Рельсы, шпалы и колеса. Как поменялась транспортная сфера Перми в 2023 году и чего ждать дальше

Рельсы, шпалы и колеса. Как поменялась транспортная сфера Перми в 2023 году и чего ждать дальше
В Business Class – итоги 2023 года в транспортной сфере Перми и ожидаемые события 2024-го
Автор:

Первые электробусы, изменения автобусных маршрутов, реконструкция трамвайных сетей, новые остановки наземного метро и регулирование правил работы сервисов аренды электросамокатов. Вспоминаем наиболее значимые новшества 2023 года и рассказываем о планах по развитию транспорта в следующем году.

Маршрутная сеть автобусов

Транспортная реформа в Перми завершилась, и в 2023 году маршрутная сеть подвергалась преимущественно точечным изменениям. Среди более масштабных новшеств можно отметить запуск маршрута № 71, который первоначально открыли как временный – на период ремонта трамвайных путей по ул. Куйбышева, а впоследствии сохранили на постоянной основе и продлили путь следования. В итоге он получил сообщение «Ул. Анвара Гатауллина – Пермь I» и был перенаправлен на ул. Сибирская.

Кроме того, в 2023 году были открыты маршруты № 37, «Микрорайон Висим – ул. Ушинского», № 66 «ул. Светлогорская – микрорайон Налимиха». Для увеличения охвата общественного транспорта несколько маршрутов продлены. Например, скорректирован путь следования автобуса № 22 и теперь он обеспечивает доступность ул. Репина, часть рейсов автобуса № 30 продлены до остановки «Тенториум». Автобус № 33 стал ходить до ул. 1905 года, а ряд маршрутов в Индустриальном районе – до новой остановки у ТРЦ «Планета».

С 11 сентября в Перми начал курсировать экспресс-маршрут № 1т «Микрорайон Заозерье – Гайва – Центральный рынок». В качестве преимущества декларировалось ускоренное сообщение за счет небольшого количества промежуточных остановок. При этом на нем не действовали проездные и транспортные карты, а стоимость проезда составляла 40 рублей. Новый формат маршрута не прижился. К началу декабря перевозчик отказался работать на маршруте. В связи с этим перспективы экспресс-маршрутов пока не определены.

За 2023 год практически завершился переход на бескондукторную систему. Вместе с тем увеличилась доля безбилетников и изменить эту тенденцию – одна из задач, которая остается актуальной. В 2023-м проводился эксперимент с так называемыми мобильными кондукторами, успешным он не стал. Теперь администрация Перми сформировала новый перечень мероприятий, которые должны повысить платежную дисциплину. (см. справку)

Выделено несколько направлений работы по повышению собираемости платы за проезд. Первая группа касается упрощения оплаты проезда и повышение привлекательности проездных. Рассматривается возможность оборудования транспортных средств Bluetooth-маячками, что позволит оплачивать проезд через приложение «Транспортная карта Пермь» без считывания QR-кода. Внедряется возможность подключения счета для оплаты по QR-коду через систему быстрых платежей. Обсуждается возможность сделать долгосрочные проездные более выгодными относительно стоимости разовой поездки.
Предлагается увеличить количество контролеров и обеспечить их мобильными устройствами, помогающими отслеживать количество безбилетников и упрощающими процесс составления актов. Рассматривается возможность ужесточения мер в отношении безбилетников. Кроме того, меры по снижению загруженности транспорта также должны позитивно повлиять на собираемость платежей.

Чего ждать в 2024 году:

Среди предложенных ранее изменений в части маршрутной сети: увеличение количества транспорта на наиболее загруженных маршрутах и усиление связи с быстрорастущими микрорайонами. Например, сообщалось, что путь следования маршрута № 17 «Площадь Дружбы – Висим-2» планируют продлить до ЖК «Погода».

В следующем году должен состояться очередной виток конкурсных процедур по обслуживанию маршрутов. Предстоит обсуждение требований к подвижному составу и, в частности, есть идея по некоторым направлениям запустить автобусы особо большого класса («с гармошкой»).

В 2024 году истекает срок действия свидетельств на право обслуживания маршрутных такси. Их планируется перевести на регулируемый тариф.

Что касается тарифа, ожидается, что он вырастет до 37 рублей, произойдет это не ранее 15 апреля.

Трамваи и реконструкция путей

В 2023 году в рамках концессионного соглашения о комплексной модернизации трамвайных путей реконструированы пути на ул. Куйбышева, ул. Дзержинского, частично – на ул. Мира. В Пермь поступило 30 новых трамваев «Львенок». В связи с работами на путях по концессии, а также в рамках масштабных строек (ул. Крисанова, ул. Строителей) в курсировании трамваев вводились ограничения, и в следующем году без них тоже не обойтись:

Чего ждать в 2024 году:

Для продолжения работ по реконструкции путей предстоит переключение выпуска всех трамваев из депо Балатово на Красный Октябрь. Планируется продолжить работы на ул. Мира и реконструировать депо. Предположительно одновременно будет закрыт на реконструкцию участок ул. Карпинского от ул. Мира до шоссе Космонавтов. Из Индустриального района в центр запустят компенсационный автобусный маршрут.

В планах также реконструкция трамвайных путей на участках улиц в центре Перми (Сибирской, Ленина, Борчанинова, Белинского), дальнейшее обновление подвижного состава.

В новостной повестке наверняка появится судебное разбирательство по иску прокуратуры, касающемуся концессионного соглашения. Надзорный орган оспаривает только некоторые положения соглашения между властями Перми и края и компанией «Мовиста», а не все его целиком. Это не должно повлиять на ход работ, но тем не менее будем следить за процессом.

Первые электробусы

В конце ноября в Перми запустили первый электробусный маршрут № 81 «Улица Сапфирная – Пермь II». Новый для города транспорт хорошо показал себя в плане эксплуатации, а также, как подсчитали в отраслевом департаменте, привлек новых пассажиров.

Стоимость закупки 16 электробусов составила 751,3 млн рублей. Четыре ультрабыстрые зарядные станции обошлись еще в 81 млн рублей. Более 90% расходов покрыла федеральная субсидия. За обслуживание маршрута №81 в течение пяти лет муниципальный перевозчик «Пермгорэлектротранс» получит 641,4 млн рублей.

Путь маршрута пролегает по улицам Топазной, Лесной, Грибоедова, Уинской, Старцева (по второстепенной дороге), Чкалова, Героев Хасана, Комсомольскому проспекту, ул. Ленина.

В перспективе после обустройства остановок маршрут планируется перенаправить на ул. Екатерининскую/Луначарского.

Не первые «Ласточки»

Проекту развития пригородных железнодорожных перевозок в Пермской агломерации «Компактный город» уже более двух лет. В медиасфере за ним закрепилось название «наземное метро». Это сеть из четырех диаметров и кольцевого маршрута, по которым курсируют «Ласточки».

За последнее время введена остановка на станции Кабельная, и построен новый остановочный пункт «Комплекс ППИ». С момента запуска проекта до середины ноября 2023 года маршрутами пермского наземного метро перевезено 3,9 млн пассажиров.

Чего ждать дальше:

Планируется, что в 2024 году начнут строить остановочные пункты с высокими платформами в створе улицы Попова и на Перми I. Проект создания остановки наземного метро «Ул. Попова» уже получил положительное заключение экспертизы. Кроме того, утверждена документация по планировке и межеванию территории для размещения объекта. Остановка расположится в районе Сада им Н. В. Гоголя. В этой же локации планируется построить смотровую площадку с выступом над Камой.

Одно из направлений развития наземного метро – запуск электричек в Закамск, но конкретных сроков в последнее время не называли. Кроме того, в планах – продление железнодорожного маршрута в Краснокамск до местной автостанции.

Все новости компаний