Хороший, плохой, загруженный. Разбираемся в экономике городской маршрутной сети в деталях

Хороший, плохой, загруженный. Разбираемся в экономике городской маршрутной сети в деталях
Business Class узнал, во сколько обошлась работа каждого маршрута общественного транспорта в Перми в 2022 году и какую выручку он при этом принес. «В плюсе» оказались только восемь маршрутов из 80. Анализируем экономику транспортной отрасли в деталях.
Автор:

В 2022 году на оплату работы перевозчиков из городского бюджета направлено 6,212 млрд рублей, доходная часть составила 4,759 млрд рублей*. По просьбе Business Class в администрации Перми предоставили детализированную информацию – в разрезе отдельных маршрутов.

Самые убыточные маршруты.

Мы проанализировали данные о доходах и расходах и выделили ТОП-15 автобусных маршрутов, которые обходятся бюджету дороже всего. Большинство в списке – направления из Кировского и Орджоникидзевского районов.

На первом месте автобус №20 «Новый Крым – Центральный рынок». Расходы на перевозку по этому маршруту в 2022 году на 123,6 млн рублей превысили доходы. Дотация свыше 100 млн рублей потребовалась также для обслуживания направления №77 «Улица Памирская – улица Мильчакова».

Сформировали также рейтинг маршрутов, по которым в 2022 году совершено наибольшее количество поездок**. Если сопоставить два списка, они во многом совпадают. Семь из ТОП-15 самых загруженных маршрутов входят и в ТОП-15 с самым большим убытком.

ТОП-15 убыточных маршрутов
маршрут убыток место в рейтинге по пассажиропотоку
20 Новый Крым – Центральный рынок -123 625 534,63 ₽ 6
77 Памирская – Мильчакова -101 731 023,18 ₽ 1
32 Васильевка – Центральный рынок -85 711 185,07 ₽ 21
15 Центральный рынок – Южная -64 866 106,39 ₽ 8
53 Центральный рынок – 10-й микрорайон -64 601 388,33 ₽ 13
80 ДДК им. Кирова – Милиционера Власова -56 179 434,96 ₽ 22
64 ДДК им. Кирова – Пермь-2 -46 488 454,12 ₽ 12
67 Маяковского – Садовый микрорайон -43 355 222,34 ₽ 10
6 Железнодорожный микрорайон – Пермь-2 -43 100 702,70 ₽ 29
36 Театр Ироничная компания – Вышка-1 -36 675 485,43 ₽ 5
18 пл. Дружбы – Пермский военный институт -36 242 492,85 ₽ 43
24 Памирская – пл. Дружбы -34 178 772,64 ₽ 52
60 ДДК им. Кирова – Комсомольская пл. -33 427 920,38 ₽ 18
73 Январский микрорайон – Микрорайон Заозерье -30 391 195,85 ₽ 36
59 Юбилейный микрорайон – Нагорный микрорайон -23 581 709,16 ₽ 17

На первый взгляд, ситуация кажется парадоксальной, но объясняется большой протяженностью Перми, а также особенностями маршрутов из отдаленных районов. Они характеризуются низкой сменяемостью пассажиров. Проще говоря, автобус заполняется людьми в начале маршрута, и практически все они едут до конца.

«Из-за своей протяженности Пермь имеет достаточно большую среднюю дальность поездки по сравнению с другими городами-миллионниками. Это накладывает определенные особенности на организацию транспортного сообщения. Действительно, на сегодняшний день самыми «дорогими» для бюджета являются маршруты, обслуживающие Кировский и Орджоникидзевский районы. Несмотря на большой пассажиропоток, велика и средняя дальность поездки на этих направлениях. Это значит, что для перевозки одного пассажира требуется больший объем затрат, нежели на маршрутах в центральной части города, где поездки достаточно короткие», – пояснили в департаменте транспорта администрации Перми.
ТОП-25 автобусных маршрутов по пассажиропотоку
маршрут пассажиропоток
77 10 002 700
14 8 640 866
27 8 368 696
1 7 213 340
36 6 840 607
20 6 449 797
55 6 173 603
15 5 818 625
50 5 601 710
67 5 149 439
4 4 610 167
64 4 532 654
53 4 521 930
3 4 264 978
16 3 994 238
11 3 987 460
59 3 981 227
60 3 979 323
74 3 924 033
45 3 803 808
32 3 720 439
80 3 481 006
10 3 421 221
6 3 334 094
68 2 972 064

Там добавили, что в перспективе рассматривают возможность увеличения класса автобусов на некоторых из этих маршрутов. Речь идет о запуске транспорта особо большой вместимости (в обиходе – автобусов-«гармошек»). «При большом пассажиропотоке такие машины становятся более эффективными за счет необходимости содержания меньшего количества водителей в штате», – говорят в ведомстве.

Самые прибыльные маршруты.

Маршрутов, на которых выручка превышает расходы на оплату транспортной работы, по итогам 2022 года всего восемь. Лидирует с большим отрывом №27 «Пл. Дружбы – Нагорный микрорайон», который сгенерировал прибыль 38,6 млн рублей.

Это протяженный маршрут, где пассажиры совершают преимущественно короткие поездки, а не едут от конечной до конечной. Например, много людей садятся в автобус на остановке «Ул. Чкалова» и выходят уже через одну остановку, переехав дамбу Стахановская – Чкалова. Маршрут соединяет три микрорайона и много пересадочных узлов, к тому же большой пассажиропоток обеспечивают работники «Пермских моторов».

Среди прибыльных маршрутов стоит отметить №40 и №68, которые соединяют Пермь II c микрорайонами Нагорным и Садовым соответственно. Здесь важно учесть, что эти направления перевозчики в 2022 году обслуживали в рамках коротких договоров, которые допускали использование автобусов возрастом до десяти лет. Между тем, долгосрочными контрактами закреплена обязанность обновления техники по достижении семи лет. Требования к подвижному составу влияют на стоимость транспортной работы, а значит, и на экономику маршрута в целом.

Кроме того, в списке автобусных направлений с небольшими убытками оказались те, где невелик объем работы. Среди них №9 «Деревня Субботино – деревня Хмели»; №88, который запускали в качестве временной замены трамваю №3; или автобус №46 – он ходит до Северного кладбища, и режим его работы привязан к религиозным праздникам. При этом фактические расходы на перевозку одного пассажира по таким маршрутам оказываются высоки.

ТОП-15 маршрутов от самой большой прибыли к меньшей
маршрут прибыль / убыток место в рейтинге по пассажиропотоку
27 пл. Дружбы – Нагорный микрорайон 38 652 387,46 ₽ 3
26 Центральная Усадьба – Микрорайон Крольчатник 11 534 383,89 ₽ 48
1 Пермь-2 – Садовый микрорайон 7 278 771,07 ₽ 4
40 Пермь-2 – Автопарк (Нагорный) 2 853 570,87 ₽ 44
16 Владимирский микрорайон – Микрорайон Запруд 2 635 279,98 ₽ 18
8 Микрорайон Крохалева – Садовый микрорайон 2 392 263,77 ₽ 39
68 Пермь-2 – Садовый микрорайон 1 610 264,14 ₽ 31
35 Театр-Театр ПЭМЗ 738 004,01 ₽ 73
57 Микрорайон Крохалева – НПО Биомед -223 903,33 ₽ 54
17 пл. Дружбы – Висим-2 -698 869,79 ₽ 66
46 (МВ)** Театр-Театр – Северное кладбище» -815 747,30 ₽ 76
46 (БВ)** Театр-Театр – Северное кладбище», сезонный -1 608 241,80 ₽
88 Пермь II – улица Трамвайная -1 932 536,74 ₽ 78
39 Микрорайон Оборино – Ласьвинские Хутора -2 153 567,53 ₽ 74
9 Деревня Субботино – деревня Хмели -2 311 239,06 ₽ 77

Раньше было лучше?

Не претендуя на оценку результатов транспортной реформы, что потребовало бы анализа множества аспектов, вспомним один из тезисов, звучавших на старте преобразований. Он касался «сверхприбыли» на отдельных маршрутах.

При старой модели выручка от продажи билетов причиталась перевозчику. Если маршрут был убыточным, то ему полагалась еще и соответствующая субсидия. А если прибыльным или «сверхприбыльным», ничего не происходило – деньги оставались у перевозчика. Отсюда рождалось некоторое неравенство между маршрутами. Например, у одних было больше ресурсов для обновления транспорта, чем у других.

Дальше логика следующая – если выручку со всех маршрутов сложить в один котел и оттуда же брать деньги на финансирование перевозок, то ситуация должна выровняться. В целом так и устроены брутто-контракты, по которым маршруты в Перми обслуживают сейчас. Перевозчики перечисляют выручку в бюджет, а муниципалитет платит им за то, что автобусы курсируют на линии, то есть за транспортную работу. Это позволило сформировать единые требования к подвижному составу и качеству перевозок. Но при анализе доходов и расходов не обнаруживается тех самых сверхприбыльных маршрутов, и отрасль не становится безубыточной.

«Общественный транспорт несет в первую очередь социальную функцию. Есть стоимость работы транспорта, которая складывается из множества факторов (топливо, запчасти, зарплаты сотрудников и т.д.), и есть доходная часть – плата за разовые билеты и проездные. Если каждый пассажир заплатит за каждую свою поездку 33 рубля, транспорт будет работать без убытков. Но есть большое количество льготных пассажиров. Многие жители пользуются гражданскими транспортными картами. Стоимость их поездок получается ниже установленного тарифа. Это следствие того, что городской бюджет взял на себя часть затрат, которые могли бы нести пассажиры. Также нельзя не отметить и выпадающие доходы из-за безбилетников», – объясняют в департаменте транспорта необходимость дотации отрасли.

Добавим еще один тезис. Стоимость работы по контракту определяется по итогам конкурсных процедур, и чем выше конкуренция, тем больше вероятность уменьшения цены. К примеру, перевозчик самого убыточного маршрута №20 «Автомиг» получил контракт со снижением в 0,5%.

А перевозчик наиболее прибыльного направления №27 Алексей Кирсанов получил контракт, снизив стартовую стоимость на 8,5%. И тот, и другой участвовали конкурсах в 2020 году, когда при очень высоких требованиях к подвижному составу и крупных лотах уменьшение цены на торгах в большинстве случаев было минимальным.

Разумеется, в ряде случаев высокая конкуренция на торгах не способна сделать маршрут прибыльным, а ее отсутствие не обязательно приведет к убыточности. Но исключить влияние этого также фактора нельзя.

Трамваи – настоящее и будущее.

Все трамвайные маршруты убыточны. Сам подвижной состав, обслуживание вагонов и инфраструктуры электротранспорта обходится дороже в сравнении с автомобильным. При этом тариф на проезд в Перми усредняется и одинаков для всех видов транспорта, поэтому работа всех трамваев дотируется.

В 2022 году расходы на перевозку электротранспортом составили 876,4 млн рублей. Доходы сложились в сумме 631 млн рублей. На трамваях совершено почти 27 млн поездок – это 13,6% от пассажиропотока всего общественного транспорта. При этом на электротранспорт приходится 16,9% от общей дотации отрасли.

В двадцатке маршрутов с самыми большими расходами на перевозку одного пассажира в 2022 году – всего два трамвайных (№2 и №6). В двадцатке с самым низким показателем – только один (№5). У электротранспорта с его большой вместимостью есть потенциал для того, чтобы снизить себестоимость поездки по сравнению с автобусами. Однако его реализация зависит от загруженности маршрутов и состояния инфраструктуры.

Показатели работы трамвайных маршрутов
маршрут убыток пассажиропоток
2 Станция Осенцы – Стахановское кольцо -46 768 726,90 ₽ 1 390 833
3 Пермь-2 – Красный Октябрь -2 988 142,05 ₽ нет данных
4 Пермь-2 – микрорайон Висим -18 166 342,87 ₽ 3 386 155
5 Бахаревка –Пермь-2 -16 658 222,06 ₽ 5 828 141
6 Велта – Разгуляй -27 492 131,94 ₽ 1 573 271
7 Пермь-2 – Вагоноремонтный завод -41 290 266,49 ₽ 3 272 082
8 Инкар – микрорайон Висим -34 297 581,63 ₽ 3 322 754
11 Школа №107 – микрорайон Висим -33 578 604,15 ₽ 4 626 769
12 Школа №107 – Разгуляй -24 178 541,90 ₽ 4 582 326

Развитие электротранспорта в Перми – один из приоритетов властей. За последние годы значительные средства вложены в обновление подвижного состава. С 2020 года по городу начали курсировать новые современные низкопольные трамваи «Львята». В 2021 году открыт новый участок путей по улице Революции. В 2023 году начнется комплексная модернизация электротранспорта, включающая ремонт путей, реконструкцию депо и обновление трамвайного парка. Заявлено также, что в Перми появятся электробусы.

Расходы в расчете на одну поездку и тариф на проезд.

Еще один рейтинг – по фактическим расходам в расчете на одну поездку. Для него мы поделили затраты на транспортную работу на пассажиропоток. По этому показателю ранжированы все маршруты сразу – и автобусные, и трамвайные.

Минимальное значение получилось на маршруте №26 «Центральная Усадьба – Микрорайон Крольчатник» – 16,5 рубля в расчете на одну поездку. Максимальное – 79,8 рубля – на маршруте №88, который открывали на замену трамваю. Остальные направления разделены на группы и представлены в таблице.

Фактические расходы на перевозку одного пассажира в 2022 году
Расходы на перевозку 1 пассажира (оплата транспортной работы/пассажиропоток) маршруты
от 20 до 24 рублей автобусы 1, 35, 27, 55, 17, 14
от 24 до 26 рублей автобусы 45, 8, 19, 16, 57, 68, 11, 4, 40
от 26 до 28 рублей автобусы 3, 62, 50, 10, 51, 59; трамваи 5, 12, 4
от 29 до 31 рубля автобусы 30, 36, 74, 60, 56, 69, 67, 39, 7; трамвай 11
от 31 до 33 рублей автобусы 28, 64, 77, 33, 63, 75, 54, 44, 15; трамвай 8
от 33 до 35 рублей автобусы 13, 5, 41, 6
от 35 до 37 рублей автобусы 65, 12, 47, 53; трамвай 7
от 37 до 39 рублей автобусы 70, 80, 73, 39, 21
от 40 до 45 рублей автобусы 20, 49, 25, 46; трамвай 6
от 45 до 50 рублей автобусы 32, 22, 58, 78, 18, 38
от 53 до 57 рублей автобусы 34, 24, 61, трамвай 2
от 62 до 67 рублей автобусы 48, 9, 23

Фактически средняя стоимость поездки для всей маршрутной сети в 2022 году – 30,4 рубля. Это ниже тарифа на проезд, который сейчас составляет 33 рубля. Такое сравнение напрашивается, но оно не совсем корректно. «При определении тарифа использовался фактический пассажиропоток за 2021 год – 188 млн человек. Кроме того, учитывались только затраты на обеспечение транспортной работы при существующей на тот момент маршрутной сети. Однако за 2022 год в Перми были открыты новые автобусные направления №8, №13 и №17, а также продлено несколько существующих», – пояснили в департаменте транспорта.

На 2023 год экономически обоснованный тариф рассчитан в размере 36 рублей. «Пассажиропоток в 2022 году повысился, что привело к увеличению загрузки подвижного состава. Для повышения комфорта передвижения требуется своевременно пересчитывать как экономически обоснованный, так и действующий тариф (он всегда устанавливается ниже себестоимости)», – отметили в ведомстве.

Добавим также, что фактически в среднем пассажиры платят за поездки меньше 33 рублей, поскольку действуют льготы и система скидок.

От «дыры в бюджете» к «дотации».

В 2020-2021 годах при обсуждении финансовой стороны транспортной отрасли расхожим было выражение «дыра в бюджете». Тогда разница между расходами и доходами оказалась выше прогнозируемой, и по итогам 2021 года кассовый разрыв составлял 2,2 млрд рублей.

Итоговые показатели 2022 года сошлись с плановыми, и бюджетные дотации сократились до 1,4 млрд рублей. Причем власти подчеркивают, что это никакая не «дыра», а именно дотации, которые неизбежны при сохранении тарифа на проезд ниже экономически обоснованного. Уже давно не ведется речи о выводе общественного транспорта на безубыточность. Есть задача повышать эффективность, например, в части сбора выручки за проезд.

Хороший, плохой, загруженный. Разбираемся в экономике городской маршрутной сети в деталях

Миссия «Безубыточный общественный транспорт».

В долгой истории пермских транспортных реформ есть прецедент, показывающий, как отрасль могла «выйти в ноль». Речь про 2009 год, когда еще не было законодательной базы для брутто-контрактов. Департамент транспорта тогда проводил конкурсы на обслуживание маршрутов таким образом: для прибыльных маршрутов на торгах определялся размер платы в бюджет, а для убыточных – величина субсидии. Разыграли примерно половину маршрутов, и на практике стало видно, что доходы и расходы в целом совпадают. Полноценно внедрить такой формат не получилось из-за юридических перипетий.

Однако опыт конкурсов 2009 года показал, что на тот момент общественный транспорт мог быть безубыточным. Но с учетом нескольких факторов: тогда в Перми были старые автобусы, и конкурсы предполагали обновление в весьма щадящем режиме, растянутом во времени. Перевозчиков было много, и они активно конкурировали между собой. Кроме того, если сравнивать с сегодняшними реалиями, то надо иметь в виду, что за прошедшие 14 лет тариф на проезд рос медленнее, чем инфляция. Наконец, в 2009 году не было развитого тарифного меню.


* В эту сумму входит выручка от продажи билетов, за реализацию которых отвечает муниципалитет, а также субсидия за перевозку краевых и федеральных льготников – 348 млн рублей

** Данные, зафиксированные датчиками пассажиропотока в салоне транспорта, а не число оплаченных билетов. То есть на показатель пассажиропотока не влияет количество безбилетников. В нашем распоряжении нет информации об оплаченных поездках, поэтому этот аспект не рассматривается.

*** Маршрут №46 обслуживается маршрутами большой вместимости (БВ) и малой вместимости (МВ). Эти объемы работ разделены по разным контрактам.

Все новости компаний