Газета
  1. Газета
 05 апреля 2010, 13:20  

Клиент в онлайн

Клиент в онлайн
Несмотря на то что банки массово предлагают услугу интернет-банкинга, среди клиентов большой популярностью она пока не пользуется. Однако в 2009 году многие банки зафиксировали рост подключения к интернет-банкингу. Эксперты считают, что услуга станет такой же популярной, как и платежные системы.

По данным Главного управления Банка России по Пермскому краю, по состоянию на 1 января 2010 года из 54 кредитных организаций, оказывающих услуги по расчетно-кассовому обслуживанию физических и юридических лиц, 39 предлагают своим клиентам и интернет-банкинг. Однако, несмотря на высокий уровень предложения, услуга пока не пользуется высоким спросом со стороны клиентов.
Хотя банки отмечают, что количество пользователей интернет-банкинга в 2009 году выросло. К примеру, в Промсвязьбанке говорят о росте в 3,5 раза, в ВТБ 24 – в 2 раза, в Райффайзенбанке практически на четверть. В Промсвязьбанке отмечают, что чаще всего клиенты пользуются такими сервисами, как оплата мобильной связи, доступа в Интернет, коммунальных платежей.
По словам Татьяны Галкиной, начальника отдела вкладов и расчетов населения Западно-Уральского банка Сбербанка России, в 2009 году число активных пользователей услуги «Сбербанк ОнЛ@йн» достигло 50 тысяч. «В планах на 2010 год увеличить этот показатель до 150 тысяч клиентов. Судя по текущей динамике, это вполне реально, ведь только за февраль к услуге «Сбербанк ОнЛ@йн» подключилось почти 9 тысяч клиентов, что в полтора раза превосходит цифры декабря и января», – говорит она. Татьяна Галкина отмечает, что наиболее популярны среди пользователей платежи, направленные на пополнение счетов за телефон, также клиенты активно совершают регулярные платежи, пополняют депозиты, погашают кредиты. «С начала года пользователями «Сбербанк ОнЛ@йн» совершенно 83 тысячи операций. Можно с уверенностью говорить, что их станет еще больше, ведь список сервисов увеличивается. В феврале он пополнился совершением операций между карточными счетами клиента. А в ближайшее время у клиентов появится возможность пополнения счетов банковских карт с вкладов и осуществления валютных операций», – добавляет собеседница «bc».
В массы. Несмотря на существенный рост в 2009 году, интернет-банкинг пока широко не распространен. По информации Главного управления Банка России по Пермскому краю, в 2009 году количество платежных карт в регионе возросло по сравнению с 2008 годом на 9,6 % и составило 1,6 млн карт. При этом доля карт, по которым осуществлялись операции, составила 60,9 % от общего количества выданных карт. «Таким образом, даже если предположить, что все владельцы счетов, которым предоставлен доступ к счетам через Интернет, являются владельцами карточных счетов, количество пользователей интернет-банкинга среди владельцев пластиковых карт не превышает 6 %», – поясняют специалисты – регулятора рынка.
Представители банковского сообщества видят тому несколько причин. Игорь Мерзлов, управляющий операционным офисом «Прикамский» Банка «Сосьете Женераль Восток» в Перми, говорит, что услуги интернет-банкинга стали доступны потребителям сравнительно недавно и для их внедрения в повседневную жизнь необходимо время.
Игорь Мерзлов:
– Наибольшая концентрация потребителей интернет-банкинга наблюдается в центре России. Это связано с наличием более доступного интернет-покрытия, а также более высокого уровня финансовой грамотности потребителей и их вовлеченности в общую онлайн-среду, где интернет-банкинг соседствует с виртуальными магазинами, оплатой услуг через Интернет и другими удаленными сервисами. В регионах же не всегда удается обеспечить такой же высокий уровень доступа клиентов к Интернету.
Любовь Юдина, управляющий Пермским филиалом Газэнергопромбанка, утверждает, что интернет-банкинг в России получил распространение около 15 лет назад, в крае его очень активно развивали Почтобанк, Банк «Дзержинский» и Сбербанк России. «Несмотря на то что рынок интернет-банкинга развивается уже на протяжении 15 лет, он еще не получил широкого распространения и сегодня имеет огромный потенциал. Для этого необходимо менять психологию населения, увеличивать количество интернет-пользователей, делая Интернет более доступным и массовым, а также активно рекламировать и продвигать, так как сегодня далеко не все по достоинству оценивают преимущества безбумажного дистанционного обслуживания, а многие даже не знают о существовании этой услуги», – считает собеседница «bc».
Специалисты Западно-Уральского банка Сбербанка подчеркивают актуальность и перспективность услуги. По словам Татьяны Галкиной, рынок интернет-банкинга имеет большой потенциал, поскольку в России, в том числе и в регионах, Интернет становится все более доступным и популярным.
Татьяна Галкина:
– Население начинает все больше ценить свое время, качество и надежность предоставляемых услуг. Более того, интернет-банкинг получает распространение и среди людей пенсионного возраста, которые не боятся знакомства с новой для них услугой и активно ею пользуются.
Комплексный подход. К тому же услуга интернет-банкинга, предоставляемая банками, испытывает серьезную конкуренцию со стороны электронных платежных систем, таких как Web Money и «Яндекс.Деньги». По словам председателя ассоциации «Электронные деньги» Виктора Достова, в 2009 году оборот электронных денег в России составил более 40 млрд рублей, почти половина оборота пришлась на интернет-кошельки.
Любовь Юдина:
– Интернет-банкинг – современная услуга с большими возможностями и перспективами. Юридические лица уже давно оценили преимущества дистанционного управления своими счетами и активно пользуются системами «банк-клиент» или «интернет-банк», а подключение к этой услуге физических лиц только в последние год-два показывает серьезную положительную динамику. Услуга позволяет оптимизировать трудозатраты банка и сэкономить время клиента на совершение той или иной операции, не простаивая в очереди и не выходя из дома или офиса. Кроме того, система «интернет-банкинг» имеет простой, безопасный и одновременно многофункциональный интерфейс. Она позволяет в любое время суток из любой точки мира не только контролировать свои счета, получать необходимые справки и выписки, но и осуществлять операции и платежи как по текущим счетам, так и по счетам пластиковых карт и вкладов.
С ней солидарен Игорь Мерзлов. По его словам, интернет-банкинг позволяет сэкономить на расходах, связанных с обслуживанием клиента в рамках банковских программ, а также делает возможным развитие даже для тех банков, которые в период кризиса потеряли эффективность своих филиальных сетей или же вовсе не имели подобной инфраструктуры.
Людмила Удальцова, заместитель председателя правления Западно-Уральского банка Сбербанка России, считает, что для пользователя интернет-банкина в первую очередь важна комплексность. «Если человек получает зарплату в одном банке, ставки по вкладам ему нравятся в другом, а по кредитам – в третьем, то он не сможет воспользоваться всем спектром предоставляемых услуг комплексно, – поясняет она. – Но если клиент полностью обслуживается в Сбербанке, то он может рассчитывать на такой перечень сервисов и платежей, которого нет ни в одном другом банке».

Из данных Главного управления Банка России по Пермскому краю следует, что в 2009 году на территории Пермского края было совершено 56,5 млн операций по картам на сумму 162,7 млрд рублей. По сравнению с 2008 годом количество операций возросло на 15,9 %, а их объем снизился на 4,2 %. При этом операции по снятию наличных денег в 2009 году составили 68,3 % по количеству и 93,5 % по объему.

Оксана Азанова, руководитель юридической службы филиала «Пермский» Соцгорбанка, также говорит, что преимущества интернет-банкинга очевидны. «Однако у этих широких возможностей есть и обратная сторона: счета клиентов не застрахованы от взлома системы и незаконного доступа к денежным средствам. Другая проблема заключается в том, что в настоящее время в нашей стране отсутствуют четкие механизмы взаимодействия между различными участниками системы электронных платежей: банками, интернет-магазинами, платежными системами и так далее. Это затрудняет развитие рынка», – считает собеседница «bc».
В Западно-Уральском банке Сбербанка России также подчеркивают, что пользование услугой «Сбербанк ОнЛ@йн» является безопасным. «Прежде всего, она оснащена стандартными и сертифицированными системами защитами. Кроме того, есть и дополнительный уровень защиты интернет-платежей. Пользователь услуги помимо логина и пароля получает разовый пароль на совершение каждой определенной операции», – поясняет Татьяна Галкина.
Любовь Юдина добавляет, что эта услуга обеспечена целым комплексом мер безопасности в отличие от обычных электронных расчетов с использованием пластиковых карт через Интернет, где банк не выступает гарантом.
Эксперты с оптимизмом смотрят на будущее интернет-банкинга. «Все больше банков включаются в онлайн-пространство и предоставляют своим клиентам сервисы удаленного управления счетами и другими функциями, для совершения которых еще недавно нужно было лично присутствовать в отделении банка. В 2010 году стоит ожидать укрепления тенденции роста этого рынка. Но для его масштабного развития необходим длительный период времени», – резюмирует Игорь Мерзлов.
Клиент в онлайн

Справка «bc»
В последние годы банками активно развиваются системы безналичных платежей за услуги связи, ЖКХ и другие расчеты посредством банкоматов и электронных терминалов. По данным Главного управления Банка России по Пермскому краю, количество электронных терминалов, используемых для оплаты товаров и услуг, в 2009 году увеличилось относительно 2008 года на 27,0 % и составило 6258 устройств, количество банкоматов с функцией оплаты товаров и услуг выросло на 5,5 % и составило 1431. В результате безналичные платежи за товары и услуги за 2009 год выросли относительно 2008 года: через банкоматы на 80,1 % по количеству и по сумме платежей на 61,6 %; через электронные терминалы – на 27,4 % и 1,8 % соответственно.

Все новости компаний