный и бизнес-планы, а также схему управления финансовыми потоками и расчеты периодов окупаемости.

Максим Борисович, можете назвать хотя бы примерный объем инвестиций, которые надо вложить в аэропорт, чтобы он стал действительно мирового уровня?
– Самая приблизительная цифра – это порядка 1 млрд рублей, причем сюда включено строительство нового терминала.

Последний вопрос, который хотелось бы задать, напрямую связан с последними трагическими событиями, произошедшими в московском аэропорту Домодедово. Насколько безопасно могут чувствовать себя пермяки на объектах транспортной инфраструктуры?
– У нас после каждого теракта происходит резкое усиление деятельности служб безопасности. На железнодорожном и автовокзале – это повышенное внимание к людям, оценка их поведения, обнаружение бесхозных вещей и недопущение попадания их в транспорт. В аэропорту «Большое Савино» – это проверка на входе, в том числе и специальными средствами. Но въезд на территорию аэропорта до последнего времени не контролировался, это происходит только на протяжении двух последних недель.
Наша задача – исключить возможность теракта на подобных объектах. Однако надо понимать, что у террориста нет самоцели произвести теракт именно на вокзале или в аэропорту. Его задача нанести вред как можно большему количеству людей. Организация досмотров тоже приводит к скоплению людей. Такая же ситуация в школе, кинотеатре, торговом центре, и туда потенциальному преступнику попасть гораздо проще. Компании по безопасности на транспортных узлах, безусловно, нужны. Так сейчас «Пермские авиалинии» ввели в аэропорту второй, повышенный, уровень безопасности.
На мой взгляд, необходимо по всей стране усилить антитеррористические мероприятия во всех сферах. Стоит отметить, что «Пермские авиалинии» являются федеральным предприятием, вокзал Пермь II – это территория ОАО «РЖД». Ответственность за безопасность на всех этих объектах несет Управление внутренних дел на транспорте, то есть структура тоже федерального подчинения. Только автовокзалы находятся в ведении краевой власти. Это означает одно – что на федеральном уровне должно быть принято решение о приведении всех служб в повышенную антитеррористическую готовность.

Поделиться:
Все новости компаний