Культура
  1. Культура
 29 ноября 2010, 13:20  

«П» и Спб

«П» и Спб
Завершился один из самых масштабных межрегиональных смотров «Культурный альянс: Пермь – Питер». Пресса северной столицы полна хвалебных и разгромных отзывов, а участники мероприятия в один голос заявляют: то ли еще будет.

Идея мультижанрового проекта зародилась в начале нынешнего года. Пробным камнем стало участие нескольких десятков санкт-петербургских художников в летнем фестивале «Живая Пермь». Затем в рамках смежного проекта «Рейс 507» Пермь посещали отдельные представители питерского культурного бомонда – Семен Альтов, группа Billy's Band, Андрей Ургант, Евгений Маргулис. Венцом взаимодействия двух городов и стал их альянс на почве Дней пермской культуры в Северной Пальмире.
Выставки, спектакли и концерты, проходившие в рамках «Нового пермского периода», даже для Перми не успели исчерпать срок своей годности – все они были созданы начиная с 2008 года, то есть явились событийным фоном многократно и неустанно обсуждаемой культурной революции. К таковым относятся постановки «Сцены-Молот» («Чукчи», «Коммуниканты»), «мильграмовского» периода Пермского академического Театра-Театра («Доктор Живаго», «Жизнь человека», «Дядюшкин сон»), нашумевшие экспозиции Пермского музея современного искусства PERMM («Видение», «Евангельский проект») и др.
Судя по отзывам питерской прессы, старт «Культурного альянса» явно не задался. Газета «Коммерсант» писала о спектакле театра оперы и балета имени Чайковского «Один день Ивана Денисовича»: «Постановка Георгия Исаакяна – еле-еле переваливающийся с ноги на ногу динозавр, готовый вот-вот испустить дух под идеологическим бременем артефакта советского музыкального театра. С пресловутой оперной статикой словно бы от мороза окоченевших протагонистов и два часа кряду качающейся влево-вправо массовкой». Более умеренным, но все-таки критически настроенным был рецензент «Ведомостей»: «Наверное, этой постановке, чтобы произвести на зрителя должное впечатление, нужна особая атмосфера – едва уловимая тревога в воздухе, следы былого неблагополучия и энергия запустения, внешне незаметная, но ощутимая нутром. В роскошном зале Михайловского театра ничего подобного, разумеется, не наблюдалось, и петербургские зрители, скорее всего, восприняли увиденное просто как актуальный эксперимент: хористы в ватниках и с лопатами ругаются матом и строятся по пять».
Пожалуй, самую негативную прессу получили «Коммуниканты» из «Сцены-Молот». Елена Герусова, театральный обозреватель газеты «Коммерсант», резюмировала свои впечатления следующим образом: «Невзирая на голую натуру и эротические танцы, «Коммуниканты» – зрелище скучное и беззубое. Смысл не улавливается ни драматический, ни человеческий, ни политический. В лучшем случае это просто мутное и малохудожественное высказывание...».
Участники «Культурного альянса» по-разному объясняют скепсис питерских «акул пера». Например, Марат Гельман в своем блоге сообщил, что одна из журналисток прислала ему письмо с извинениями: «Получила заказ от оппозиционной Чиркунову газеты написать негативную рецензию на «Пермь – Питер». Могла не извиняться, все понятно. Но я бы, на месте этих ребят, ну хоть иногда, в одном из 10 случаев, признавал бы, что Олег сделал что-то правильно. А то, если клеймить все и всегда, никто же не поверит. Скажут – эти всегда против. Нетехнологично. С другой стороны, пожалуй, редкий случай, когда есть заказ, касающийся культуры. Обычно никому не надо».
Актер Пермского академического Театра-Театра Михаил Чуднов более сдержан. Он указывает на то, что Санкт-Петербург – столица именно классической культуры. «Не берусь судить постановки других пермских театров, но некоторыми оценками я, мягко говоря, не удивлен. Северная столица всегда стояла на страже классики от временных ценностей и их возведения в ранг высокого искусства. Все-таки «дворянский» статус и ранг Санкт-Петербурга обязывают к этому. Что касается нашего спектакля «Доктор Живаго», то он был принят очень тепло. Я был поражен питерскими зрителями, которые, в отличие от вечно спешащих и никуда не успевающих пермяков, готовы проводить время в театре, умеют оценить и понять традиционные формы творчества». На вопрос, почему вторым участником альянса стал Санкт-Петербург, у Михаила Чуднова нашелся простой ответ: «Если Питер, как я уже сказал, отстаивает классическую культуру, то Пермь в нынешнем ее виде – это адепт во многом экспериментального современного искусства. Совмещение этих двух крайностей, игра на их контрастах и должны дать нужный результат. В любом случае это очень позитивный опыт. Главное, чтобы он обрел систематический и двусторонний характер. И тогда люди, у которых нет возможности воочию ознакомиться с последними достижениями питерского искусства, смогут насладиться им в Перми».
Предполагается, что культурный альянс станет универсальным инструментом для апробации новых проектов, полигоном для формирования современной культурной политики России, заявили организаторы. «Мы привезли в Санкт-Петербург ряд спектаклей. Но мы приезжали не за успехом, а чтобы культурно взаимодействовать. Может быть, потом к нам подтянутся и другие регионы. И надеюсь, что мы преодолеем ту разобщенность, в которой мы живем последние 20 лет», – заявил министр культуры Пермского края Борис Мильграм.
Пока никаких конкретных предложений по развитию идеи «Культурного альянса» анонсировано не было. Эксперты полагают, что подобные шаги будут предприняты в начале следующего года.

Все новости компаний