Газета
 08 ноября 2010, 13:20   1309

Сны якудзы

В Перми одновременно прошли премьеры двух драматических спектаклей. Непрофессионалы и суперпрофессионалы каждый продемонстрировал, что мог.

Последние дни октября ознаменовались повышенным интересом к драматическому искусству: сразу два пермских театра выпустили премьерные спектакли, каждый из которых можно назвать смелым экспериментом.
Аниме-пьеса. Выступая перед премьерным спектаклем, режиссер Дамир Салимзянов предупредил, что этот проект может показаться слишком смелым даже для такого театра, как «Сцена-Молот». Полгода назад один из пермских бизнес-журналов объединил группу топ-менеджеров для постановки спектакля. Проект был объявлен как благотворительный, собранные за билеты деньги предполагалось направить на обучение детей-сирот.
Пьеса «Собаки-якудза», несмотря на кажущуюся простоту, позволяет интерпретировать ее и как драму, и как боевик, ведь в основе сюжета жестокое противостояние двух банд. Но Дамир Салимзянов, учитывая особенность актерского состава, на первый план вывел комические (часто с оттенком черного юмора) ситуации. И у актеров все получилось, хотя играть животных трудно даже профессионалам. А в пьесе действуют собаки и кошки.
Сложность работы профессионального режиссера с непрофессиональными актерами понятна. За полгода непрерывных репетиций и занятий бизнесмены и бизнесвумен овладели азами сценической речи и сценического движения, но, тем не менее, ставить их рядом с профессиональными актерами было бы неправильно. И Дамир Салимзянов нашел для каждой роли такие решения, при которых каждый из непрофессиональных актеров смотрелся бы органично. Например, Артура Васильева в роли добермана Гора, главаря стаи, выручала фактура – мощная фигура, бритая голова, характерная деталь – «голда» на шее. А вот Алексею Подороге, игравшему его телохранителя – дворнягу по кличке Карий, приходилось труднее, ведь известно, что короля играет свита.
Удивительно, но спектакль получился, даже можно говорить о некоей ансамблевости, насколько это понятие применимо к непрофессиональному коллективу. Зрители приняли премьеру на ура!
К удивлению многих, все очень дорогие билеты на все три спектакля были раскуплены, а радость и доброжелательность, с которой приветствовали спектакль зрители, стала неожиданной для самих участников. И участники, и зрители почувствовали, что воплощенный проект стал для них каким-то прорывом в новую степень свободы и открытости, которых раньше наш город не знал.
Возможно, новый и столь необычный вид отдыха войдет у бизнесменов в моду, но вряд ли, например, Пермский театр оперы и балета решится на подобный эксперимент. Но, с другой стороны, если люди хотят играть в театр, то почему бы не подумать о возрождении в каком-либо современном формате народных театров, которые давали бы выход творческой энергии взрослых людей и, зачастую, существовали при участии и под управлением профессиональных режиссеров. Кое-где эти театры продолжают работать, в Пермском крае в Осе есть народный театр «Дар», в котором играет вся местная интеллигенция.
Где ум, а где сердце. Еще одна премьера состоялась в Театре-Театре, где Борис Мильграм, как всегда, остался верен классике и поставил спектакль «Дядюшкин сон». Но поставил не один, а вместе с режиссером Филиппом Григорьяном, который до этого ставил «Чукчей» в «Сцене-Молот». Продюсером спектакля стал Эдуард Бояков, он же написал текст спектакля по повести Достоевского. В Перми такое количество авторов, активно участвующих в постановке одного спектакля, – это, конечно, эксперимент, а в мире – общепринятая практика.
Ранняя повесть Достоевского любима режиссерами, ее часто ставят в театрах, хорошо известен и художественный фильм. Сюжет почти водевильный – история о том, как «первая дама в Мордасове», пользуясь слабоумием престарелого князя, пытается выдать за него свою дочь Зину.
Но в Театре-Театре предложили совершенно новую трактовку событий, происходящих в городе Мордасове.
«В этом произведении несколько миров: первый мне абсолютно понятен – это то, что касается текста, характеров персонажей, внутренней логики произведения, города Мордасова, и второй – сновидения дядюшки. С Филиппом мы разделили эти два мира и теперь пытаемся соединить в единое целое на сцене», – объяснил свой замысел режиссер Борис Мильграм. Режиссеры даже репетировали отдельно, и лишь перед спектаклем соединили свои миры. Получилось довольно весело. Режиссер Филипп Григорьян, хоть и работает в основном с стилистике «новой драмы», к классическому наследию отнесся довольно бережно.
Драматические отрывки не длинны, авторы сделали спектакль компактным, уложив все в полтора часа без антракта. Зрителю приходится напряженно следить за сюжетом, так как каждая сцена, сыгранная по канонам драматического театра, без всякого предупреждения переходит в дядюшкины сны.
Что касается снов, то все они несколько психоделические, наполненные спутанными, парадоксальными образами. Скорее всего, это сны человека, жившего при советской власти: то в них появится девочка пионерского возраста, в майке и трусах старательно выполняющая элементы физзарядки – подскоки по кругу. То валятся с неба мешки, в которых упакована не новая одежда. А то и вовсе дряхлый дядюшка, про которого говорят, что он уже полутруп, вдруг понесется по сцене в одних трусах, оказавшись здоровенным молодым мужиком. Да еще подхватит красное знамя с длиннющим полотнищем и начнет так задорно махать им над головой, что все мордасовские дамы, не выдержав такого революционного напора, начинают сбрасывать с себя одежду и падать без чувств. Для тех, кто помнит старика Фрейда и его толкование снов, спектакль превращается в увлекательнейшее занятие.
В общем, зритель уже с первых минут понимает, что скучать ему не придется. Тем более что автором костюмов к «Дядюшкиному сну» является Галя Солодовникова, выпускница английского колледжа Святого Мартина, считающегося самым известным и крутым учебным заведением, выпускающим дизайнеров. Не всегда понятно, как эти современные костюмы работают (и работают ли?) на создание образа героя, например, Зиночка одета в маленькое черное платье без рукавов и выше колен. Но при их изготовлении проявлена такая бездна фантазии и мастерства, что разглядывать удивительные сочетания цветов и причудливые линии кроя доставляет огромное удовольствие.
Полтора часа пролетают незаметно, спектакль кончается, дав пищу воображению и уму. Правда, будем объективными, совершенно не тронув сердца.
 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний