Экономика
 11 декабря 2010, 11:01   5580

ОБЗОР СВЕЖЕГО НОМЕРА ГАЗЕТЫ «BUSINESS CLASS» № 48 (313) ОТ 13 ДЕКАБРЯ 2010 ГОДА


АЙС ИЛИ НЕ АЙС
Вместо множества бутиков в ТЦ «Айсберг» появится крупный универмаг. Такой формат торговли в России развит слабо, а ставка на российских производителей делает предприятие еще более рискованным.
В Перми появится новый формат торговли. Компания «Евростиль», управляющая ТЦ «Айсберг», к февралю следующего года на третьем этаже торгового комплекса планирует открыть универсам Rada, который будет работать в формате department store. Место бутиков займет мультибрендовый универмаг площадью 2 тыс. кв. метров. «Мы выбрали такой формат, потому что под него возможно завести в Пермь новые марки, что до сих пор было трудно сделать», - пояснил выбор формата директор УК «Евростиль» Михаил Куликов. По его словам, Rada займется продажей одежды и обуви российских производителей. Выбор поставщиков компания объясняет несколькими факторами, российские производители не связаны с таможней, у них общие с компанией «Евростиль» задачи — расширение сети сбыта, а, кроме того, по мнению Михаила Кулакова, они лучше ориентируются на российском рынке. Как отметил директор, управляющая компания уже достигла определенных договоренностей с рядом компаний.
Третий этаж — это только первая очередь проекта. Если опыт работы в формате department store окажется удачным, под новый формат будут переоборудованы все этажи здания. Михаил Кулаков даже не исключил возможность выкупа в дальнейшем цокольного этажа у компании «Техносила», в случае если задумка оправдает себя. Таким образом, постепенно площадь универмага может увеличиться до 6 тыс. кв. метров.
Кроме того, «Евростиль» строит далеко идущие планы по выстраиванию сети подобных магазинов в разных регионах страны. По словам Михаила Кулакова, в зоне интересов управляющей компании — Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Нижний Новгород, Самара. В течение 2011-2013 годов «Евростиль» рассчитывает открыть 8-15 магазинов по 2 тыс. кв. метров, по одному в каждом городе.
На проект в Перми компания, по словам ее директора, потратит более 1 млн евро, окупить которые рассчитывает в течение четырех лет.

СHERHEZ LA FEMME
Олег Чиркунов обвинил региональное отделение «Единой России» во лжи.
На минувшей неделе состоялось заседание политсовета регионального отделения «Единой России».
В повестке дня значилось обсуждение нескольких тем: о задачах партии, вытекающих из Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 30 ноября текущего года, реализации проекта «Народный контроль» на территории региона. Основной вопрос касался назначения внеочередной конференции для выдвижения представителей партии на выборах в пермскую гордуму.
По первому вопросу выступал заместитель секретаря политсовета по идеологической работе Алексей Чибисов, который доложил о задачах, поставленных отделением после прозвучавшего Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ. В частности, заявил, что планируется рассмотрение вопроса о предоставлении земельных участков для дачного и жилищного строительства в случае рождения третьего ребенка. В целом выступление партийца могло бы пройти и незамеченным, вопросов к докладчику со стороны коллег не возникло, если бы губернатор не поинтересовался появлением в партийной газете «Наш единый край» критики проекта «Мамин выбор», в то время как в докладе г-на Чибисова о нем прозвучали позитивные отзывы. Губернатор попросил политика определиться с партийной позицией по этому поводу, на что единоросс заметил, что в течение последних 1,5 лет газета «Наш единый край» не финансируется из бюджета партии, а его членство в редакционном совете является лишь формальным.
Обсуждение последующих двух вопросов прошло в традиционном для «Единой России» режиме. Глава исполкома регионального отделения Олег Сухоруков сообщил, что конференция по выдвижению представителей партии, участвующих в выборах в Пермскую городскую думу, назначена на 23 декабря.
Самое интересное началось, когда присутствующие дошли до четвертого пункта в повестке заседания под названием «разное». Предполагалось, что с докладом выступит Олег Чиркунов. Он попросил журналистов удалиться из зала, дальнейшая работа членов политсовета проходила в закрытом режиме. Как оказалось, Олег Чиркунов надеялся с глазу на глаз, «искренне» побеседовать с представителями партии (полную речь губернатора читайте в этом номере «bc»).
Губернатор выступил с жесткой критикой действий руководства регионального отделения партии, в вину единороссам он вменил двойственную политику по отношению к краевым властям. Одним из поводов для эмоционального и напряженного выступления послужила «Стратегия избирательной кампании в Пермскую городскую думу». Как оказалось, документ накануне был направлен в федеральное руководство партии.

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ
Пермские строители пока не могут строить больше, чем раньше. Но дышать им стало уже легче.
В этом году в Перми будет сдано не меньше жилья, чем в прошлом. К таким выводам пришли эксперты строительной отрасли. По расчетам аналитического центра «Медиана» и ОАО «Камская долина», 280 тыс кв. метров — это максимум, чего стоит ждать от пермских компаний. Большая часть этих площадей (55 %) будет сдана усилиями 5 строительных организаций. По словам заместителя генерального директора ОАО «Камская долина» Алевтины Романовой, это «Камская долина», ПЗСП, «СтройПанельКомплект», «Трест № 1» и «Уралсервис-2000». Эти же компании останутся лидерами и в 2011 году, полагают специалисты «Камской долины», оценив объемы строительства жилья, заявленные компаниями на будущий год.
Участники пермского рынка, хотя и с оптимизмом смотрят на ситуацию, складывающуюся в отрасли, считают преждевременным говорить о существенном прорыве и возвращении к докризисным объемам строительства. Так, по словам руководителя аналитического центра «Медиана» Павла Новоселова, разрыв между нынешними показателями сдаваемого жилья и объемами 2008 года составляет 20 %, а при сопоставлении с 2007 годом разница доходит до 34 %.
Оптимизма строителям прибавляет уже тот факт, что цены на жилую недвижимость перестали снижаться. По словам Павла Новоселова, на первичном рынке стоимость квадратного метра за год выросла на 1,4 %, а на вторичном - на 2,4 %. Тем не менее, отмечает аналитик, рост оказался ниже уровня инфляции. Это при том, что предложение квартир в новостройках сокращается.
Еще один стабилизирующий фактор — сокращение разницы между ценой предложения и ценой сделки. В прошлом году оно, по экспертной оценке риэлторских агентств, составляло порядка 10-12 %, в этом году разница составила 5-8 %.

КАРТОЧНЫЙ КРЕДИТ
В 2010 году количество кредитных карт в Пермском крае уменьшилось на 20%. Отдельные банки все же показали рост и рассчитывают, что кредитки в скором времени составят конкуренцию обычным займам.
Специалисты Главного управления Банка России по Пермскому краю отмечают, что за 9 месяцев 2010 года с использованием платежных банковских карт на территории региона было совершено 51,3 млн операций на сумму 138,3 млрд рублей. По сравнению с соответствующим периодом 2009 года количество сделок возросло на 25,9 %, а объем – на 18,2 %. Увеличивается и доля безналичных операций. Их удельный вес в общем количестве операций, совершенных по карте, в первом квартале был равен 37,9 %, во втором – 38,9 %, а в третьем – 41,3 %.
По данным Главного управления Банка России по Пермскому краю, в регионе по состоянию на 1 октября 2010 года насчитывается 71,7 тысячи кредитных карт. Их доля в общем количестве эмитированных в регионе карт составляет всего 4,6 %. При этом за последний год количество кредитных карт в регионе уменьшилось сразу на 20,3 %.
В основном развитие рынка банковских карт в Пермском крае обеспечивает реализация зарплатных проектов с компаниями и предприятиями, работающими в регионе. Так в структуре рынка платежных карт наибольшую долю составляют расчетные карты: в Прикамье на 1 октября 2010 года насчитывается 1,5 млн дебетовых карточек и 45,8 тысячи карт с овердрафтом, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года их выдача увеличилась на 1 % и на 29,6 % соответственно.
Однако, несмотря на общее падение рынка кредитных карт, некоторым банкам в 2010 году удалось улучшить свои показатели. В Западно-Уральском банке Сбербанка России на 1 ноября было выдано 62,2 тысячи кредитных карт, что в 4,5 раза больше, чем в начале года. Удалось увеличить и свое присутствие на рынке.
В то же время банкиры признают, что кредитные карты пока проигрывают традиционным потребительским кредитам.
Однако, по мнению экспертов «bc», именно кредитные карты будут развиваться более высокими темпами на рынке розничного кредитования, поскольку они обладают рядом преимуществ. В частности, предусмотрен льготный период пользования заемными средствами, возобновляемый кредитный лимит, начисление процентов с момента пользования кредитными средствами и только на ту сумму, которой воспользовался клиент, и прочее.
Процентные ставки по кредитным картам выше, чем по обычным потребительским кредитам, и в среднем находятся на уровне 25—30 %. Но эксперты говорят, что «стоимость» кредитных карт постепенно снижается.

ЧТО БЫЛО И ЧТО СТАЛО
Business class завершает цикл публикаций ТОП ведущих предприятий и представляет рейтинг крупнейших предприятий региона-соседа — республики Удмуртия.
По сравнению с докризисным годом объем выручки от реализации крупнейших предприятий Удмуртии даже вырос. Правда компании-лидеры за год потеряли.
ТОП крупнейших предприятий Удмуртии отлично иллюстрирует ситуацию в экономике региона. Она настолько стабильна (это слово здесь звучит скорее в отрицательном смысле), что даже кризис не смог внести серьезных коррективов в список промышленных лидеров. Но в целом по ТОПу изменения все-таки есть. Например, среди попавших в него очень много новичков.
Основополагающим финансово-экономическим показателем для формирования рейтинга крупных и средних предприятий Удмуртской Республики за 2009 год стала выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг. Суммарный оборот предприятий, вошедших в рейтинг, составил 281 млрд рублей. По сравнению с докризисными периодами (2006 год – 261 млрд рублей, 2007 год – 260 млрд рублей) в 2009 году совокупный объем выручки от реализации увеличился на 8 %, или 21 млрд рублей.
Противоположная ситуация наблюдается по ТОП-20 крупнейших представителей рейтинга. Суммарный оборот лидеров рейтинга в 2009 году снизился по сравнению с 2007 годом на 9 % или 15 млрд рублей, что привело к уменьшению доли двадцатки в общем рейтинге с 64 % до 54 %.
Бесспорным лидером рейтинга на протяжении последних лет является ОАО «Удмуртнефть». Доля предприятия в совокупном объеме выручки от реализации ТОП-200 составляет 16 %, что в 4 раза превышает долю ООО «Белкамнефть» (4 %), занимающего вторую позицию в рейтинге.
Тройку лидеров в 2009 году покинуло ОАО «Ижевский автомобильный завод». Введение в 2009 году процедуры банкротства отразилось на снижении объема выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг предприятия по сравнению с 2007 годом в 4,5 раза и, соответственно, перемещении в рейтинге со 2-й на 11-ю позицию. Сокращение объемов Ижевского автозавода сыграло ключевую роль в уменьшении суммарного оборота ТОП-20.
С точки зрения разнообразия видов экономической деятельности участников рейтинга максимальная доля в количестве предприятий приходится на организации торговли – 34 %, строительства – 15 %, добывающей промышленности – 8 % и пищевой отрасли – 7 %. Минимум в количественном выражении (от 1 % до 3 %) занимают предприятия химического, целлюлозно-бумажного производства, издательской деятельности, производства транспортных средств.
Отраслевой состав ТОП-200 свидетельствует о том, что наибольшее значение для экономики Удмуртии имеет добывающая промышленность. Ей традиционно принадлежит максимальная доля в основных финансовых показателях (28 % выручки от реализации, 96 % прибыли, 26 % оборотных активов, 42 % капитала и резервов). Крупнейшим представителем отрасли является ОАО «Удмуртнефть».
 

Поделиться:
Все новости компаний