Культура
  1. Культура
 03 января 2024, 08:00  

​Пермь как город «Золотой Маски». Business Class –​ о номинантах и лауреатах премии

​Пермь как город «Золотой Маски». Business Class –​ о номинантах и лауреатах премии
В год 300-летия Перми яркой осенней «премьерой» театрального сезона 2023 года стали фестивальные гастроли спектаклей-победителей Российской национальной премии «Золотая Маска» в столице Пермского края.
Автор:

С 5 сентября по 1 декабря пермские зрители увидели шесть спектаклей, все они были номинантами и лауреатами премии «Золотая Маска» в последние три года. Каждый из этих спектаклей подарил незабываемые впечатления и ощущение настоящего праздника, благодаря которому Пермь на время стала городом Российской национальной театральной премии «Золотой Маски».

«Мы знаем, что в Пермь можем привозить самые сложные, самые спорные спектакли, не только проверенные и успешные для публики, но и те, которые действительно вызывают много вопросов, а главное – задают вопросы, чтобы зритель сам отвечал на них», – подчеркнул Игорь Костолевский, президент премии «Золотая Маска», представляя проект.

​Пермь как город «Золотой Маски». Business Class –​ о номинантах и лауреатах премии

Фестиваль стартовал с мюзикла о творческих поисках музыканта «Фома» (16+) Новосибирского Музыкального театра на сцене Пермского академического Театра-Театра. Постановка была отмечена в 2021 году премией «Золотая Маска» сразу в трех номинациях: «Лучший спектакль в оперетте/мюзикле», «Лучшая мужская роль» и «Лучшая роль второго плана».

В начале октября на сцене Театра-Театра представил спектакль «Товарищ Кисляков» (18+) Александринский театр из Санкт-Петербурга. Постановка получила премию «Золотая Маска» 2022 года как «Лучший спектакль в драме, малая форма».

​Пермь как город «Золотой Маски». Business Class –​ о номинантах и лауреатах премии

«Мой герой – обычный человек, представитель большинства людей, которые не могут понять, что им делать в данной ситуации, когда к власти приходят коммунисты. Начинается новая жизнь, по новому уставу, в которой нет места интеллигенции и подобным людям», – так охарактеризовал своего персонажа белорусский актер Иван Трус, вошедший в труппу Александринского театра в 2021 году. Исполнителю удалось очень точно передать все стадии «эволюции», или «деградации», Ипполита Григорьевича в Товарища Кислякова на фоне коллег и друзей, не захотевших меняться, старающихся сохранить свои идеалы, за что они были «отвергнуты» новым обществом и «выкинуты» из жизни.

Спектакль о трудном внутреннем поиске человека, которому, с одной стороны, надо «переобуться» (и именно так поступает главный герой на сцене – меняет ботинки интеллигента на кирзовые сапоги коммуниста), чтобы продолжить достойную жизнь в новых условиях, а с другой стороны – сохранить человеческое лицо и верность своим идеалам. И вот это второе условие практически невозможно выполнить, «не поступившись принципами».

«У Горького есть герой, который спрашивает, чем отличается благородный металл от неблагородного. «Благородный металл не окисляется», – отвечают ему. Наш герой с говорящей фамилией Кисляков под воздействием обстоятельств окислился, хотя считал себя достаточно благородным человеком», – прокомментировал режиссер-постановщик спектакля Андрей Калинин.

Новый Кисляков доносит на коллег, изменяет жене, предает друга и в конце концов совершает убийство. И трагедия не только в том, что глобальные перемены и внешнее переустройство жизни вытягивают на свет всю ничтожность натуры главного героя, но и в том, что практически каждый зритель разглядит в портрете Товарища Кислякова и свои скрытые черты.

Самый «звездный» актерский состав в рамках фестиваля был представлен в спектакле «Братья Карамазовы» (16+) Малого драматического театра – Театра Европы из Санкт-Петербурга, который был представлен на сцене Театра-Театра. Спектакль – номинант премии «Золотая Маска» 2022 года в семи номинациях.

​Пермь как город «Золотой Маски». Business Class –​ о номинантах и лауреатах премии

Оригинальная сценография с десятками деревянных стульев различной формы, игра света прожекторов, которые то погружают героев, не участвующих в диалоге, в темноту, то подчеркнуто ярко светят в лицо персонажу, как бы мешая говорить. Все это помогает передать замысел режиссера Льва Додина и сконцентрироваться зрителям на проблеме взаимоотношений двух братьев – Дмитрия (Игорь Черневич) и Ивана (Станислав Никольский), и двух таких разных женщин – Катерины (Елизавета Боярская) и Аграфены (Екатерина Тарасова), магическим образом притягивающих героев. Спектакль-размышление, в котором через монологи героев погружаешься в мир раздумий и поиска тайн человеческой сущности Федора Достоевского, глубокий, трудный, но необходимый для внутреннего самопознания.

В начале ноября на сцене Пермского театра юного зрителя состоялся показ еще одной фестивальной постановки – «Танцующая в темноте» (18+) Театра «Старый дом» из Новосибирска, удостоенной премии «Золотая Маска» 2022 года за «Лучшую работу художника по свету». Действие спектакля происходит внутри огромного ангара, который установлен на сцене и оборудован сложной акустической аппаратурой (композитор – Николай Попов) для погружения зрителя в атмосферу звукового восприятия мира главной героини Сельмы (Вера Сергеева), теряющей зрение. Как отметила режиссер, художник-постановщик спектакля, талантливая Елизавета Бондарь, она намеренно перенесла сюжет знаменитого киномюзикла в индустриальную среду, чтобы обострить историю.

​Пермь как город «Золотой Маски». Business Class –​ о номинантах и лауреатах премии

«Я попробовала очень цинично подойти к тому, что Сальма делает, и попытаться понять, что ее поступки можно по-разному интерпретировать. Возможно, жертва, которую героиня совершает ради своего ребенка, не оправдана. Она сама не отвечает на этот вопрос, но у нас была попытка разобраться, было ли это нужно», – отметила Елизавета Бондарь.

Несмотря на довольно жесткие условия, в которых разворачивается действие спектакля, великолепная игра актрисы Веры Сергеевой оставляет зрителей на стороне Сальмы, которые сочувствуют ей до последнего шага и провожают ее со слезами на глазах.

Завершали фестивальный цикл два спектакля Российского академического Молодежного театра из Москвы, которые по планам должны были дать старт этому проекту, а получилось так, что они поставили очень запоминающуюся эмоциональную финальную точку. Это спектакли «Сын» (18+), обладатель премии «Золотая Маска» 2022 года за «Лучшую мужскую роль второго плана» (Александр Девятьяров), и «Душа моя Павел» (18+), который вошел в Long List фестиваля «Золотая Маска» 2023 года.

​Пермь как город «Золотой Маски». Business Class –​ о номинантах и лауреатах премии

В центре сюжета спектакля «Сын» (18+) – взаимоотношения сложного подростка с матерью, не оправившейся от развода, и отцом с его новой женой. Каждый из героев испытывает тяжелые внутренние переживания, которые не может выразить словами, поэтому передает их через странные импульсивные танцы, и скрывает свои истинные чувства за маской, нарисованной на лице. На сцене – серая комната без окон, есть только двери как будто в другой мир, откуда идет свет и иногда задувает воздухом белую легкую штору. Кажется, если герои выйдут за пределы квартиры, там их ждет другая, радостная жизнь. Но когда на сцене открывается огромное пространство, там только столбы с воронами и безжизненное поле. Отец Пьер (Александр Девятьяров) как ни старается выстроить взаимоотношения с сыном Николя (народный артист России Евгений Рядько), у него это не получается. И непонимание подростка родителями приводит к трагедии. Пьеру остается только представлять, кем бы стал сын в будущем, если бы остался жив.

Действие спектакля «Душа моя Павел» (18+) разворачивается в 1980-е годы в студенческой среде филологического факультета МГУ. Главный герой Павел Непомилуев (Даниил Шперлинг) из маленького «закрытого» городка поступает в университет только из-за того, что его «чистую душу» разглядела декан факультета Муза Мягонькая (народная артистка России Лариса Гребенщикова). «Боевое крещение» новоиспеченный студент получает в трудовом отряде по сбору картошки в деревне Анастасьино, где знакомится с сокурсниками, которые постоянно критикуют действующий строй. Многое для Павла происходит здесь в первый раз – он напивается, влюбляется, его подставляют и предают, прощают и отвергают. Но при всех неприятностях, которые с ним происходят, он остается все тем же хорошим парнем, которого ждет впереди полная событий университетская жизнь.

И вот с этим ощущением радости от будущего, где будет много всего интересного, завершились фестивальные гастроли спектаклей премии «Золотая Маска» в Перми. Как отметил художественный руководитель Пермского Театра-Театра, один из инициаторов проведения фестивального показа «Золотой Маски» в Перми в год 300-летия города, Борис Мильграм: «На спектаклях, представленных на этом фестивале, есть знак качества, который определяет их дальнейшую судьбу на долгие годы».

Этот знак качества, высокий уровень премии «Золотая Маска» пермяки оценили и запомнили надолго. Будем ждать в гости новых обладателей Российской национальной театральной награды.

Не пропустите:​Любовь и все русское. В Театре-Театре представили премьеру: «Отцы/Дети» (16+)18 ноября 2023, 08:00

Фото предоставлены Театром-Театром.

Все новости компаний