Культура
  1. Культура
 22 ноября 2010, 13:20  

Черно-белые краски мира

Черно-белые краски мира
Биеннале современной графики смело раздвигает границы жанра и грозит Перми появлением новой культурной институции.

В Перми начала работу пермская биеннале графики «Бумеранг», на которой представили свои работы 50 художников из 11 стран мира.
Город начал осваивать новый формат художественного события – биеннале. Как правило, под этим термином подразумевают выставку международного значения, проходящую раз в два года. Но это формальные признаки, а главное – включенность городского пространства в художественный проект.
«Все биеннале предполагают, что есть основной проект, основное пространство и дополнительные проекты, – рассказывает Елена Олейникова, владелица и директор галереи Green Art, один из кураторов Пермской биеннале графики. – Если брать, например, биеннале в Венеции, то в это время город бывает просто заполонен искусством – музеи, выставочные залы, все свободные площади, даже все сады и парки становятся выставочными площадками». В общем, биеннале – это примерно то, что уже два раза происходило с нашим городом во время «Живой Перми». Получив опыт проведения такого огромного мультижанрового фестиваля, можно уже замахиваться и на проведение биеннале. Но при этом важно очень точно определить свою нишу, иначе есть риск просто затеряться среди множества культурных и художественных событий, проходящих в стране и мире.
«Графика сегодня находится немного на периферии внимания художественной общественности, музеев и галерей. При этом биеннале традиционной графики проводились, например, в Калининграде, – объясняет Михаил Сурков, комиссар пермской биеннале графики, заместитель директора музея современного искусства PERMM. – Мы решили найти свою уникальность, показывая современную графику».
Основная программа проходит в залах музея современного искусства PERMM, и еще одиннадцать выставочных площадок работают в Перми в рамках биеннале современной графики. На них проходят выставки, презентации, круглые столы, встречи и вечера. Площадки для выставок предоставили практически все частные галереи города, в том числе «Марис-Арт», где актуальное искусство почти не выставляется.
Слово «современной» в названии биеннале дает ее авторам возможность не только раздвигать границы жанра, но и наполнять его совершенно новым содержанием, возникающим на стыке идей. Именно к таким проектам относится «Поэтофон», созданный нашим известным пермским медиахудожником Сергеем Тетериным. Как объясняет сам медиахудожник, «Поэтофон», внешне похожий на старый телефон, представляет собой аппарат для астральной связи с русскими поэтами-футуристами. Специально для биеннале была подготовлена «виртуальная версия» «Поэтофона» – в виде трех действующих прямых телефонных номеров с голосами Владимира Маяковского, Василия Каменского и Давида Бурлюка. Если судить совсем строго, то к графике в этом проекте относятся только визитные карточки поэтов. На визитках, выполненных, разумеется, в современном стиле, указаны телефоны, позвонив по которым можно услышать записанный голос поэта, читающего свои стихи. Здесь графика – это только начало процесса, в течение которого зритель становится его частью, перемещаясь из пространства реального в медиапространство.
Одну из самых интересных выставок в рамках биеннале представила пермская галерея современного искусства Green Art. Здесь выставлены работы молодой московской художницы Устины Яковлевой. Выставка называется «Вакуум», работы созданы необычным образом – Устина рисует гелевой ручкой на белых загрунтованных холстах. Тысячи маленьких черточек, длиной 5 миллиметров каждая, складываются на белой плоскости холста в подобие разрывов или трещин, которые каким-то непостижимым образом притягивают взгляд и побуждают заглянуть внутрь картины. При этом белого поля на картине остается много, и оно действует успокаивающе и даже умиротворяюще. Сама Устина объясняет это так: «В Москве везде много рекламы, много ярких резких красок. Мне не хватает тишины и покоя, и я наполняю этим свои работы».
Графика, в том числе современная, допускает и присутствие цвета. С ним замечательно работает московская художница Юлия Лушникова, чья выставка «От России до Испании» в рамках биеннале работает в пермской частной галерее «25/17». Выставка особенно интересна тем, что на ней представлены разнообразные и разноплановые работы художника: пейзажи, портреты, тематические композиции. Выполнены они в различных графических техниках – тушь, темпера, пастель и акварель.
Не менее интересные выставки, показывающие разные грани жанра графики и ее современные интерпретации, работают на других площадках. Так, в бизнес-центре «Серго» разместилась выставка работ Рудольфа Тюрина «Рентгенолог», в Доме архитектора представлены работы Андрея Бильжо, выставка работ Виктора Кузина «Срез» работает в библиотеке им. Пушкина.
Комиссар пермской биеннале графики «Бумеранг», он же заместитель директора музея современного искусства PERMM Михаил Сурков, считает, что главное в этом культурном событии – это не рекордное количество участвующих в нем художников из разных стран мира и не консолидация в едином порыве всех выставочных площадок города, а то, что сегодняшняя, первая в истории Перми биеннале-выставка даст не только первый опыт, но возможность перейти к биеннале-институции. Той институции, где есть дирекция, которая в течение двух лет занимается подготовкой биеннале-события: определяет тему, ищет кураторов, занимается подготовкой площадок. Предполагается, что концепция новой культурной институции нашего города будет определена к окончанию работы пермской биеннале графики в середине декабря.

Все новости компаний