Прибыльных прибыло. Анализируем изменения в экономике маршрутной сети Перми в деталях

Прибыльных прибыло. Анализируем изменения в экономике маршрутной сети Перми в деталях
Business Class узнал, во сколько обошлась работа каждого маршрута общественного транспорта в Перми в 2023 году и какую выручку он при этом принес. Прибыльных направлений – 11 из 81. Общий финансовый результат за год улучшился.
Автор:

В 2023 году на оплату работы перевозчиков из городского бюджета направлено 6,514 млрд рублей, доходная часть составила 5,162 млрд рублей*. По просьбе Business Class в администрации Перми предоставили детализированную информацию – в разрезе отдельных маршрутов. Мы проанализировали ее и сравнили с аналогичными данными 2022 года.

Самые убыточные маршруты

Маршрут Показатели 2023 года Сравнение финансовых результатов (разницы между доходами и расходами)
доходы расходы 2023 2022
20 149 616 835 266 910 276 -117 293 441 -123 625 535
77 240 887 849 343 374 194 -102 486 345 -101 731 023
32 87 711 965 177 657 726 -89 945 761 -85 711 185
ТМ 11 87 146 576 160 056 140 -72 909 563 -33 578 604
53 117 529 520 185 030 106 -67 500 586 -64 601 388
15 135 421 913 198 250 497 -62 828 584 -64 866 106
80 80 053 508 140 137 993 -60 084 485 -56 179 435
ТМ 7 91 189 114 140 259 611 -49 070 497 -41 290 266
ТМ 5 128 807 521 177 154 430 -48 346 909 -16 658 222
64 105 890 918 152 028 275 -46 137 357 -46 488 454

ТОП-10 маршрутов, которые обошлись бюджету дороже всего, за год не претерпел значительных изменений. Его по-прежнему возглавляет автобус № 20 «Микрорайон Новый Крым – Центральный рынок» с финансовым результатом -117,3 млн рублей. При этом разрыв между доходами от его функционирования и затратами на оплату транспортной работы сократился на 6,3 млн рублей. Произошло это за счет увеличения выручки (+10,2%) на фоне менее значительного роста расходов (+2,9%).

Второе и третье места в рейтинге сохранили другие длинные маршруты – № 77 «ул. Памирская – ул. Мильчакова» и № 32 «Микрорайон Васильевка – Центральный рынок». Убыток по этим направлениям за год несколько увеличился – на 755 тыс. рублей (до 102,5 млн рублей) и на 4,2 млн рублей (до 89,9 млн рублей) соответственно.

Не пропустите:​В Перми на год закроют движение по путепроводу через железную дорогу по ул. Карпинского14 февраля 2024, 16:12

На четвертом месте оказался трамвайный маршрут № 11, который в 2022 году не входил в десятку самых дотационных. Финансовый результат ухудшился более чем вдвое: с -33,6 млн рублей до -72,9 млн рублей. Еще более выраженная тенденция с экономическим показателем трамвая № 5 (-16,6 млн рублей в 2022 году и -48,3 млн рублей – в 2023-м). Кроме того, в ТОП-10 также оказался трамвай № 7, несмотря на один из самых высоких показателей роста пассажиропотока (+31,9%).

Изменения в экономике трамвайных маршрутов связаны с их корректировкой на период реконструкции путей – изменением пассажиропотока и пробега вагонов. Так, трамвай № 11 ходил из микрорайона Висим до Перми II во время перекрытия ул. Карпинского, а сейчас путь его следования укорочен до депо Балатово из-за ремонта путей на ул. Мира. Аналогично во время работ на ул. Куйбышева трамвай № 5 следовал в объезд, по ул. Сибирская. «При этом несмотря на ограничения пассажиропоток трамвайных маршрутов превысил допандемийные значения», – отметили в департаменте транспорта администрации Перми.

В основном в ТОП-10 убыточных представлены маршруты, следующие из Кировского и Орджоникидзевского районов. Они характеризуются большей дальностью поездки пассажира. Поэтому на одного пассажира в среднем приходится больше затрат топлива, рабочего времени водителя и других расходов.

Самые прибыльные маршруты

Маршрут Показатели 2023 года Сравнение финансовых результатов (разницы между доходами и расходами)
доходы расходы 2023 2022
27 228 809 129 194 265 724 34 543 405 38 652 387
68 78 714 856 62 203 277 16 511 579 1 610 264
1 188 151 899 175 433 319 12 718 580 7 278 771
37 39 741 538 31 621 025 8 120 513 новый маршрут
55 133 486 522 127 335 033 6 151 488 -3 716 453
8 39 298 447 33 426 596 5 871 851 2 392 264
56 50 132 568 44 345 683 5 786 885 -4 113 109
17 34 153 171 31 927 988 2 225 183 -698 870
40 49 796 858 47 635 932 2 160 926 2 853 571
13 79 417 880 78 559 188 858 692 -18 493 515
57 30 771 998 30 315 787 456 211 -223 903

Лидер по прибыли, как и в 2022 году, – маршрут № 27 «Площадь Дружбы – микрорайон Нагорный». Он отличается высокой сменяемостью пассажиров и относительно короткой средней дальностью поездки. Второе место занял автобус № 68 «Пермь II – микрорайон Садовый», прибыль от работы которого за год выросла в десять раз. Данные свидетельствуют о сокращении расходов на транспортную работу. В 2022 году они составляли 73,9 млн рублей, в 2023-м – 62,2 млн рублей, то есть на 15,8% меньше. Динамика доходов скромнее – они выросли на 4,2%. Рост прибыли на маршруте № 68 обусловлен пересмотром графиков движения для более эффективного использования подвижного состава в условиях дефицита водителей», – пояснили в дептрансе.

Замыкает тройку наиболее финасово эффективных маршрут № 1, также связывающий станцию Пермь II и Садовый. Как и в прошлом году, он – третий в рейтинге.

Отметим автобусные направления № 13 «Песьянка – пл. Карла Маркса» и № 55 «ТРЦ «Планета» – Архиерейка». Они сгенерировали убыток в 2022 году, а в 2023-м доходы от их работы превысили расходы. На маршруте № 13 значительно вырос пассажиропоток (+47% по сравнению с 2022 годом), с 1 декабря 2023-го на этой линии увеличили выпуск транспортных средств.

Из отрицательной в положительную зону по итогам прошлого года перешли финансовые результаты автобусных маршрутов № 56 «Пермь II – микрорайон Крохалева» и № 57 «Микрорайон Крохалева – НПО «Биомед», которые проходят через крупные промышленные предприятия. На маршруте № 57 с увеличили количество транспортных средств в будние дни с 1 апреля 2023 года.

Обратная ситуация с маршрутами № 16 «Микрорайон Владимирский – микрорайон Запруд», № 26 «Центральная Усадьба – микрорайон Крольчатник» и № 35 «Пермский академический Театр-Театр – ПЭМЗ» – они перешли из числа прибыльных в разряд дотационных.

«Рост прибыли на маршрутах № 13, № 55 и № 56 может быть связан с перераспределением пассажиропотока в Индустриальном районе в связи с временным закрытием трамвайного сообщения. С реконструкцией трамвайных путей также связан переход маршрута № 35 в разряд дотационных. Он был продлен до остановки «Мясокомбинат» для компенсации временно закрытого трамвая № 3. В случае с автобусами № 16 и № 26 может объясняться запуском маршрута № 37, который дублирует эти маршруты на значительной части пути», – рассуждают в департаменте.

Новые связи

Отдельно остановимся на показателях маршрутов, открытых в 2023 году. Прибыльным оказалось направление № 37 «Микрорайон Висим – ул. Ушинского», доходы от его работы составили 39,7 млн рублей, расходы – 31,6 млн рублей. Отметим и финансовую эффективность автобуса № 17 из микрорайона Висим, путь следования которого был продлен до площади Дружбы в 2022 году. Здесь стоит упомянуть, что оба направления обслуживаются транспортом малого класса, и это снижает затраты на транспортную работу по сравнению с перевозками средними и большими автобусами.

В тоже время другой новый маршрут с малыми автобусами – № 66 «ул. Светлогорская –микрорайон Налимиха», прибыли бюджету не принес. При затратах в 2 млн рублей выручка составила 695 тыс. рублей. Уже упомянутый выше маршрут № 71 «Пермь I – ул. Анвара Гатауллина» «заработал» 36,8 млн рублей при оплате транспортной работы в размере 37,6 млн рублей. Затраты на перевозки первым в Перми электробусным маршрутом № 81, который открыли в конце ноября, составили 11,3 млн рублей. Доходы от его функционирования сложились в размере 6,5 млн рублей.

Не пропустите:​Пермь сохранила лидерство в рейтинге качества общественного транспорта07 февраля 2024, 15:42

Нашли баланс

Пассажиропоток общественного транспорта Перми в 2023 году достиг 233,8 млн поездок, – на 13,8% превысив показатель предыдущего периода. В департаменте транспорта администрации Перми выделяют два ключевых фактора роста. Первая – увеличение экономической активности. В значительной мере под этим подразумевается работа промышленных предприятий, которые перешли на трехсменный режим. Второй момент – пассажиры, покупающие проездные, начинают активнее пользоваться общественным транспортом. Эти поездки обеспечивают большую часть роста пассажиропотока, пояснял ранее начальник дептранса Анатолий Путин.

ТОП-10 маршрутов по росту пассажиропотока
маршрут пассажиропоток
2023 2022 рост
17 1 461 339 457 853 219,2%
13 3 413 430 2 322 613 47,0%
24 1 609 622 1 155 024 39,4%
48 517 592 378 586 36,7%
ТМ 4 4 580 592 3 386 155 35,3%
62 2 228 329 1 661 829 34,1%
10 4 534 937 3 421 221 32,6%
ТМ 7 4 316 556 3 272 082 31,9%
25 503 335 383 207 31,3%
22 692 729 554 018 25,0%
ТОП-10 маршрутов по снижению пассажиропотока
маршрут пассажиропоток
2023 2022 снижение
ТМ 2 1 002 741 1 390 833 -27,9%
5 620 871 833 431 -25,5%
ТМ 12 3 872 052 4 582 326 -15,5%
8 1 593 005 1 856 872 -14,2%
63 1 292 807 1 482 639 -12,8%
49 796 571 879 592 -9,4%
16 3 617 605 3 994 238 -9,4%
ТМ 11 4 293 785 4 626 769 -7,2%
21 331 927 354 062 -6,3%
38 432 506 454 773 -4,9%

Общий финансовый результат транспортной отрасли Перми по итогам 2023 года улучшился. Дотация из бюджета города сократилась на 90 млн рублей благодаря росту доходов и составила 1,352 млрд рублей. Расходы тоже увеличились – это связано с удорожанием топлива и комплектующих, а также запуском новых маршрутов. Затраты на транспортную отрасль Перми обеспечиваются за счет доходов от продажи билетов примерно на 80 %, и около 20 % приходится на бюджетные дотации. По оценке профильного департамента, это оптимальное соотношение, позволяющее сохранять ценовую доступность транспорта для пассажиров благодаря долгосрочным проездным.

*В эту сумму входит выручка от продажи билетов, за реализацию которых отвечает муниципалитет, а также субсидия за перевозку краевых и федеральных льготников – 375,9 млн рублей.

Все новости компаний