Газета
 13 сентября 2010, 13:20   2765

Триста на двести

Триста на двести
В Прикамье порядка двухсот центров, предлагающих услуги дополнительного образования. А общую емкость рынка эксперты оценивают минимум в 300 млн рублей в год. Скорее всего, число игроков будет расти, залогом чему и амбиции педагогов-бизнесменов, и позиция властей.
Автор: Кирилл Перов

Согласно данным Пермьстата, последние пять лет показатель охвата детей дошкольными учреждениями держится на стабильном уровне. При этом количество частных детских садов и центров развития ребенка продолжает увеличиваться. Если в 1996 году таковых по всему Пермскому краю было всего четыре, то сегодня их только в Перми более 200. Тем не менее это не свидетельствует о высоком развитии негосударственного рынка услуг дошкольного образования Перми. Эксперт «bc», заведующий муниципальным детским садом № 233 Вера Пупырева полагает, что он находится на начальной стадии оживления. «Объем рынка стал понятен только с началом реализации соответствующих региональных программ. До этого не было точных данных о том, какой объем денег существует на рынке и каков объем клиентов», – пояснила Вера Пупырева. Cегодня более 30 тысяч семей получают из краевого бюджета 194,5 млн рублей. «Небюджетную» часть рынка никто из экспертов оценить не взялся, лишь приблизительно называя увеличивающуюся общую цифру оборота учреждений этой сферы до 300 млн в год.
Все эксперты указывают на социальную ответственность этой сферы. По словам Павла Шевченко (НП «Центр развития одаренности»), здесь «социальная составляющая превалирует над прибылью». Тот факт, что подавляющее большинство учреждений создано людьми с педагогическим образованием, свидетельствует о том, что рынок дошкольного образования Перми находится на высоком профессиональном уровне. По данным Пермьстата, обслуживающий персонал дошкольных образовательных учреждений Пермского края в 2009 году составил 11,4 тысячи человек. При этом значительную часть кадров составили лица с педагогическим образованием (59,6 %).
Количество и качество. Сегодня в Перми, согласно статистике, действует 212 муниципальных учреждений дошкольного образования. Из них 49 – центры развития ребенка, работающие с превышением образовательного стандарта по всем направлениям. Воспитанники этих учреждений занимаются в кружках и секциях различной специализации. В городе существуют также 74 детских сада с такими приоритетными направлениями, как физкультура, социально-личностное развитие, культура, творчество и другие, 42 учреждения с комбинирующим видом, 91 – обычные детские сады, три структурных подразделения школ, две начальных школы, базирующиеся в детских садах.
Помимо муниципальных детских садов в городе действует шесть лицензированных негосударственных дошкольных образовательных учреждений. Среди них стоит выделить такого сетевого игрока, как «Школа развития личности», поскольку ее филиалы расположены во всех районах города. Кроме этого авторитетными учреждениями дополнительного образования являются центры «Буратино», холдинг «Созведие Unicus» и «Аистенок». По мнению экспертов «bc», это именно те учреждения, на которые стоит равняться. По словам Веры Пупыревой, эти центры знают и родители, и потребители.
«Это именно те игроки, работу которых стоит отслеживать, если планируешь остаться на этом рынке прочно и основательно, – отмечает Вера Пупырева. – Мы видим, куда они двигаются, поэтому нам самим проще сориентироваться в направлении развития».
Рынок коммерческих учреждений дошкольного образования в Перми весьма насыщен. По признанию генерального директора ООО ДДЦ «Аистенок» Надежды Чураковой, за долгие годы работы центра ситуация на рынке кардинально изменилась: «За 18 лет нашего существования произошли значительные изменения. Сегодня центры появляются как грибы после дождя. Их так много, что они расположены буквально в соседних дворах».
Однако количество учреждений непропорционально качеству их работы.
Анастасия Мухина, директор центра поддержки материнства «Анастасия»:
– Сейчас в Перми далеко не все дошкольные учреждения дают качественные образовательные услуги. У многих центров нет ни программ, ни методологического сопровождения, ни научно-технической базы.
Это мнение подтверждают и другие участники рынка дошкольных образовательных учреждений Перми. Исполнительный директор НП «Центр развития одаренности» Павел Шевченко объясняет это тем, что «сегодня рынок пытается подстроиться под требования заказчиков, то есть родителей».
Насыщенность рынка дошкольных образовательных учреждений Перми провоцирует высокую конкуренцию между игроками. Особенно это касается тех учреждений, которые предоставляют услуги, направленные на интеллектуальное развитие детей. Объясняется это их результативностью и «понятностью».
Вера Пупырева, заведующий МДОУ «Детский сад № 233»:
– Любому родителю понятно, что такое научить ребенка писать, считать, читать. Все это укладывается в очень стандартное определение – «подготовка ребенка к школе». Именно в этом сегменте играет максимальное количество игроков.
Большая часть центров предлагает также услуги по эстетическому, музыкальному, физическому развитию детей. Но, по мнению руководителя центра детского творчества «Ритм» Татьяны Таранишиной, учреждения зачастую просто дублируют друг друга.
Цена вопроса. Все дополнительные услуги, оказываемые учреждениями дошкольного образования, являются платными, даже в муниципальных садах. Средняя стоимость занятий в центрах составляет 250–300 рублей за 3–4 урока по 30 минут.
«Большая часть учреждений работает в среднем ценовом сегменте, – рассказывает Павел Шевченко (НП «Центр развития одаренности»). – Среди них есть те, которые откровенно демпингуют, и те, у кого высокие цены. При этом последних больше, потому что тот слой населения, на который рассчитаны платные образовательные услуги, может себе это позволить».
Ценовая политика учреждений зависит от многих факторов. В первую очередь на нее влияет качество предоставляемых услуг. Эксперты отмечают, что потребитель зачастую приходит в центр к определенному педагогу. Повышенный спрос на услуги конкретного лица влияет на уровень его зарплаты и, соответственно, увеличивает стоимость занятий у него.
Кроме этого ценовой сегмент зависит от аренды. Анонимный собеседник «bc» сообщил, что «достойное помещение стоит порядка 100 тыс. рублей в месяц». Важную роль играют и условия самого помещения. Если оно специально предназначается для занятий с детьми, если оно прошло проверку надзорных органов, цена аренды резко возрастает.
Эти факторы также влияют на цену посещения ребенком частного детского сада. В Перми она варьируется от 5 до 15 тыс. рублей в месяц.
Ранее эксперты «bc» говорили о том, что «стартовый капитал, необходимый для развития бизнеса, не может быть ниже 5 млн рублей. Средняя стоимость создания частного дошкольного центра – 10–20 млн рублей в зависимости от количества детей, которые будут находиться в этом центре» («Для самых маленьких», № 9 (225) от 23 марта 2009 года).
Как отмечает г-жа Пупырева, это рынок «длинных» денег. «Это не торговля, где можно вложить средства и быстро получить отдачу, – признает Вера Пупырева. – Это рынок для терпеливых игроков, которые в какой-то степени очень азартны, потому что сегодня до сих пор существуют некоторые риски».
По ее мнению, общество только начинает осознавать ценность качественного образования. Сегодня большая часть родителей понимает эффективность вложенных в развитие ребенка инвестиций. Плата за дошкольные образовательные услуги (особенно в раннем возрасте), по сути, является стратегическим вложением.
Региональная поддержка. Эксперты положительно характеризуют ситуацию с решением проблем дошкольного образования в регионе. В Пермском крае, в отличие от многих регионов России, она решается не только за счет строительства муниципальных детских садов, но и за счет развития негосударственного сектора. При этом для развития этого сектора властными структурами были сделаны конкретные шаги. Во-первых, родители детей в возрасте от 1,5 до 5 лет стали получать денежные выплаты из бюджета для того, чтобы иметь возможность посещать не только муниципальный детский сад, но и частный. Во-вторых, в городе на протяжении двух лет идет процесс передачи муниципальных зданий в концессию, чтобы предприниматели могли в них создавать негосударственные образовательные учреждения.
Людмила Гаджиева, начальник департамента образования администрации Перми:
– Появляются новые концессионеры, то есть игроки на рынке предоставления образовательных услуг. Однако это не говорит о том, что мы отказываемся развивать и поддерживать муниципальную сеть детских садов. Это свидетельствует лишь о том, что в первую очередь мы хотим привести в порядок те муниципальные объекты, которые у нас имеются, поскольку свободное место для строительства в Перми ограничено.
Кроме этого, согласно постановлению главы администрации города Перми, с 1 сентября 2010 года частные детские сады Перми, которые имеют лицензию на право ведения образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования, начали получать субсидии в размере 3972 рублей в месяц, предусмотренные за одного ребенка в возрасте от 5 до 7 лет.
Выплата субсидий является логичным продолжением краевого проекта «Мамин выбор», в котором Пермь участвует с начала 2009 года. На сегодняшний день более 20 тысяч пермских семей получают пособие и сами выбирают форму дошкольного образования для своего ребенка.
«Некоторые родители в этом случае выбирают частные детские сады, доплачивая к существующему пособию. Но когда ребенку исполняется 5 лет, то родитель вынужден либо полностью оплачивать посещение частного детского сада, либо переводить его в муниципальный детский сад. Администрацией Перми принято решение, позволяющее детям от 5 до 7 лет продолжать посещать частный детский сад на условиях софинансирования из городского бюджета. При этом деньги поступают в конкретное образовательное учреждение за каждого ребенка», – поясняет начальник департамента образования администрации Перми Людмила Гаджиева.
Благодаря реализации этих проектов уже сегодня все пермские дети в возрасте от трех лет устроены в муниципальные сады.
Перспективы развития. Несмотря на большое количество услуг по раннему развитию ребенка, в Перми все же есть пустующие ниши. Эксперты отмечают, что в Перми мало развит сегмент, связанный с личностным становлением ребенка. «Это программы, которые направлены на развитие в ребенке творческих начал, – говорит Вера Пупырева. – Получается, что мы много вкладываем в голову и гораздо меньше – в душу детей».
По ее мнению, все это объясняется тем, что создать услугу и сделать ее понятной для родителей с точки зрения личностного развития ребенка гораздо сложнее, потому что труднее показать ее результат. Кроме этого в Перми нет программ, связанных с развитием жизненных навыков. Причиной тому служат стереотипы в отношении того, что маленький ребенок не в состоянии усвоить информацию, способную научить его что-либо предпринимать в отношении собственной жизни. «Наша практика как раз говорит об обратном, – утверждает г-жа Пупырева. – Два года действия программы «Академия юных предпринимателей» показали, насколько это захватывает детей, как они удивляют собственных родителей, которые никогда не говорили с ними о таких серьезных вещах, как деньги и налоги».
Кроме этого сегодня существует проблема нехватки мест для детей младшего возраста. Это отмечают и сами игроки. «В детские сады практически не берут детей с года до двух лет, – признает Надежда Чуракова. – Объясняется это специфическим уходом и питанием. Яслей для таких детей в Перми очень мало».
Кроме всего прочего, процесс развития негосударственного рынка услуг дошкольного образования осложняется также сложной процедурой лицензирования.
«Нормативы очень сложные, а сама процедура получения лицензии очень многослойная и весьма затратная, – рассказывает Анастасия Мухина. – Потому сегодня только 5 % учреждений негосударственного сектора имеют лицензии».
По ее словам, процедура лицензирования осложняется высокой конкуренцией и нежеланием игроков к сотрудничеству, поскольку многие проблемы «можно было решить сообща». «Все учреждения разрозненны, каждое существует и развивается в своей нише», – резюмирует руководитель интеллектуального клуба для малышей «Золотой ключик» Любовь Дорофиенко.
Показателем зрелости игроков может служить появление Лиги предпринимателей образования города Перми. Эта общественная организация существует с 2008 года. Сегодня в ней состоит 25 учреждений дошкольного образования города. По словам руководителя Лиги Веры Пупыревой, средний возраст организаций – 3–5 лет. Общественное объединение сотрудничает с департаментом образования администрации Перми, а также с министерствами образования и предпринимательства развития и торговли Пермского края. «Когда рынок находится на начальной стадии развития, люди не могут воспринимать коллег как потенциальных партнеров, – рассказывает г-жа Пупырева. – Но наше сообщество поддерживает изнутри своих участников, рождает новые идеи, новые проекты, интересные родителям, предпринимателям и педагогам».
Рынок дошкольного образования Перми активно развивается. Этому способствует и интерес со стороны бизнеса, и поддержка властей. Эксперты «bc» считают, что успех игроков пермского рынка раннего развития детей все больше приближается к тому, что определяющим фактором для потребителей в выборе соответствующего центра станет именно качество предлагаемых услуг. Высокая конкуренция откорректирует число участников данной сферы бизнеса, из которого некомпетентные игроки с течением времени просто исчезнут.
Триста на двести

Триста на двести

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний