Газета
 08 июня 2009, 13:20   1031

Держаться за трубу

Держаться за трубу
Начальник Пермского отделения Свердловской железной дороги Игорь Баринов – о падении объемов перевозок в первом квартале, кадровой политике в условиях экономического спада, антикризисных мерах и прогнозах на год.
Автор: Кирилл Перов

Игорь Юрьевич, насколько серьезные изменения претерпела работа Пермского отделения СвЖД в условиях кризиса, насколько упали объемы грузоперевозок?

– Первые признаки грозящего отделению спада в работе мы реально увидели осенью 2008 года на совещании у губернатора Пермского края Олега Чиркунова. Тогда предприятия выразили осторожные мнения о том, что в начале 2009 года возможно снижение грузоперевозок железнодорожным транспортом. И хотя общий настрой был позитивным, снижение заявочной работы в Пермском отделении СвЖД началось уже в конце прошлого года. Железная дорога в данном случае рассматривается как лакмусовая бумажка для определения состояния экономики региона. По тем прогнозам, которые давали наши партнеры минувшей осенью, становилось понятно: нас ждут не очень радостные времена.

Январское падение оборотов грузоперевозок в Пермском отделении было очень серьезным. Первую декаду мы отработали на уровне 35 % к аналогичному периоду 2008 года. Сыграли негативную роль несколько факторов в комплексе: и рождественские каникулы, и антикризисные меры на предприятиях, когда отпуска продлевались ввиду экономии фонда оплаты труда. Наш прогноз работы на начало года звучал более оптимистично – 50–55 % к прошлогоднему уровню. После первого квартала 2009 года мы подошли к показателю 58 % от результата января – марта 2008 года. При этом пассажирооборот сложился на уровне 70–75 % к прошлогодним объемам, то есть падение по этому сегменту не так значительно.

Существенно ли поменялся кадровый состав отделения?

– Президент «Российских железных дорог» Владимир Якунин официально озвучил позицию компании, согласно которой высвобождения кадров в РЖД нет. Предпринимаемые меры относятся к оптимизации кадрового состава – это перераспределение трудовых резервов, дополнительное обучение специалистов, снижение производственных издержек.

Специфика деятельности Пермского отделения СвЖД такова, что человека «с улицы» или даже из центра занятости невозможно превратить в железнодорожника за пару месяцев. Высокий уровень ответственности персонала за жизнь пассажиров и сохранность грузов, уникальная психология наших сотрудников воспитываются годами. Поэтому сейчас мы идем на все, чтобы удержать работников.

Разумеется, предотвратить естественный отток нельзя – уходят на заслуженный отдых пенсионеры, часть людей пытается найти более выгодные в экономическом плане места. Но сегодня численность сотрудников отделения составляет 14 тысяч человек, и эта цифра стабильна.

Есть расхожее выражение – держаться за трубу паровоза, который вытянет в любой ситуации. В дни кризиса данное высказывание обрело еще большую актуальность.

Кроме проведения кадровой политики в отделении принята Программа мероприятий по снижению производственных издержек на 2009 год. Экономия средств по итогам реализации составит примерно 700 млн рублей.

Какие антикризисные меры реализованы сегодня? Получают ли компании-партнеры льготы?

– «Российские железные дороги» – клиентоориентированное предприятие. Наш бизнес строится в постоянном взаимодействии с бизнесом наших заказчиков. Именно поэтому в тяжелые времена в Пермском отделении принят ряд мер, направленных на поддержку партнеров.

Во-первых, весь январь 2009 года отделение работало без предоплаты, получая деньги уже по факту перевозок. Далее, мы освоили проведение перевозок «под банковские гарантии», когда фактически железнодорожники разделяют риски финансово-кредитных организаций. Кроме того, существенно сокращен срок оформления заявок на перевозку грузов. Раньше периоды регистрации составляли 5, 7, 10 и более суток. Сейчас многие компании используют так называемые короткие контракты, и мы идем партнерам навстречу, действуя по принципу «сегодня заявка, завтра вагоны».

Кроме того, отменен ряд дополнительных сборов – за формирование составов, за срочную перевозку. Предоставляется 10-процентная скидка за формирование отправительских маршрутов. Данные меры будут действовать до стабилизации ситуации в экономике региона.

Кроме того, с лета в Пермском отделении СвЖД начнут ходить составы повышенного веса – до 8 тыс. тонн. Ранее грузоперевозки по России максимум были 6 тыс. тонн, новый весовой порог позволит значительно сократить издержки по грузоперевозкам.

«Метафракс» обращался с просьбой пересмотреть тарифы на перевозки грузов. Были ли еще подобные обращения?

– Аналогичные заявления поступали от ЖБК поселка Оверята и «Соликамскбумпрома». Для последнего мы изменили схему формирования тарифов на контейнерные перевозки. Кстати, этот вид грузоперевозок пострадал в меньшей степени именно благодаря заинтересованности соликамской компании.

Хочу отметить, что все решения о пересмотре тарифов решаются индивидуально для каждого заказчика. Все зависит от категории груза, вида составов, срочности доставки. Нет правил или законов, регламентирующих работу в период кризиса. В любом случае конечный результат оправдывает себя – компании получают существенный бонус при оплате железнодорожных перевозок.

Каков Ваш прогноз на развитие ситуации на ближайшее время?

– В рамках постоянных совещаний с руководителями предприятий Соликамско-Березниковского, Пермского и Чусовского узла мы постоянно задаем тот же вопрос. Сразу скажу, что радужных перспектив нет. Я понимаю осторожность компаний, которые сегодня опасаются «пообещать, но не выполнить».

Пока что цифры говорят сами за себя: в этом году перевозка цемента в Пермском крае составляет 15 % к уровню 2008 года, минеральных удобрений – 52 %, леса – 80 %. Единственная компания, которая держит прошлогодний объем, – «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». Некоторый приток грузов будет обеспечен компаниями, ранее использовавшими речной транспорт. Причины возврата к нам понятны – срочность доставки снова вышла на первый план, и речные перевозки в этом плане уже не удовлетворяют заказчиков.

Подчеркну, что мы не строим иллюзий и не пытаемся обмануть себя или партеров в ожиданиях. У компаний региона нет серьезных контрактов по минеральным удобрениям в Китай. Комплекс черной металлургии и руды также испытывает депрессию. Однако забрать грузы мы готовы отовсюду и в любом объеме – резервы отделения в настоящий момент позволяют.

Сейчас ежесуточный объем грузоперевозок в Пермском отделении составляет 57–60 тыс. тонн. Постепенно мы подтягиваемся к уровню 75–80 тыс. тонн/сут. В любом случае пока что отгрузка будет идти с
30-процентным падением к прошлогоднему результату.

Для сравнения: раньше Пермское отделение ежесуточно отгружало 120 тыс. тонн, а вся Горьковская железная дорога – 70–90 тыс. тонн.

Как выстраивается работа руководства Пермского отделения СвЖД и правительства Пермского края?

– Я бы назвал работу с властями региона постоянной и конкретной. Сейчас в приоритет выделены три основных вопроса. В первую очередь, реализуется проект по строительству 53-километрового обхода в Березниках. Решаются как теоретические, так и практические задачи по возведению обходной ветки.

Во-вторых, правительство курирует создание Пермской пригородной компании. Налажен постоянный контакт, проводятся консультации, утверждается бизнес-план, проводится согласование кандидатур в совет директоров.

Третий глобальный вопрос – развитие Осенцовского узла. В данной точке сошлись интересы предприятий Группы «ЛУКОЙЛ» и компаний, возящих инертные грузы. «Разруливает» ситуацию Министерство градостроительства и развития инфраструктуры и лично Александр Кудрявцев. Для решения проблемы Осенцов екатеринбургская компания разрабатывает проект развития, учитывающий все «узкие места». Для нас крайне важно разрешить транспортную напряженность на данном узле, так как станции Осенцы и Пермь-Сортировочная взаимосвязаны, и развитие должно идти комплексно.

Кроме того, руководство края курирует проекты Южного обхода Перми и «Городская электричка». «Наземное метро» только за 2008 год перевезло 20 млн пассажиров.

Расскажите подробнее о проекте создания Пермской пригородной компании. Каков, по Вашему мнению, потенциал данной структуры?

– Напомню, что составной частью ППК станет уже упоминавшийся мною проект «Городская электричка». Во втором полугодии Пермская пригородная компания получит юридический статус, далее работа будет строиться в несколько этапов.

В первую очередь начнется развитие уже наработанных и выгодных с экономической точки зрения маршрутов. При участии регионального правительства будет создана транспортная схема и утверждена тарифная составляющая. На втором этапе ППК выйдет на весь объем перевозок по Пермскому отделению. Главной же целью определена безубыточность проекта, заложенная в бизнес-план.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний