Газета
 21 декабря 2009, 13:20   1307

Социальный стимул

Социальный стимул
Депутат Пермской городской думы Алексей Грибанов рассказал о своем видении реформы социальной сферы краевой столицы, итогах работы муниципального парламента в 2009 году и планах на предстоящий год.

Алексей Анатольевич, с Вашей точки зрения, как дума провела первый кризисный год?

– На работе думы кризис особым образом не отразился – как и прежде, депутаты работали плодотворно, рассматривали по 40 вопросов за каждое заседание. Мы в большей степени занимаемся обеспечением жизнедеятельности города, текущими проблемами, а с последствиями кризисных явлений боролись на более высоком уровне. Тем не менее нами были предприняты меры, которые оказали определенную поддержку предприятиям: во-первых, в 2009 году достаточно большим был муниципальный заказ. Он составил около 7 млрд рублей, причем порядка 90 % заказов получили пермские подрядчики. Еще 800 млн рублей потрачено на капремонты жилых домов – их тоже, как правило, выполняли пермские предприятия. Дума пошла навстречу участникам рынка наружной рекламы, снизив для них налог почти в 2,5 раза. Активно реализовывалась программа по расселению ветхого и аварийного жилья – под эти цели муниципалитет выкупал квартиры у строителей, была проведена большая работа по организации общественных работ и поддержке малого бизнеса. Думаю, благодаря этому значительных социальных потрясений в городе удалось избежать.

В чем особенность социальной политики, проводимой в Перми?

– Социальная сфера не только Перми, но и других российских муниципалитетах находится в стадии реформирования. Инициатива проведения преобразований идет сверху, иногда слишком напористо, что даже вызывает некоторое сопротивление, обусловленное желанием депутатов разобраться, куда же и зачем мы идем.

Смысл сегодняшних преобразований – в повышении качества социальных услуг, приведении их уровня в соответствие с современными требованиями и ожиданиями жителей города. Все мы хотим, чтобы наши дети были высокообразованны. Существенно в глазах общества в последнее время выросла ценность здоровья, и люди хотели бы получать качественные медицинские услуги. Нормой стало, что к школе многие дети уже умеют читать, считать, – это предъявляет новые требования к дошкольному и дополнительному образованию. Как столица региона, Пермь должна поддерживать определенный уровень и в культуре – работа по этим отраслям ведется постоянно.

Какие инструменты выбраны, чтобы реализовать озвученную задачу?

– В каждой сфере есть свои особенности, и методы реформирования выбираются соответствующие. Принципиальный подход для большинства из них – подушевое финансирование, когда деньги идут за потребителем услуг. Потребитель в свою очередь имеет право выбирать, где ему эти социальные услуги получать. Это, безусловно, стимулирует социальные учреждения бороться за клиента, улучшая качество своей работы.

Кроме того, с уровня края поступают настойчивые рекомендации активно внедрять рыночные принципы в социальной сфере, привлекать к выполнению общественного заказа не только муниципальные учреждения, но и частные, некоммерческие, стимулировать конкуренцию между ними.

Останется ли при этом доступность услуг для большинства жителей города на прежнем уровне?

– Смотря о каких услугах идет речь. Например, дошкольное образование. Так, три года назад нехватка мест в детских садах составляла порядка 10 тысяч – это огромная очередь на годы вперед. С помощью программных мероприятий нам удалось восстановить часть садиков, перепрофилировать другие учреждения под дошкольное образование – это дало нам порядка 3 тысяч мест. Кроме того, ввели материальное пособие для родителей, чьи дети не посещают детсад. Его можно либо потратить на услуги няни, либо самим воспитывать ребенка до 5 лет – многие такой возможностью воспользовались. Это стало особенно востребованным в период кризиса – многие молодые мамы на работу выйти пока не могут и не планируют, а пособие помогает семье справиться с ситуацией. Кроме того, эта программа стимулирует привлечение частного бизнеса в данную сферу: сейчас идет активное развитие частных детских садов, бизнес заинтересовался получением детских садов в концессию.

Будет ли эта работа продолжена в следующем году?

– Финансирование программы осуществляется на паритетных началах с краевым бюджетом – по 400 млн рублей из каждого, самостоятельно городу ее не потянуть. Край положительно оценивает перспективы проекта – соответственно, и мы будем изыскивать возможности для участия в ней.

Можно ли этот же принцип использовать в здравоохранении?

– Относительно медицины я придерживаюсь консервативных взглядов и считаю, что нам необходимо сохранить нашу муниципальную систему здравоохранения, развивать ее, вывести на принципиально новый технологический уровень.

Специфика этой сферы такова, что частные инвесторы могут быстро в нее войти, вытеснить муниципальные учреждения, а затем цены на услуги начнут расти. Соответственно доступность для населения при этом может уменьшиться. Разрушить существующее легко, а воссоздать безумно сложно. Многие страны это проходили.

Яркий пример такого варианта развития ситуации в Перми – общественный транспорт. Ликвидировав муниципальный автопарк, мы породили монополию частных перевозчиков и рост тарифов. Поэтому в здравоохранении необходимо найти баланс муниципального и частного здравоохранения.

Нужно учитывать и то, что приход полноценных частных инвесторов в медицину сдерживается политикой государства: программа госгарантий по медицинским услугам постоянно ужимается, их стоимость подгоняется под имеющиеся средства, что, как правило, делает цены неадекватно низкими. В такой ситуации учреждения начинают зарабатывать на чем-то другом, навязывать дополнительные платные услуги населению, что вызывает понятное недовольство.

Еще одно направление реформирования здравоохранения – концессия, аренда муниципальных поликлиник частными структурами. Тут нужно оценивать – что за структура приходит на рынок. Если это компания, которая стремится извлечь сверхприбыль – это одно. Если частник намерен оказывать качественные услуги за умеренную плату – это другое. Поэтому Пермская городская дума тщательно контролирует этот процесс на нормативном уровне в постоянном режиме.

Будет ли продолжена программа «Жилье для молодой семьи»?

– Сейчас в Перми заявки на участие в программе подали более 4 тысяч семей. Из-за дорогой ипотеки программа в течение года не могла реализовываться в полном объеме: многие семьи получили сертификат, но не смогли его реализовать. Сейчас ситуация несколько улучшилась, поэтому на последнем заседании думы мы приняли решение о выделении 22 млн рублей для того, чтобы войти в федеральную программу – это даст нам возможность привлечь около 300 млн рублей федеральных и региональных средств и выдать порядка 350 сертификатов в 2010 году. Так что программа будет работать.

В последнее время строители часто интересуются: почему город, имея землю, не занимается строительством социального жилья самостоятельно, а предпочитает покупать готовое жилье?

Муниципалитет проводил эксперимент по строительству собственного социального жилья в Орджоникидзевском районе – он оказался неудачным. Победившая фирма (кстати, иногородняя) так до конца и не построила обещанное. Чтобы избежать таких рисков, решили покупать уже готовое жилье. Хотя определенная логика в собственном строительстве есть – возможно, постепенно к нему вернемся. Тем более что потребность в муниципальном жилье, например для молодых специалистов, есть. Есть один сдерживающий фактор – у нас постоянно откладываются сроки окончания приватизации, и пока человек может получить квартиру от города и оформить на нее права собственности, строить муниципальное жилье нецелесообразно.

Какие вопросы будут для думы ключевыми в будущем году?

– Прежде всего, весной состоится обсуждение и принятие «Стратегии социально-экономического развития Перми до 2030 года». Это крайне важный документ, который определит приоритеты развития города. Стратегическое значение имеет и Генплан Перми – в нем найдет выражение концепция пространственного развития краевой столицы до 2050 года.

Непростая дискуссия предстоит при обсуждении новых нормативов потребления воды, предложенных ООО «НОВОГОР-Прикамье», тарифов на пассажирские перевозки. Будет обсуждаться блок поправок в Устав Перми, предусматривающий избрание главы города из числа депутатов. Затем мы даем старт реформе дополнительного образования – на эту сферу в бюджете заложены достаточно высокие расходы – 1 млрд 160 млн рублей. Новая система оплаты труда бюджетников будет под контролем депутатов: следующий год особенный – Президент РФ объявил его Годом учителя, и педагоги ждут позитивных перемен и в этой части.

Какие результаты деятельности думы имеют наибольшее значение для Вас лично? Есть ли у Вас мечта?

– Как доктор по первому образованию, я очень надеюсь увидеть итогом нашей совместной работы современную и эффективную систему здравоохранения в городе. Задел на будущее у действующего состава думы сделан большой: продолжаем достраивать 15-ю детскую городскую больницу – это будет одна из самых современных детских хирургий в регионе; запускается детская поликлиника на Садовом; взрослая поликлиника должна быть сдана, по планам, в январе-феврале 2010 года – действующий состав думы все-таки решил вопрос, который висел более 10 лет. Мы продолжаем строить перинатальный центр и Институт сердца. Хотелось бы построить и современую школу, ведь таких объектов город не возводил с советских времен, хотя мы можем себе это позволить. Сейчас за зданием Дягилевской гимназии освобождается площадка, на которой мы планируем построить школу будущего, чтобы показать горожанам, к чему мы стремимся. Уже есть проект, край нам пообещал в этом помочь.

Надеюсь, в конце концов увенчаются успехом наши усилия по развитию спорта – хоккея с шайбой, футбола и баскетбола. Сейчас мы планомерно ведем работу по созданию ДЮСШ олимпийского резерва «Урал-Грейт Юниор» – для школы будет приобретено помещение. Я лично мечтаю увидеть шикарный физкультурно-оздоровительный центр в Мотовилихе – трехзальный, с крытым катком и бассейном, ареной для игровых видов спорта. Работа над проектно-сметной документацией сейчас ведется – по планам депутаты увидят его в будущем году. Из-за сокращения расходов бюджета этап реализации по таким проектам сдвигается на 2012–2013 годы. Мы рассчитываем, что к ним подключатся федеральные и региональные деньги, и этот ФОК все-же будет построен.

А самая большая мечта – создать в Перми такие условия, чтобы молодые люди перестали отсюда уезжать. Это, кстати, нашло отражение в проекте «Стратегии социально-экономического развития Перми», где краевую столицу предлагается сделать «городом с лучшими возможностями для самореализации». Сейчас Пермь тратит много сил и средств, чтобы вырастить, воспитать специалистов, и если они переезжают в другой город, все усилия идут прахом – это неправильно. Если молодежь будет здесь оставаться, с одной стороны, это будет показателем нашей эффективной работы, а сдругой – создаст стимулы для новых достижений

Поделиться:
Все новости компаний